Хутор Махин

Махин… Маленький хуторок на небольшой речонке, впадающей в Дон. Сейчас там проживает  примерно 130 человек. Расположен хутор  в 15 км (по дорогам) юго-восточнее районного центра — города Аксай, на левом берегу реки Черкасская (рукав Дона). Недалеко от  станицы Ольгинской.
      Неизвестно точно время возникновения х.Махин. Корнями вглубь истории идет оно. К тем событиям, которые происходили в грозном  XVI веке, когда начинается повторное освоение Дикого поля. А ведь оно раньше называлось Старое поле. И было хорошо знакомо русским людям.  А теперь эти земли с трудом  отвоевывалось  казаками.
      Конечно, наступление на степь шло исподволь постепенно. Первые казачьи поселения появились в устье реки Вороны, в верхнем течении Дона и в его низовьях, у донецких Раздор, в середине XVI века. В XVII столетии казачьи  городки получили распространение не только по Дону, но и по берегам его притоков – Хопра, Медведицы, Северского Донца, Чира. В 1650 году городков на Дону значилось 31, в 1672 их было 48, а 1699 году число их достигало 84. В.Д. Сухоруков в «Историческом описании земли Донской» пишет: «… от устья Хопра вниз до реки Аксая, на протяжении 80 верст рассеяны были казачьи городки и зимовища». Городки являлись постоянными поселениями, зимовища - временными.
      Турки, крымские татары, ногайская орда… Много было врагов у казаков в это время. Не дожидались они, когда враги придут на  ставшую родной землю. Сами отправлялись в походы и вели боевые действия на территории врага. Свои дома строили в труднодоступных местах. Естественной преградой на пути врагов были… весенние разливы, протоки, ерики и … камышовые заросли. В то время опасность от наводнений была гораздо больше, чем сейчас. Разливы были водным барьером, непроходимым даже для конницы. Реку можно перейти вброд, можно навести переправы, но нельзя двигаться по пояс в воде десятки километров. И люди, и лошади устанут настолько, что будут падать и тонуть даже на мелководье. Сами казаки могли выбрать для набега, во-первых, сухое время, а во-вторых, как местные жители, они знали дороги и имели средства передвижения по воде. Свои лодки они подтапливали в определенном месте, откуда они могли их достать и использовать, тогда как враги были лишены такого преимущества. Любая конница, попытавшаяся бы проникнуть к донским городкам, не смогла бы быстро форсировать широкие протоки, окруженные зарослями. Она лишилась бы главного преимущества – маневренности, тогда как казаки, умеющие ездить на лодках и ориентироваться в лабиринтах протоков были практически неуловимы, в то время как сами легко могли наносить неожиданные удары своим врагам, утомленным бесплодными передвижениями.
           А зимой? Могло ли быть все иначе? Вряд ли. Во-первых, только в суровые зимы, мороз сковывал лед так крепко, что можно было твердо знать, что лед прочен и выдержит всадника в боевом облачении, а во-вторых, где добыть корм и согреть людей и лошадей. В мягкие же и снежные зимы  был великий риск провалиться на тонком льду. А провалиться зимой под тонкий лед, даже на мелководье, означало бы, что всадник выведен из строя, так как на ветру он тотчас бы обмерз. Пришлось бы разводить костер, чтобы обсушиться. А противник бы за это время сумел оторваться и скрыться. Мало того казаки одерживали победы и на твердой земле, то есть такого противника надо было опасаться не только возле воды, но и «на материке».  Ведение боевых действий в пойме реки Дон близки к тем, которые вели хазары в низовьях Волги. И здесь  и там сходные условия: многочисленные заросли камыша, ерики, каналы.
          За прошедшие века многое изменилось на Дону. Нет таких разливов, какие были раньше. Высохли многие речушки и протоки. Но какому здравомыслящему человеку придет в голову зайти в камышовые заросли, даже если они и небольшие?         
