Впечатления фильм Триера Нимфоманка

Фильм неприятно поразил своим окончанием.
Если в Догвилле такое окончание кажется естественным облегчением, то здесь же - это неожиданное разочарование.

И в том и в другом случае - это недопустимый исход ситуации. Как бы не был слаб и сложен, многогрешен человек, даже по законам "служителей темных сил" зло в ответ не должно превышать полученное зло. Иными словами, если кому-то наступили на ногу в автобусе, а он решил в качестве мести убить, то разница между двумя совершенными злодеяниями вернется к "мстителю".

Героиня Догвилля должна была просто уехать (местью для жителей было бы уже потрясение от известия о том, что беглянку искал любящий отец, и она обладает такой силой и властью, что могла бы всех уничтожить... но уничтожать права она не имела).

Героиня Нимфоманки также должна была просто уйти. Или убедить своего спасителя в ошибочности его намерений. Для этого было достаточно лишь нескольких слов.

Наверное, не случайно и то, что в нескольких фильмах Триера прослеживается скрытая мысль о том, что непрофессиональный доморощенный "психотерапевт" серьезно рискует, пытаясь искренне помочь "проблемным" людям, выслушивая, анализируя их проблемы, пытаясь путем рационализации уменьшить их чувство вины, оправдать их, само-реабилитировать.

В ответ он рискует сам стать жертвой. Так происходит и со спасителем "Нимфоманки", и с Томом из "Догвилля" и мужем главной героини "Антихриста".
В последнем случае любящий муж и врач переоценивает свои возможности и уверен, что сам сможет помочь жене, забирая ее из психиатрической больнице (хотя она, понимая свое состояние, предупреждает его об опасности и просит не рисковать).

Не имея нужных навыков и не владея защитными механизмами такие "помощники и психотерапевты" могут стать мишенью переноса отрицательного опыта прошлого. Рассказывая о своей боли, "пациент" нередко трансформирует эту боль на "психотерапевта" и как бы подсознательно решает, что именно он и является причиной боли.

Психотерапевт и его пациент не могут "дружить", между ними должна быть четкая дистанцированность, однако, и это не всегда помогает.

Следующая мысль, которую вызвал фильм: психологические сексуальные проблемы - это внутренние проблемы человека. И если они превращаются во внутреннюю борьбу со своей страстью, то главное правило - в этой борьбе не должен пострадать ни один другой человек. Попытка подавить в себе первородный грех не должна приводить к подавлению, оскорблению и убийству других людей.

И еще фильм говорит об одиночестве людей, отличающихся по своей сексуальности от какого-то среднего стандарта, как в сторону понижения. повышения или искажения (если эти различия существенны). Иногда таким людям везет и они находят удачную пару, однако чаще они остаются глубоко одинокими по причине их сексуальной необычности, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ их очень беспокоит эта сфера и они много думают об этом.


Рецензии
Оля, история помощи ближнему повторяется в каждом фильме Триера. Все фильмы отличаются, как книги Евангелия, схожи между собой по содержанию, однако, преследуют свою цель. Фильм "Мандерлей", который здесь не указан, очень важен, поскольку акцентирует внимание именно на "пациентах". В данном случае это были рабы. Как и всегда у Триера, все пришло к тому в фильме "Мандерлей", что лучше бы рабам остаться рабами, чем пытаться их "спасти". Зачем давать им свободу, которая им не нужна: они не знают, что с ней делать. Единственное оправдание: счастливый случай. Быть может, кто-то, один их многих, преодолеет себя и станет свободным? Здесь библейских сюжет о зернах и плевелах.

Алесь Красавин   08.12.2014 19:58     Заявить о нарушении
Большое спасибо. Я пока не смотрела этот фильм. Отчасти эта же мысль у Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки". Там попытки "спасения" пациентов психиатрической больницы, их освобождение,оказались бесполезными, потому что психических сил для свободы у них не было, и лучше бы было все оставить как есть, а спаситель невольно пожертвовал собой за это бессмысленное спасение.

Вспоминается и эпизод из Истории монахини, когда главная героиня полная воодушевления спасти опасную душевнобольную открывает дверь камеры и едва спасается сама.

Я понимаю, что помощь душевным больным требует знаний и разума, не допускает наивного неофитского воодушевления, требует зрелости и осторожности, требует соблюдения правил и знания о них.

Однако я верю и в то, что Господь видит искренность в попытке помочь и спасти и пошлет силы и знания спасателю.

Храни Вас Господь!

Ольга Пылаева   10.12.2014 01:16   Заявить о нарушении