Антисталиниада

Обсудим книгу Юрия Борева «сталиниада». Сейчас книга эта подзабыта, а когда-то она имела просто огромную популярность. В Перестройку её читала и ею зачитывалась практически вся советская интеллигенция, находя в ней многие уже слышанные ранее бродячие анекдоты о Сталине, и узнавая новые. Большинство из этих анекдотов явно выдуманы чей-то больной фантазией и не имеют ничего общего с исторической действительностью. Более того, не только с реалиями конкретного сталинского времени, но и реальностью вообще. Полная историческая несостоятельность некоторых из этих баек ясна любому человеку, хоть сколь-нибудь изучившему сталинское время. Другие настолько невероятны сами по себе, что в них едва ли можно поверить, даже если бы их героем был бы не Сталин, а Новохудоносор или Калигула. В тоже время в книге имеется и материал, явно дошедший до Борева «оттуда» – из «ближнего круга» – и имевший под собой реальную основу. Ведь Борев – выходец из номенклатурной семьи, общавшийся с такой же как и он сам советской золотой молодёжью: сыновьями «дипломатов, юристов, министров и профессоров».
Автор сборника происходит из круга людей наиболее облагодетельствованных советской властью, и именно в нём собирал материал для «сталиниады». Тем удивительнее (на первый взгляд) истеричность, явная лживость и ангажированность собранных в нём историй и анекдотов. Тем более интересно, что несмотря на очевидную бредовость многих фантазий, интеллигенция настолько хотела верить, что поверила-таки!
Ещё один важный нюанс, на который стоит обратить внимание, это разница между теми анекдотами, которые рассказывают о Сталине в народе, и  теми, которые собраны в этой книге. Мифы номенклатуры и мифы российского большого народа находятся в разительном контрасте и непримиримой борьбе. Такой контраст наглядно показывает, насколько велика разница в менталитете, архетипах и жизненных установках народа России и маленькой узкой руководящей им прослойкой, для которой Сталин – палач и каратель.
Биография Юрия Борева меж тем, типична для представителя этого малого народца. Сын профессора-марксиста, выпускник московского литературного института. Всю жизнь вращался в высшем московском обществе, писал статьи и эссе, заседал в президиумах, защитил докторскую по литературоведению, преподавал... Иными словами, когда Борев говорит о «народных» легендах, он имеет в виду не легенды шахтёрские, колхозные, провинциально-интеллигентские, армейские, или даже лагерные. Речь идёт о легендах партийной номенклатуры и высшего круга московской творческой интеллигенции. Т.е. ровным счётом тех лиц, которые умышленно разваливали Советский Союз, чтобы из управленцев и сторожей государственного имущества стать его полноценными собственниками. Легенды, собранные Боревым – это легенды тех, с кем насмерть воевал Сталин, и кто насмерть воевал с ним. И кто до сих пор пытается с ним воевать, видя в его образе опасность своему сегодняшнему положению: положению воров, коррупционеров и расхитителей, а также их «творческой обслуги».
В предисловии к сборнику анекдотов Юрий Борев пишет:
Я предлагаю предания вниманию читателей не как документы о фактах истории, а как свидетельство о духовной жизни народа. То есть, повторюсь, речь идет не об историческом, а о художественном материале, не о достоверном, а о вероятном, не о научно истинном, а о художественно правдивом. Творя по вероятности, легенды, даже отступая от факта, часто приближаются к его сущности, способствуя своим художественным анализом постижению сталинщины. Именно поэтому, даже обнаруживая в рассказах исторические неточности, я не вносил поправок, приближающих текст к истории, но лишающих его фольклорно-притчевого своеобразия. Ложные притчи обладают ценностью, лежащей поверх исторических фактов, они фиксируют факты духа.
Обратимся и мы к «фактам духа». Только лишний раз оговорим, что речь идёт о нашем «малом народце», сегодня зовущем себя элитой. И представим себя этнографами, которые разбирают национальные предания, сказки и легенды этого малого народца, чтобы понять его характер и образ мышления. Я взял на себя смелость выбрать и привести здесь наиболее типичные и наиболее яркие перлы из этой книги. Некоторые я снабдил комментарием (обычный текст), оригинальные цитаты из книги Борева выделены курсивом.

«Аллилуева попросила Сталина:
– Закрой дверь: сын простудится.
Сталин ответил:
– Ничего: простудится – раньше умрет».

