Скифский курган
Такой курган есть недалеко от хутора Верхнеподпольный. Местные жители называют его скифским. Курганы сооружали над погребениями умерших соплеменников. Он стал привычным нашему глазу и кажется неотъемлемой частью донского пейзажа. Сколько тайн в нем сокрыто? Сколько интересного он может рассказать о нашей истории?
В 60-ых годах раскопки кургана велись преподавателями и студентами кафедры археологии исторического факультета Ростовского педагогического института под руководством Копылова В.И. Их находки еще раз подтвердили версию о том, что царские скифы жили в придонских степях. Они постоянно кочевали, так как были скотоводами, а скот требовал новых пастбищ. Они вытеснили киммерийцев и заняли их земли, создав громадную державу. Воинственность скифов отмечал римский поэт Овидий (I в. до н. э.) Он писал: « Сила скифов в стреле, в полном колчане и быстром, не знающем устали коне».
Скифы - воины. Им нужно было защищать свои выпасы, табуны коней и свои семьи. Лук для скифов был основным оружием, которому смогли противостоять только сарматские доспехи. Мне захотелось больше узнать об этом народе. Тем более, в последнее время некоторые ученые высказывают мысль, что скифы – родственны славянам. Все же, что это были за племена, оставившие о себе множество свидетельств, но до сих пор считающиеся таинственными и непонятными? Один из мифов говорит о том, что на Скифскую Землю упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо и чаша. Эти предметы напрямую указывают на занятия скифов. А еще меня удивили имена прародителей скифских племен: Липаксай, Арпаксай и Колаксай. Как они созвучны названию нашего родного аксайского края?!
Во время раскопок были найдены останки одного из древних воинов. Предметы скифского вооружения и детали конской сбруи говорили о том, что это был не знатный человек. Его лук состоял из частей и был небольших размеров 60-80 см. Наконечники для стрел были из железа. Древки стрел не сохранились, ведь они были из дерева. Колчан – специальный футляр для стрел – тоже не уцелел, а вот крюк, с помощью которого футляр крепился к поясу воина, нашли. Это позволило археологам сделать вывод, что захоронение относится по времени к IV веку до н.э. Скифские воины хорошо владели коротким мечом – акинаком, но в захоронении его не было.
Что еще могло быть на вооружении у воинов? Копья, дротики, секиры, палицы. Был панцирь – рубаха с нашитыми железными чешуйками и шлем. Защита воина дополнялась небольшим щитом. Сражались скифы и пешими и конными. Их отличали доблесть, сноровка, сила и ловкость.
Кто он, этот далёкий безвестный защитник своей земли, которая сейчас - мой родной край? Когда, в какой битве сложил он свою голову? Кого защищал, что любил? Чему радовался? Никто не расскажет. Все уходит в седую древность. Можно предположить лишь одно: курган насыпан над твоим прахом, чтобы прославить твои военные подвиги, чтобы осталась память о тебе на этой бренной земле. И я, возможно, твой потомок, житель бескрайней степи, думаю сейчас о тебе. А в общем, не только о тебе, но и о себе: что ждет меня, человека XXI века. Ведь стоя здесь, я ощущаю кровное родство: ты жил давно – я живу сейчас. После тебя жизнь не закончилась, и после меня она будет продолжаться.
Иногда я прихожу на курган, который с годами становится все меньше и меньше. Только в некоторых местах чувствуешь такую связь с родной землей: на небольшом мемориальном комплексе в х.Черюмкине, где похоронены солдаты-освободители, погибшие во время Великой Отечественной войны, возле памятника погибшим воинам в моем родном хуторе. И здесь. На древнем скифском кургане…
Свидетельство о публикации №214111000405