Станица Ольгинская страницы истории

          Как часто мы не задумываемся над обыденными вещами! Почему? Наверное, потому, что они всегда с нами рядом. Мы хорошо знаем близлежащие хутора и станицы. Сколько раз проезжаешь через эту станицу, не догадываясь ни  о ее удивительной истории, ни о той значимости, которую она имела раньше и имеет сейчас. И только узнав свой край лучше, понимаешь, какие необыкновенные люди здесь жили раньше и в каком необыкновенном краю живешь сейчас.
          Вот несколько строчек из архивных материалов администрации Олъгинского сельского поселения:
         - На территории Ольгинской сельской администрации находятся три населенных пункта: станица Олъгинская, хутор Нижнеподпольный и хутор Махин. Численность населения составляет 6004 человека, в том числе в станице Ольгинской — 5271, в хуторе Нижнеподпольном - 617, в хуторе Махин - 116.
           Ольгинское сельское поселение расположено в пригородной зоне города Ростова-на-Дону, в 14км от него и в 10км от города Аксая Ростовской области.
           С севера Ольгинское сельское поселение граничит с землями города Аксая и Большелогского поселения, с востока – с землями Старочеркасского и Верхнеподпольненского поселения, с юга – с землями Истоминского поселения и с запада – с землями города Ростова-на-Дону и Ленинского поселения.
         Кажется, что ничего необычного. Сколько таких населенных пунктов на территории нашей страны? Когда же обратишся к истории, то оказывается,  как много не знаешь. Самая обычная дорога в Аксай имеет необычное прошлое.
          Как же образовалась  станица Ольгинская?
          Жизнь станице дала почта, вернее, почтовый тракт, проходивший по земле Области Войска Донского от Аксайской переправы на Кавказ.  Далекий путь начинался от почтовой станции города Аксая.
           Перед нами небольшое здание. Именно в нем и располагалась почтовая станция.  В 19 веке таких почтовых станций на территории России было много. Служили на них станционные смотрители. О жизни одного из них и поведал читателям А.С.Пушкин в рассказе «Станционный смотритель». С помощью почтовых станций можно было добраться до любой точки нашей большой страны. 
          Почтовая связь на Дону существовала с конца XVII столетия. В дальнейшем она получила еще большее развитие.
         С конца 30-х годов XVIII столетия основной маршрут следования почтовых карет   шел от Москвы через Воронеж к крепости Святой Анны, расположенной в пяти верстах от Черкасска на северо-восток. За одну версту взималась согласно тарифу одна копейка. На протяжении всего тракта были устроены почтовые станы. На каждой версте стоял высокий верстовой столб, выкрашенный красной краской. На нем был поставлен год установки. Между верстовыми столбами были высажены многолетние деревья.
          В середине XVIII столетия почтовый тракт Москва – Черкасск несколько изменил маршрут. Теперь он проходил через Белгород, Переволочно, Изюм.  Этот тракт сохранился и в XIX веке, хотя уже существовала и дорога, которая шла из Екатеринослава через Мариуполь, Таганрог, Ростов, Аксай, Батайск. Именно этой дорогой ехал на Кавказ А.С.Пушкин.
          Создание таких почтовых станций, а раньше их называли ямами, досталось нашим предкам в наследство от великой империи монголов. И слово «ямщик» также ведет оттуда свое происхождение.
          Российская империя ширилась, увеличивалась ее территория. Новые пространства надо было не просто присоединить, а и обустроить. Возникали новые города, станицы и хутора. Ставрополь, Георгиевск, Моздок, Кизляр… Необходимо было создать такую инфраструктуру, чтобы иметь сведения обо всем, что происходит, чтобы можно было эффективно управлять, а если нужно, то и отстаивать ее с оружием в руках от внешних врагов.
          В начале 19 века перед Россией стояла задача укрепления своих позиций на Кавказе, а также культурное освоение бескрайней степи. Отодвинулись границы империи, никто не отваживался совершать набеги внутри страны, жизнь стала безопасной. Стояла задача – заселить эти бескрайние просторы.
          Кавказ и Закавказье всегда входили в сферу интересов Росси. К началу 19 века позиции Росси в кавказском регионе  упрочились, возросло ее влияние и на христиан Закавказья и на некоторые народы Северного Кавказа. И хотя еще не ставилась такая геополитическая задача, как интеграция Кавказа, однако необходимые предпосылки были созданы. Однако, если раньше дело ограничивалось либо отправлением посольства, либо  оказанием военной помощи, то теперь необходимо было постоянное сообщение. Именно поэтому было принято решение о создании Задонско-Кавказского тракта. Для его функционирования было решено создать ряд станиц. Были намечены к образованию и заселению Кагалъницкая, Мечетинская и Егорлыкская станицы. Тут же к ним добавили еще одну, Новомахинскую.