«Старая большевичка Полина Семеновна Виноградская рассказывала, что когда у Сталина родился сын Василий, любимой забавой отца было пускать в лицо мальчика дым от трубки. Смеясь, Сталин смотрел, как морщится и плачет от дыма ребенок».
Делал это Сталин исключительно при Виноградской, потому что других очевидцев нет. Запирал её с собой и с младенцем Васей в комнате и заставлял часами смотреть. Что ж, тем достовернее её уникальное свидетельство.

«Сталин пользовался столь коварными методами, что в сравнении с ним сам основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола кажется наивным ребенком. Психологическая установка всегда рождается на основе личного опыта, и чем вероломнее человек по отношению к другим, тем большего коварства он от них ожидает. На основе этой психологической закономерности Сталин пришел к недоверию по отношению ко всем, подозревая в каждом двурушничество, неискренность, предательство».
Большой учёный Борев во всей красоте. Прекрасный образец мышления врагов Сталина: диспут на уровне «кто обзывается, тот сам так и называется». Большинство людей заканчивают вести диспуты на таком уровне ещё в детском саду. Продолжая это «логику», можно спросить, на основании каких закономерностей сам Борев пришёл к выводе о столь скотской природе Сталина? Не на основе личного опыта, случаем?

«Со Сталиным случались приступы безумия. Он выбегал ночью в кальсонах с пистолетом в руке и бегал по кремлевским коридорам или по даче, ища врагов».
Резонно спросить, находил или нет? Вот бегает Сталин по коридору, а врагов нет… Это чревато неприятностями для приближённых. Думаю, Власик специально для этого случая должен был держать парочку врагов в специальной комнате. Накатило на Хозяина, побежал он врагов пострелять, а они тут как тут, наготове.

«Фамилии его я не помню. Однако хорошо помню: мы с отцом в большой комнате стоим у рояля, а рядом рыжий толстячок. И он говорит чудовищные, с моей тогдашней точки зрения, слова:
– Сталин разговаривает в своем кругу только матом. Он ведет себя, как главарь банды…
Я чувствую, что отец согласен с этим, но не хочет говорить об этом при мне. В моем сознании под слоем ежедневных восхвалений Сталина в газетах, по радио, в школе на долгие годы осталась эта фраза.
Мнение папиного приятеля через много лет подтвердил кинорежиссер Михаил Ильич Ромм. Он рассказал мне, что однажды во время правительственного приема был приглашен в небольшую комнату, где Сталин под аккомпанемент пианино исполнял матерные частушки».
Коварство Сталина не имеет границ. Безжалостно истязая Михаила Ильича матерными частушками, он, видимо, пытался навсегда испортить его художественный вкус. Ишь какой коварный! Но Михаил Ильич не промах! Когда Сталин попытался танцевать перед ним вприсядку, Михаил Ильич решительно ему это запретил.

«Подростком Сталин всегда ходил с пистолетом, так что никто не отваживался его обидеть.
Старые горийцы в конце 50-х годов рассказывали, что однажды в дом, где были только женщины и дети, вошел Сталин и потребовал деньги "для революции". Испуганные женщины подчинились и дали деньги, с которыми юный Сосо ушел "в революцию дальше"».
«Ходил он от дома к дому, стучась у чужих дверей»… Вот что Сталин имел в виду, оказывается!

«В 16-17 лет Сталин под псевдонимом И. Дж-швили и Сосело печатает стихи в газетах «Иверия» и «Квели». В лирическом стихотворении «Луна» он пишет:

И знай, кто пал золой на землю,
Кто был так долго угнетен,
Тот станет выше гор великих,
Надеждой яркой окрылен.

В этих строках живет ощущение социальной неполноценности автора и честолюбивая идея стать выше гор».
Мне кажется, что аргумент «просто Сталин завидовал Луне, потому что она светит в небе, а он нет» подошёл бы больше. А кроме шуток, составитель нашего сборника – профессиональный литературовед и доктор филологических наук. Профессионально занимался теорией критики. Ах, какая глубина анализа! Какая логическая выверенность!
А ещё некоторые идиоты говорят, что Сталин в языковедении познал толк. Вон какие у нас в наличие титаны мысли, подвергающее литературу беспощадному профессиональному анализу. Где уж тут Сталину со своим свиным рылом да в калашный ряд!

