Скифский курган

  Донской край… Сколько событий произошло на твоих просторах. Наверное, об этом знают только курганы, покрытые седым ковылем.
              Такой курган есть недалеко от хутора Верхнеподпольный. Местные жители называют его скифским. Курганы сооружали над погребениями умерших соплеменников. Он стал привычным нашему глазу и кажется неотъемлемой частью донского пейзажа.  Сколько тайн в нем сокрыто? Сколько интересного он может рассказать о нашей истории?
               В 60-ых годах  раскопки кургана велись  преподавателями  и студентами  кафедры археологии исторического факультета Ростовского  педагогического института под руководством   Копылова В.И.  Их находки  еще раз подтвердили версию о том, что  царские скифы жили  в придонских степях. Они постоянно кочевали, так как были скотоводами, а скот требовал новых пастбищ. Они вытеснили киммерийцев и заняли их земли, создав громадную державу. Воинственность скифов отмечал римский поэт Овидий (I в. до н. э.) Он писал: « Сила скифов в стреле, в полном колчане и быстром, не знающем устали коне».
           Скифы - воины. Им нужно было защищать свои выпасы, табуны коней и свои семьи. Лук для скифов был основным оружием, которому смогли противостоять только сарматские доспехи. Мне захотелось больше узнать об этом народе. Тем более, в  последнее время некоторые ученые высказывают мысль, что скифы –  родственны славянам.  Все же, что это были за племена, оставившие о себе множество свидетельств, но до сих пор считающиеся таинственными и непонятными? Один из мифов  говорит о том, что на Скифскую Землю  упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо и чаша. Эти предметы напрямую указывают на занятия скифов. А еще меня удивили имена прародителей скифских племен: Липаксай, Арпаксай и Колаксай. Как они созвучны названию нашего родного аксайского края?!
           Во время раскопок   были найдены останки одного из древних  воинов. Предметы  скифского вооружения и детали конской сбруи  говорили о том, что это был не знатный человек. Его лук состоял из  частей и был небольших размеров  60-80 см. Наконечники для стрел были из железа. Древки стрел не сохранились, ведь они были из дерева. Колчан – специальный футляр для стрел – тоже не уцелел, а вот крюк, с помощью которого футляр крепился к поясу воина,  нашли. Это позволило археологам сделать вывод, что  захоронение относится по времени к IV веку  до н.э. Скифские воины хорошо владели коротким мечом – акинаком, но в захоронении его не было.
        Что еще могло быть  на вооружении  у воинов?    Копья, дротики, секиры, палицы. Был панцирь – рубаха  с нашитыми железными чешуйками и шлем. Защита воина дополнялась небольшим щитом.  Сражались скифы и пешими и конными. Их отличали доблесть, сноровка, сила и ловкость.
          Кто он, этот далёкий безвестный защитник своей земли, которая сейчас - мой родной край? Когда, в какой битве сложил он свою голову? Кого защищал,  что любил? Чему радовался?  Никто не расскажет. Все уходит в седую древность.   Можно предположить лишь одно: курган насыпан над твоим прахом, чтобы прославить твои военные подвиги, чтобы осталась память о тебе на этой бренной земле. И я, возможно, твой потомок, житель бескрайней степи,  думаю сейчас о тебе.   А  в  общем,   не только о  тебе, но и о себе: что ждет меня, человека  XXI века. Ведь стоя здесь, я ощущаю кровное родство: ты жил давно – я живу сейчас. После тебя жизнь не закончилась, и после меня она будет продолжаться.
              Иногда я прихожу на курган, который с годами становится все меньше и меньше. Только в некоторых местах чувствуешь такую связь с родной землей: на небольшом мемориальном комплексе в х.Черюмкине, где похоронены солдаты-освободители, погибшие во время Великой Отечественной войны, возле памятника погибшим воинам в моем родном хуторе. И здесь. На древнем скифском кургане…


Рецензии