           Представим, что мы находимся в том далеком времени и совершим небольшое путешествие.
Начнем наше путешествие по этому новому для того времени почтовому тракту. Наш путь лежит на берег Дона. Там на пристани небольшой баркас загрузится и вначале переправится через Дон, а потом по-над левым берегом Дона  поплывет  до речки Махиной, и по ней к хутору. Там путники пересаживались в повозки и следовали через станицу Новомахинскую на Кавказ.
             Махин был временным станом донских казаков участвовавших в Азовском «сидении».  Это был небольшой хутор в пойме Дона. Понятно, в 17-18 веках казаки выбирали труднодоступные и укромные место, для своих временных и постоянных стоянок. Таким был и хутор Махин. Однако этот маленький населенный пункт не полностью отвечал новым требованиям. Разливы реки мешали почтовому движению. «Ежегодно в зимнее время, особенно когда продолжается жестокая стужа с метелью и сильным ветром, проезд для всех едущих и проходящих войсковых команд по открытой там степи делается совершенное препятствующим и неудобным, так как и во время следования сего года партиями ратников на Кавказскую линию приостановлены оные были в Старо-Черкасске до окончания бывшей несколько дней сряду метелью и стужею; приготовленные под проезд их селений верст за двести и более с подводами люди, с лошадьми и скотом, должны были подвергаться всем бедствиям жестокости зимы, и ежели бы не предприняты были против сего самые деятельные меры, то неминуемо весь скот подвержен был гибели…» - писал в 1808 году атаман войска Донского императору Александру I. Необходим был новый населенный пункт с удобным расположением.
           Из имперской канцелярии на Дон вскоре пришло распоряжение о незамедлительном заселении почтового тракта, идущего на Кавказ. Указ Аксайского сыскного начальства от 23 марта 1808 года гласил:
«…жительствующим в станицах чинам, казакам и приписным за станицами малороссиянам, не окажутся ли желающие поселится у дороги Задонского почтового тракта при почтах – Кагальницкой, Мечетной и Мало-Егорлыкской, где отведена быть имеет им земля, по примеру станицами, с тем, что они желающие получить льготы на пять лет, первые от всех по военной службе употреблений, а последние – малороссияне в нарядах от тягостей и работ по войску…». Так и возникла новая станица.
           В связи с близостью этого казачьего хутора вновь возникшую  станицу с 1809 года по 1819 год называли Новомахинской. Это была первая станица по пути Задонско-Кавказского почтового тракта.
           Станица Новомахинская образовывалась по высочайшей императорской воле в 1809 году на речке Сухой Махинн. Впрочем, на указанном месте уже в 1784 году находился хутор старшины Василия Иловайского, а чуть позже, в 1788 году,  появился  хутор бывшего войскового атамана Алексея Иловайского.
           Род Иловайских на Дону был широко известен.
           Алексей Иванович Иловайский был назначен Екатериной II 5 февраля 1775 года войсковым атаманом с одновременным пожалованием ему чина полковника русской армии.. 22 мая 1776 последовал новый указ императрицы: «Всемилостивейше пожаловали мы  полковника Алексея Иловайского  войска нашего Донского войсковым атаманом, повелевая считать его в сей степени против четвертого класса чинов нашей армии. Екатерина». Таким образом, чин войскового атамана приравнивался к генерал-майорскому званию.
         Много славных подвигов совершил за свою боевую жизнь войсковой атаман  Алексей Иванович Иловайский. Однако помимо военных забот, не забывал он и об устройстве гражданских дел. Именно при нем и во многом благодаря его инициативе, в Черкасске было открыто первое на донской земле  государственное учебное заведение. Стремясь быть в курсе дел Главного народного училища, атаман назначил своего сына полковника Петра Иловайского первым директором училища. Атаман часто присутствовал на уроках, радуясь, что скоро в Войско Донское вольются собственные грамотные и знающие люди: писаря, переводчики, землемеры и учителя.
          В 1793 году была проведена огромная работа по обмеру донских казачьих земель, и тогда же «высочайшей» грамотой Екатерины II  были утверждены права Войска Донского «на обладание принадлежащими оному землями». 