«Раз в три месяца по маршруту Новороссийск – Гудауты – Сочи на военной яхте везли деньги для военных и государственных чиновников Закавказья. В Сочи деньги перегружали в карету и в сопровождении сотни казаков переправляли в Тбилиси. Этот путь и был хорошо изучен экспроприаторами. В команду яхты ввели своего моториста и штурмана. Кроме команды на яхте было еще 15 солдат. Во время стоянки в Гудаутах к яхте подплыли восемь абреков. Моторист и штурман закрыли тринадцать солдат в кубрике, а двоих часовых выбросили за борт. После этого абреки перебили команду и застрелили моториста и штурмана. Около полутонны золота и серебра перегрузили на баркас, а затем на ожидавшую в Гудаутах арбу и повезли в горы. По дороге четыре абрека поприказу старшего из них застрелили четырех остальных. Поехали дальше, и два абрека убили двух спящих Других. Наконец, когда два последних абрека-конвоира утром стали умываться, один из них выстрелил другому в затылок.
Осмотревшись по сторонам, стрелявший увидел, что все это происходило на глазах маленького пастушка, оказавшегося с козой в этом глухом месте. Стрелявший долго досадливо смотрел на мальчика, но до него было далеко – ни добежать, ни попасть. Человек махнул рукой, сунул в карман наган и погнал лошадей с арбой в горы. Партия никогда не увидела этих Денег. Они достались единственному из оставшихся в живых исполнителей экса – Сталину».
Глазастый какой пастушок. Со своего склона увидел и моториста, и абреков, и арбу... Но врагов Сталина это не смущает: врут и в ус не дуют. Та же самая байка легла и в основу новеллы Фазиля Искандера из сборника «Сандро из Чегема». А также снятого по мотивам его писаний одноимённого фильма Юрия Кары «пиры Валтасара или ночь со Сталиным».

«мотив сотрудничества с охранкой не возникал ни на одном из непосредственно контролируемых Сталиным процессов над "врагами народа": такое обвинение предполагало обращение к архивным материалам. В доме повешенного не говорят о веревке – это удостоверяет связь Сталина с жандармерией гораздо убедительнее, чем найденные Ф. Волковым документы».
Борев продолжает поражать строгой логичностью выводов. Последователям нашего исследователя подскажу, что ни одному из врагов народа не предъявлялось обвинений в ритуальных убийствах. А также в людоедстве или в скотоложстве… Видимо это многое объясняет в поступках и поведении Сталина.
«Найденные Ф. Волковым документы» это т.н. «письмо Ерёмина». Очень грубая подделка, о чём известно как у нас в стране, так и на Западе ещё с 50-х гг XX века: с самого момента её появления. Волков ничего не находил, а просто в перестроечном угаре принялся размахивать старой давным-давно разоблачённой фальшивкой. О чём большой учёный Бореев, конечно, не знал и спросить ни у кого не мог.

«В сибирской ссылке Сталин был вместе со Свердловым, который жаловался на его крайний антисемитизм. В Грузии традиций антисемитизма не было, и к грузину эти настроения могли прийти через связь с жандармерией.»
Железобетонно. Смелый и «логичный» вывод насчёт жандармерии принадлежит самому составителю книги, известному литературоведу. Как всегда блестящая аналитика и замечательный пример научного мышления!
В реальности и Свердлов, и Сталин странным образом не говорили о причинах их серьёзной размолвки во время Туруханской ссылки. И что там между ними произошло, так и осталось тайной.

«Жила в Туруханском крае неподалеку от Сталина одна молодая безотказная женщина. Взаимностью она не ответила только Сталину. Как не вспомнить стихи Марины Цветаевой:
Целовалась с вором, с нищим, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла –
Нипочем!..
Я не стану целоваться с палачом.
Видимо, у сибирячки был тот же разбойно-вольный характер и брезгливость, что и у героини цветаевского стиха. И тогда удивительна интуиция: за четверть века до 1937 года женщина угадала в Сталине палача».
Интересно тут не то, что данная история ничем не подтверждена . Интересен образ мышления врагов Сталина: «просто Сталину не давали бабы (даже шлюхи), вот он и озлобился на всех». Куда уж проще-то!