      Хутор Махин основывался как сторожевой пункт. Название уже само говорит за себя. Махать – значит  делать движения по воздуху чем-нибудь, сигнализировать кому-нибудь. Цепь сторожевых постов, выставленных далеко в степь, подавала сигналы об опасности, идущей на казачьи хутора и станицы. Городок был постоянным местом проживания казаков – необходимы были дома, хозяйственные постройки и укрепления. Человек пользуется тем строительными материалами, которые всегда у него под рукой. Что было под рукой у казаков в низовьях Дона? Лоза да камыш. Из него и строили. Быстро и надежно. Особыми удобствами и красотой строений казаки пренебрегали. Нарядные дома, по их мнению,  могли лишь привлечь внимание хищных недругов. «Пускай,- говорили они,- пламя пожаров сожжет городки наши, через неделю заплетем новые плетни, набьем их землей, покроем избы, и городок готов; скорее враг устанет сжигать наши жилища, нежели мы возобновлять их». А вот что они написали крымскому хану, грозившему разорить на Дону все города: «Зачем тебе так забиватца далеко? Мы люди небогатые городки наши некорыстны, оплетены плетнями и обвешаны тернами, а надобно доставать их твердо головами, на посечение которых у нас сильные руки, острые сабли и меткие пищали, а стад у нас конских и животных мало, даром вам в путь забиватца».
         И вот на берегу реки построили казаки свой неказистый городок, укрепили его двойными палисадами, набитыми землей. Городок был местом отдыха, приюта, где отдыхали казаки от походов и битв, где несли свою сторожевую службу.  Каждую минуту готовы они были по выстрелу вестовой пушки, а позже – по удару вестового колокола выступить в поход или отразить внезапный набег.
      Достаточно значительную роль сыграл Махин-городок и во время взятия Азова и в самом  азовском «сидении». Это был своеобразный перевалочный пункт между Черкасском и Азовом. Кроме того, когда в 1637-1641гг. черкасские казаки участвовали в знаменитом азовском «осадном сидении», черкасский атаман С.И.Молодой активно действовал в тылу у турок. После того как турки, решившие покончить с деятельностью  казаков, часть своих войск отправили для взятия Черкасска, атаман Молодой с 500 казаками храбро отразил их нападение.
      В 1642 году казаки покинули Азов и ушли на Махин-остров, а потом уже  перебрались в Монастырский городок. В апреле 1644 года турки, мстя за свое поражение, напали на казаков, зимовавших на Монастырском острове, где они занимались рыбной ловлей. Нападение было отбито. В одну из темных ночей осенью того же года турки превосходящими силами сумели захватить Монастырский городок, уничтожив почти все население. Уйти удалось лишь части к4азакам, которые переплыли Дон и скрылись в Махинском городке.
        Большое значение приобрел х.Махин в конце XVIII – начале XIХ веков. Почтовое сообщение с вновь осваиваемыми  степными краями и Кавказом не могло вестись непосредственно из Черкасска из-за весенне-летних половодий.      Почтовое сообщение страдало от больших наводнений очень часто.
         Жизнь черкасского населения в этот период была, конечно, нелегкой, о чем говорят многочисленные свидетельства очевидцев. «Река Дон, - писал один из них,- превращается в море, особенно в окрестностях Черкасска, который в половодье является островом среди безбрежных вод. Город совершенно отрезывается от материка, сообщение с ним возможно только на лодках, но и оно весьма затруднительно вследствие господствующих здесь бурь, частью же от образующихся по займищу быстрых течений и водоворотов. Иногда город по целым дням остается без провизии, никто не осмеливается доставить ее с Оксайских гор. Почтовое движение прекращается, курьеры с Кавказа и на Кавказ сидят и ждут с моря погоды».
         О наводнении 1786 г. черкасских хронист С.Капацинов писал: «1786 г. Была зима непостоянная – метели, дожди и вода была весьма велика - более два вершка (1 вершок- 4,45 см). Потопли 7 баб Рыковских. Войсковой атаман Алексей Иловайский изволили в ту воду и правительство выехать за Оксай под вербы и там имели суть правительства».
         Почтовый тракт  начинался в Аксае. Затем путь лежал на берег Дона. Там на пристани небольшой баркас загрузится и вначале переправится через Дон, а потом по-над левым берегом Дона  поплывет  до речки Черкасской, и по ней к хутору. Там путники пересаживались в повозки и следовали через станицу Новомахинскую на Кавказ.  В связи  с постройкой Ольгинской дамбы  почтовый тракт прошел в стороне от хутора.
          В настоящее время хутор Махин относится к Ольгинскому сельскому поселению. На территории хутора располагается современный авиаклуб "Доступное Небо". Каждое воскресенье проходят показательные выступления малой авиации.
        Так прошлое уживается с настоящим.


Рецензии