          17 апреля, будучи в Москве, атаман А.И.Иловайский представил ПавлуI проект, в котором предлагал расширить станичные юрты за счет свободных войсковых земель, а всех чиновников и их крестьян, поселившихся в станичных юртах, вывести на свободные войсковые земли предоставить «каждому чину и состоянию нужной на продовольствие удел, ограничить его и тем, в защищение слабого, поставить пределы сильному».   
           В связи с освоением новых земель возникают новые хутора. Чаще всего  их основателями были войсковые старшины или наказные атаманы.   
            Была еще одна причина, по которой пойма Дона стала быстро осваиваться. В последней четверти   XVIII века на Дону  в связи с быстрым развитием произошло сильное сокращение сенокосных довольствий в юртах. Стали разрабатываться правила распределения сенных покосов, но пока еще только на лучших луговых местах.       
        В Новомахинскую станицу переселились сначала 60 семей казаков и донских станиц и семьи малороссиян, поступивших в казачье сословие. Согласно древнему обычаю дело решалось жребием, решение которого было обязательным к исполнению. Впоследствии число переселенцев росло как административными усилиями правительства, так уже обжитым видом новых станиц. Главным делом переселенцев было поставить церковь, чтобы станица «состоялась». Первая Успенская деревянная церковь в Новомахинской станице была воздвигнута уже в 1810 году. В церкви на видном месте хранился напрестольный крест, серебряный и позолоченный, с надписью на оборотной стороне: «Подан графом Матвеем Ивановичем Платовым 1 октября 1817 года».
             Переселение окончилось в 1819 году, а с начала 1820 года она стала Махинской.
             В 1815 г. центром управления меновых дворов стал Ставрополь. Большое значение стали иметь ярмарки и базары Ставрополя. Вывоз закупленных товаров, доставка промышленных изделий происходила по Задонско-Кавказскому тракту.   
             Росла станица. Все больше и больше товаров перевозилось по этой дороге. Особое значение этот тракт приобрел к середине XIX века. Движение по нему было очень интенсивным. Однако путешественников и грузы задерживал небольшой отрезок. От станицы Аксайской до станицы Ольгинской. Это и подвигло наказного атамана Войска Донского М.Г.Власова на постройку дамбы.
             Максим Григорьевич Власов был последним наказным атаманом из числа коренных донских казаков. Храбро участвовал он в Отечественной войне 1812, был неоднократно награжден и произведен в генерал-майоры.
              В 1835 году он принимает бразды правления на Дону. Атаман энергично вводит в действие  «Положение об управлении  войска Донского». Шло перераспределение земли между различными слоями донского казачьего населения, производился отвод земли из войсковых угодий поместным дворянам. Все излишки сверх этой нормы изымались независимо от чина и должности владельца.
              Много внимания уделял М.Г.Власов строительству казачьей столицы, Новочеркасску. Именно благодаря его стараниям донская столица приобретает черты европейского города.
              Большое внимание атаман уделял почтовому сообщению и дорогам.  И вот 11 июля 1846 года, в день рождения дочери Николая I, великой княгини Ольги, при большом стечении публики Наказной атаман Войска Донского, генерал от кавалерии М.Г. Власов всенародно объявил о начале сооружения дамбы и высказал предложение, чтобы придел в Новом храме, предположенном к строительству в Махинской станице «... освящен был во имя святой благоверной и Великой княгини Ольги, и чтобы и воспоминание тезоименитства ся Августейшей соемининщы на память в роды родов настоящего торжества переименовать станицу Махинскую в Олъгинскую и название дамбы украсить именем ее Величества».
           Ольга Николаевна (1822-1892) -  великая княжна, дочь императора Николая 1 и императрицы Александровны Федоровны, прусской принцессы, в будущем она станет королевой Вюртембергской.
           Как и все дети императорской семьи, Ольга до семи лет находилась под присмотром английской няни, потом к ней были приставлены преподаватели по гуманитарным предметам и музыке. Одним из наставников был поэт Василий Жуковский. С ним  великая княжна, уже покинув родной дом и переехав в Германию, до конца его дней состояла в переписке. Замуж Ольга, славившаяся своей редкой красотой, вышла за последнего принца Карла Фридриха Александра Вюртембергского (с 1864 года короля Карла I)в возрасте двадцати четырех лет. Она познакомилась с ним в Италии, где находилась в сопровождении матери-императрицы, пребывавшей там некоторое время, чтобы поправить свое здоровье, резко пошатнувшееся после смерти младшей дочери Александры.