«В начале революции Сталин скрывался в Петрограде в доме одного революционера-подпольщика. Однажды он надолго остался в доме с сыном хозяина – девятилетним Мишей. Они беседовали. Наконец раздался стук в дверь – пришла мать. Мальчик хотел открыть, но Сталин остановил его и ударил по щеке. Миша испугался и собрался плакать. Сталин сказал: "Не плачь, не плачь, Миша. Запомни: сегодня с тобой разговаривал Сталин".
Мальчик запомнил это на всю жизнь. Оказывается, в горах есть такой обычай: если князь посещает дом крестьянина, то отец зовет старшего сына, дает ему пощечину и говорит: запомни этот день – у нас в доме был князь.
Рассказывавший в 1963 году мне эту историю Ромм заключил: Сталин шел в революцию с намерением стать князем».
Допустим даже, что эта история имела место в действительности: раз уж сам Ромм рассказывал! Но разве не интересно было бы узнать, как по горскому обычаю должен реагировать на эту пощёчину мальчик, каков глубинный смысл этого ритуала и почему долго беседовавший с мальчиком Сталин завершил беседу именно таким образом? Но ни Ромму, ни, тем более, Бореву, в голову это не пришло. Просто Сталин хотел князем быть, вот и убивал князей из зависти! И детей бил. Чё тут думать-то? Маньяк и всё.

«По свидетельству критика Ильи Фейнберга, поэт Владислав Ходасевич рассказывал, что Сталин имел привычку часами лежать на кушетке и плевать на наличник над дверью. Это очень не нравилось его жене Надежде Аллилуевой, и она ругала и стыдила его даже при посторонних.»
Файнберг соврать не даст. Особенно, учитывая, что Ходасевич уехал из страны в 1922 году, а до октября 1917-го ни к каким большевика и близко не подходил. Значит, Сталин часами плевал в наличник где-то между семнадцатым и двадцать вторым… Наиболее подходящий момент был во время обороны Царицына. Там было сподручнее всего плевать часами в потолок. В перерывах между приступами безумия.

«Позорно и постыдно для пролетарских революционеров дальше терпеть сталинское иго, его произвол и издевательство над партией и трудящимися массами. Кто не видит этого ига, не чувствует этого произвола и гнета, кто не возмущается им, тот раб…»
Здесь Борев приводит цитату революционера Рютина. В высшей степени интересного персонажа, достойного отдельного рассказа. Интересно, что из всего наследия Рютина, Борев выбрал именно эту фразу. Почему? Видимо, она подкупила его своей безукоризненной внутренней «логикой»: Иго видишь? А оно есть!
«Логика» и впрямь потрясает: «тот, кто себя считает рабом Сталина, – тот не раб. А вот тот, кто себя не считает рабом – тот на самом деле и есть раб». Чем нелогичнее, (а ещё лучше подчёркнуто антилогичнее) мышление, тем оно больше нравится нашему «малому народцу».

«Сталин распорядился покрасить в черный цвет загородную дачу. Его жена Надежда Аллилуева плакала, уговаривая дать даче любую другую окраску. Сталин настаивал и только благодаря уговорам Ворошилова разрешил перекрасить дачу».
Штришок к портрету. Как известно, Сталин любил всё чёрное, и никогда не шутил.

«Однажды Светлана и ее подруга гуляли в саду на даче у Сталина. Вдруг их позвали в комнату, где члены Политбюро обсуждали варианты нового ордена "Знак Почета". Сталин предложил девочкам выбрать из множества рисунков наиболее понравившийся. Светлана выбрала. Сталин сказал: "Этот утвердим".
Для Сталина сознание народа – детское сознание, что нравится ребенку, то понравится и народу, наивному в мыслях, примитивному во вкусах».
Этот случай (мнимый или настоящий) нам пытаются предъявить как доказательство того, что Сталин плохо относился к народу: презирал его и считал детьми. О том, как сами представители малого народца относятся к людям, Бореев открытым текстом скажет чуть ниже.

«Однажды в Крыму вождя укусил москит. Сталин огляделся и сказал: "Москиты – вредные насекомые. С ними нужно раз и навсегда покончить. Они живут в кипарисах. Чтобы освободить нашу всесоюзную здравницу Крым от вредного присутствия москитов, нужно срубить все кипарисы". И кипарисы срубили. Вместо них по указанию Сталина стали сажать эвкалипты. Они приживались трудно.
На эти посадки ушло много миллионов рублей».
Про миллионы рублей – необходимая ремарка. Без неё до адресата – либерального интеллигента – не дошёл бы весь ужас и коварство сталинизма. Надо отметить, что глупый тиран и здесь потерпел сокрушительное поражение: кипарисы из Крыма никуда не делись.

«Поскольку Родионов в момент выстрела уже не работал в обкоме, в первую "кировскую волну" посадок его не арестовали. И все равно он – делегат рокового XVII съезда – был обречен. Вскоре за ним пришли. Во время следствия жена каждую неделю носила передачи и забирала в стирку белье. Однажды передачу у нее не приняли, и она ушла домой, не получив очередной порции белья. Ночью раздался телефонный звонок, и на неё грубо накричал какой-то охранник:
– Какого черта не забираете ваше вонючее белье? Мы, что ли, должны с ним возиться?
Наутро она забрала белье и отдала стирать домработнице. Вдруг из ванной комнаты раздался крик. Когда хозяйка вбежала, испуганная домработница держала окровавленную одежду с прилипшими к ней кусками кожи.
Вскоре Родионова вывезли на барже в открытое море, где заключенных расстреливали прямо на борту, и тела их падали в воду».
Зеков топили на баржах, чтобы потом никто не узнал, куда они делись. А одежду с кусками кожи выдавали родственникам специально, чтобы они точно знали, куда они делись. И распространяли побольше слухов. Очень логичная история, вполне в духе нашей интеллигенции. Она безусловно достойна экранизации и ждёт своего Михалкова, Бондарчука или Кончаловского.

«Леонид Осипович Утесов объяснял смерть Мейерхольда и Бабеля так: Сталин не любил знаменитых людей, которые своей славой не были обязаны ему. Только из рук Сталина слава должна была приходить к человеку.»
Леонид Осипович знал, о чём говорил! Титанические усилия, которые он прикладывал, чтобы почаще показываться Иосифу Виссарионовичу на глаза, достойны, чтобы о них написали отдельную большую книги. Помнил бы кто-нибудь сейчас о самом Утёсове, если бы не благосклонность к нему (действительная или придуманная самим Утёсовым?) Сталина, о которой Утёсов непрерывно говорил на каждом углу? Рискну предположить, что нет.

«Сталин подошел к Косареву, нежно обнял за плечи и тихо сказал:
"Я тебя раздавлю".»
Слонёнка Гобо помните?

«В 36 году командующего одного из округов Тимошенко без всяких объяснений срочно вызвали в Москву. Прибыть было приказано одному без оружия и адъютанта. Похоже было на вызов для ареста. Тимошенко вылетел в Москву. Через три часа его встретил начальник штаба и повез в особняк Буденного.
Там Тимошенко застал странную картину.
За пышным столом сидели Сталин и высшие командиры Красной Армии, а перед ними на ковре вспотевший и уставший, в одной рубахе стоял Тухачевский. На протяжении нескольких часов он по прихоти Сталина боролся и положил на лопатки всех командующих и маршалов. Эти победы привели Сталина в негодование. Тут-то и призвали Тимошенко. Сталин сказал ему, что сын трудящегося должен победить помещичьего сына. Ситуация осложнялась тем, что Тухачевский был начальником Тимошенко.
С большим трудом Тимошенко удалось победить уставшего Тухачевского. Сталин радовался, а Тимошенко огорчился тому, что Тухачевский ударился головой и лежит оглушенный. Сталин рассмеялся и успокоил: "Ничего, голова ему теперь нескоро понадобится". Тухачевского под мышки уволокли из комнаты. Вскоре его расстреляли, а маршалом, наркомом обороны назначили Тимошенко.»
А потом Тухачевского принесли в жертву, как проигравшего, и съели. Борев об этом написать забыл, но мы-то не должны это упускать из памяти. Суд над Тухачевским и расстрел – инсценировка. А на самом деле согласно обычаям дикарей тумба-юмба проигравших в поединках Сталин съедал.

«Некто Бедия опубликовал небольшую работу о начале социалистического движения в Закавказье. Эта книжечка содержала выгодную для "отца народов" концепцию: Сталин в Закавказье занимался тем же делом, что и Ленин в России, шел тем же путем, действовал теми же методами. Получалось, что Сталин не только верный соратник Ленина, но и равная ему фигура.
Убив автора книги, Берия присвоил ее себе, вписав в неё маленькую главку. Он распространил версию, что в бытность секретарем ЦК Закавказья считал неудобным публиковаться под своей фамилией. С таким объяснением книга была послана Сталину и понравилась ему, что потом сыграло роль при переводе Берия в Москву. Когда Берия хотел выглядеть привлекательным (особенно перед женщиной), он показывал книгу и, скромно потупясь, говорил: "Это я написал".»
Бедия это на самом деле Берия. Коба это на самом деле Лакоба. А «гитлеровский  фельдмаршал Паулюс, американский летчик-шпион Пауэрс и латышский композитор Паулс – один и тот же человек, только очень хитрый и живучий». Напоминаю вновь, что Борев по специальности филолог. Он литературоведов в университетах готовил. И готовит до сих пор. Что и говорить, на высочайшем уровне наше литературоведение!

«В конце 20-х – в начале 30-х годов художник Кацман писал портреты Сталина и Ворошилова, был обласкан их вниманием и стал их доверенным человеком. Его приглашали на загородную дачу, где устраивались оргии. Там было нечто вроде римских терм, где нагие вакханки приносили яства и возлежали рядом с вельможами. Впрочем, были и отличия от Рима, выдающие северную топографию действа и паханский вкус ее главного организатора: над помещением «термы» висел большой моржовый фаллос. Видимо, людоед был большим жизнелюбом. Кацман глухо рассказал об этом Федорову-Давыдову. Тот, в свою очередь, еще более глухо упомянул об этом кому-то. Последний сообщил Куда Надо. Федорова-Давыдова на время выслали в Ярославль, а Кацмана отлучили от доверия.
Мягкость наказания объясняется ранней датой события и тем, о чем поведал Кацман: "Ворошилов обругал меня: мы тебе доверяли, мы тебя приблизили, а ты оказался болтун и дерьмо. Ты пренебрёг доверием! Скажи спасибо, я тебя спас от гнева Сталина. Но смотри, если будешь болтать…"»
Странно, правда? Миллионы убиты, десятки миллионов заживо сгнили в лагерях, а Кацман (который очень много знает) отпущен под честное слово. Моржовый фаллос в личном борделе Сталина… И как в голову-то такие вещи приходят? Как вы полагаете, додумался бы до такого работяга? Военный? Сельский учитель?

«Мой приятель О. Е. женат на дочери полковника МГБ в отставке. Полковник этот был близким другом Берия и многое повидал. Он рассказывал о совещании военных, которое состоялось в 1940 году в Кремле. Совещание вёл Ворошилов. Сталин с трубкой во рту ходил по комнате. За столом сидели высшие армейские командиры, перед входом в зал заседания сдавшие оружие, и работники МГБ, одетые в военную форму с пистолетами в карманах.
Полковник сидел за столом рядом с Окой Городовиковым, получив простое и недвусмысленное задание: держать руку в кармане и стрелять в Городовикова без предупреждения, если тот встанет с места. Таким был страх Сталина перед своим генералитетом даже после того, как Тухачевский, Якир, Блюхер, Егоров и тысячи других командиров были убиты. Факт поразительный даже для нравов тех времен.»
Скорее тут поразительна скорость перерождения семейств генералов МГБ. Марксистская формула «общественное бытие определяет общественное сознание» по-прежнему торжествует и многократно подтверждается практикой. Как только в обществе запахло реальной возможностью приватизировать общественную собственность, будущая «элита» немедля принялась оплёвывать собственное прошлое.

«Михаил Ильич Ромм рассказывал мне в 1963 году. Во время съемок фильма "Ленин в 1918 году" у творческой группы возникла необходимость осмотреть квартиру Ленина в Кремле. Сопровождала Ромма и других участников фильма Крупская. Показывая квартиру, она обратила внимание на солдата-часового. 'Тогда красноармейцы, – сказала она, – были, конечно, не такими. Ну разве это солдат революционной армии? Что написано у него на лице? 'Так точно, слушаюсь'" И все это говорилось при красноармейце охраны, который продолжал стоять не шелохнувшись, как статуя».
Ох уж этот Михаил Ильич, лауреат бессчетного числа сталинских премий и один из главных пропагандистов сталинизма (при живом Сталине) и… антисталинизма (при Сталине мёртвом)...
В этом эпизоде интереснее всего то, что о существовании таких понятий, как устав караульной службы, пост, часовой, охраняемый объект и т.д. наш малый народец слыхом не слыхивал. Ещё бы! Это ведь не для них придумано, а для всякого быдла, вроде красноармейцев! Само понятие воинской дисциплины – это тоже для мужланов из простонародья, а не для них. А уж каков уровень культуры и врождённой интеллигентности: вот так вот запросто обращаться с солдатом как с предметом мебели!
В теории мы – истинные борцы за права трудящихся (в отличие от мракобеса Сталина), а на практике глубоко презираем эту презренную чернь. Эпизод очень похожий на правду, и многое объясняющий в отношении Сталина к Крупской и похожим на неё персонажам. Это к вопросу о том, как к народу относился Сталин, и как к нему относятся антисталинисты.

«В начале 1930-х годов произошла смена творческой направленности советского зодчества. Исследуя причины этого, Анатоль Копп (Франция), Кетрин Кук (Англия), Виери Квиличи (Италия) считают, что над народом еще слишком тяготело прошлое, чтобы он видел комфорт и красоту в других архитектурных формах, нежели те, которые украшали жизнь его угнетателей. Это утверждение убедительнее версии, связывающей изменения в архитектуре исключительно с личным вкусом Сталина. Вернее, вкус Сталина оказался «народным»: таким же исторически отсталым, как эстетические предпочтения постреволюционной черни, которую ещё Пушкин отличал от народа».
Комментарии, как говорится, излишни. «Постреволюционная чернь» и Сталин были едины, строя сталинские высотки. А вот сын профессора-марксиста, филолог и эссеист Борев приходит от них в ужас. И это опять об отношении к собственному народу.

«В конце войны Сталин отдал распоряжение набирать солдат-добровольцев в тюрьмах среди уголовников. Он разрешил объявлять в войсках: взятые немецкие города будут на три дня отданы солдатам и лишь потом установлена комендатура».
В конце войны не отправляли на фронт военнослужащих 44 года призыва: не было надобности. И уж тем более не было надобности в уголовниках. Лживость этого заявления развенчивать, в общем, и не надо. Обратить внимание следует на другое: интересно, что было в голове у тех людей, кто придумывал эти бредни, и у тех, кто в них верил? Ведь это в какой альтернативной реальности надо существовать!

Незадолго перед смертью маршал Рокоссовский сказал:
– Этот недоучка только мешал воевать. Мы – командующие – его обманывали: любому самому несуразному его распоряжению поддакивали, а действовали по-своему.
Эта байка не зафиксирована нигде, кроме книги Борева. Зато документально зафиксировано особо уважительное отношение к Рокоссовскому самого Сталина, который называл его по имени отчеству: Константин Константинович. Такой чести ранее удостаивался только Шапошников.
Кому верить, маршалу Голованову, который лично видел, как Рокоссовский отказался писать очерняющую Сталина статью со словами «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!», или анонимному свидетельству Борева (который не утруждает себя ссылкой на источник), каждый может решить сам. Интересно, что данная выдуманная Боревым фраза и по сию пору (конечно без ссылки на источник) кочует по учебникам. Например, она в качествек исторического факта присутствует в «задачнике по истории России» С. Горяйнова.

По словам Зинаиды Гавриловны Орджоникидзе, Сталин любил поиздеваться над ближними. Объектом таких издевательств нередко был его секретарь Поскребышев. Однажды под Новый год Сталин развлекался таким образом: сидя за столом, он сворачивал бумажки в маленькие трубочки и надевал их на пальцы Поскребышева. Потом зажигал бумажки, подобно новогодним свечам. Поскребышев весь извивался и корчился от боли, но не смел сбросить эти трубочки.
Тут необходимо вспомнить неопровержимое свидетельство писателя Трифонова, ещё одного духовного авторитета нашей либеральной интеллигенции. Благоразумно выждав какое-то время после смерти Твардовского, Трифонов заявил, что «Твардовский лежал в кремлевской больнице вместе с Поскрёбышевым. Однажды Поскрёбышев заплакал и сказал о своем хозяине: «Ведь он меня бил! Схватит вот так за волосы и бьет головой об стол...» (Трифонов Ю. В. Записки соседа // Дружба народов. 1989. № 10. С. 39).
Если посмотреть после этого свидетельства на фотографию Поскрёбышева, то станет ясно, что Сталин поистине чудовище. Ни один другой человек никогда не смог бы схватить Поскребышева за волосы.

Делали кинохроникальную ленту об авиапараде. Только что появилось новшество – цветная пленка. Сталин спросил:
– Снимают на цветную пленку?
Молотов ответил наугад:
– Да.
Однако оказалось, снимают на черно-белую. Срочно послали машину на студию документальных фильмов, которая в этот воскресный день была пуста. Выбили двери, взломали сейф, где хранилась цветная пленка и к концу парада пленку доставили в Тушино. Оператор успел заснять в цвете только трибуну, вождя и последние эпизоды парада. Несмотря на то, что это обошлось в копеечку и трибуны опустели, парад повторили для цветной съемки.
Цветная запись парада в Тушино имеется в интернете. Выходит, сотни тысяч москвичей надо было повторно сгонять в Тушино ради съёмок. Но как сотини тысяч москвичей об этом забыли, - неясно.

Евсей Либицкий был похож на Сталина и использовался как его двойник. В 1952 году за восемь месяцев до смерти Сталина его арестовали – "вы слишком много знаете" – и сослали на остров в Белом море, что означало смертный приговор. Однако после ухода Сталина в небытие Либицкого с условием неразглашения его истории освободили. Ему разрешили жить только в каком-то глухом районе Казахстана. Там Либицкий доверил свою историю одной женщине и разрешил пересказывать ее только после его смерти.
«И сослали на остров в Белом море, что означало смертный приговор»! 

1976 год. Прошло 23 года со дня смерти Сталина. В Дагестане, в Махачкале нет грузовика, такси, сапожной будки, на стекле которых не было бы портрета Сталина. Особенно любим групповой портрет: Сталин, его старая мать, его сын Василий в форме генерала. Образовался доходный бизнес: перепечатка и продажа снимков. Появление изображения Сталина в будках сапожников можно понять: согласно легенде, отец Сталина – сапожник. Однако почему его портреты висят в других местах? Простолюдины объясняют это так: настоящий мужчина, сильный был человек, умел всех держать. Тоска по палке и сильной руке. Или еще: при нем порядок был, при нем масло было. Верно, была даже черная икра: еще не успели перевести осетров. А в деревне с хлебом было плохо, да и в городах перебои. Хозяйствовать так, чтобы хлеб был, не умел.
Понятно, что не присовокупить к правдивому рассказу о культе Сталина на Кавказе байки об отсутствии хлеба было просто нельзя. Но отметим другой нюанс. Долго-долго уничтожали на Кавказе культ Сталина. Били-били и убили, восторжествовала «генеральная линия партии». И что получили? Дикость, русофобию, варварство и ваххабитское подполье. Вполне закономерно.

В конце 60-х годов при появлении на экране кинотеатров Сталина в зале возникали аплодисменты, хотя не так уж много в кинотеатре, отражающем социальную структуру средних слоев общества, прямых сталинистов. В этом проявлялась романтичность молодежи, ничего не знающей о сталинских репрессиях и приверженной сильным личностям, и оппозиционность пожилых людей к «нынешним», которые, мол, хуже прежних.
Ой ли? Ох, лукавит Борев! Это в 60-х-то годах молодёжь не знала, если ей с утра до ночи твердили о «сталинских ужасах». Нет, другое тут. Чувствовала молодёжь, кто держал в руках вырвавшуюся на простор сволочь. Вот и выражала таким образом свои симпатии и антипатии.
Чувствуют это люди и сейчас, потому-то Сталин с каждым годом всё популярнее. И поэтому его всё активнее и активнее пытаются оплевать.

***
На этом закончим цитирование и подведём итоги. Каковы мыслительные особенности нашего «малого народца»? Каковы жизненные установки и ценности развалившей СССР прослойки номенклатурщиков?  Как видим, основу их мировоззрения составляют: во-первых, лживость, во-вторых, ненависть к логике и логическому мышлению, в-третьих, презрение к народу и противопоставление себя ему. Из этой главной триады проистекают все остальные столь характерные для них качества.
Вот портрет классического антисталиниста, антисталиниста не по глупости или незнанию, а по убеждению. Это лжец, живущий и питающийся эмоциями и ненавидящий свой народ. Любое произведение современного либерала стоит на этих  трёх китах: лжи, истерической эмоцоинальности и ненависти.
А теперь давайте задумаемся, что же такое архетипическое собрано и заключено в образе Сталина, что этот образ вызывает такую ненависть этих людей. Ответ на этот вопрос определяет сегодня, останется ли в живых большой народ России. Или малый народец его доест.


Рецензии
Уже доел, хотя большому кажется, что этого не случилось.

Андрей Климов   06.03.2015 20:44     Заявить о нарушении