           Семейная жизнь Ольги сложилась вполне благополучно, хотя брак, заключенный по взаимной симпатии остался бездетным. Ольга Николаевна вместе с мужем проживала постоянно в Штуттгарте  и лишь изредка посещала Россию. В феврале 1855 года она,  узнав о болезни императора Николая I, вместе с мужем срочно выехала в Петербург, но отца в живых не застала. Несколько месяцев Ольга Николаевна оставалась вместе с матерью, тяжело пережившей утрату своего супруга.
            Вюртембергская принцесса, а затем королева, Ольга много времени посвящала благотворительным учреждениям, тем самым завоевав любовь и уважение немецкого населения. Ее именем и сейчас называется улица в одном из курортных городов Вюртемберга. Осталось ее имя и на казачьей земле.
           К сожалению, М.Г.Власов не мог увидеть плоды своих трудов. В мае 1848 года во время инспекционной поездки он заболел холерой и скончался Вот что было написано в рескрипте Николая I по поводу смерти М.Г.Власова: «Ознаменовав долголетнее свое поприще подвигами неустрашимости во время войны и государственными заслугами, в продолжение управления Войском Донским, сей доблестный старец почил, стяжав право на особую нашу признательность».
           Продолжил постройку дамбы М.Г.Хомутов. Именно благодаря его инициативному управлению столь грандиозное строительство было завершено. Постройка дамбы продолжалась девять лет и обошлась казне в 935 236 рублей. Она была проложена по займищу от Аксайской до Ольгинской станицы на расстоянии семи с половиной верст. На этом пространстве было сооружено 8 мостов. 93 человека обслуживало дамбу. В их числе были офицеры, писари, урядники и казаки. Нижние чины на погонах имели буквы «ОД» - Ольгинская дамба. За проезд через дамбу взималась пошлина. Постройка дамба позволила установить безостановочное движение по Задонским территориям и Кавказу, упорядочить почтовое сообщение.
            В 1855 году уже в Ольгинской станице была построена деревянная трехпрестолъная Успенская церковь с пределами: правым - во имя святой благоверной княгини Ольги и с левым - в честь живоносного источника Божьей Матери.
             В начале XX века в Ольгинской был сооружен каменный трехпрестолъный храм, освященный в 1902 году. К этому моменту в станице проживало около 5000 человек. Вначале ХХ века станицу Аксайскую посетили члены императорской фамилии. Вот что написала об этом «Донская церковная старина» в 1911 году: «Проездом в станицу Аксайскую Наследник  цесаревич осматривал построенную инженером генерал-майором новую дамбу-плотину, тянущуюся 8,5 верст».
            Революция и гражданская война не обошла стороной станицу Олъгинскую. Знаменитый «Ледовый поход» генерала Корнилова проходил в феврале 1918 года как раз по этим местам. «Ледовый поход» кончился неудачно.
              Добровольческую армию возглавил Антон Иванович Деникин (1872 - 1947). При поддержке немецких войск «белое движение» окрепло, и уже в 8 мая 1918 года Ростов был взят немецкими войсками совместно с трехтысячным отрядом полковника Дроздовского. В тот же день в станицу Аксайскую вошла колонна кайзеровских войск. Впереди на коне ехал офицер, следом — упряжки лошадей тащили большие пушки, на лафетах которых восседали солдаты - артиллерийская прислуга. Замыкали строй пешие солдаты.
               Летом 1918 года немецкая строительная команда соорудила на Ольгинской дамбе три временных деревянных «моста» на пониженных горизонтах.
              В январе 1920 года Красная армия нанесла ряд крупных поражений армии Деникина. 7 января был взят город Новочеркасск. Белогвардейцы отступали к станице Ольгинской. Начались позиционные бои. В результате боев мосты были разрушены. В феврале белые войска оставили станицу Олъгинскую, и ушли на юг к Екатеринодару и дальше в Крым, к генералу Врангелю.
              B конце 1920 года советская власть была установлена по всей России. А к концу 1921 года все мосты по Ольгинской дамбе были восстановлены.
              С введением после гражданской войны нового административно-территориального деления Ольгинская, до этого входившая в состав Черкасского округа Донской области, стала центром сельского совета в Ростовском районе Донского округа Северо-Кавказского края. В ней проживало 5 536 человек. Имелось! 135 дворов, две школы первой ступени и столько же библиотек, 9 мелких промышленных предприятий, 5 кузниц, 3 мельницы, маслобойка, 475 колодцев.
             Великая Отечественная война принесла очередные испытания нашему народу. В августе 1941 года к Аксаю стали прорываться фашистские войска. После того, как немецкая авиация разбомбила железнодорожный мост в Ростове, было принято решение о сооружении одноколейной железной дороги по Ольгинской дамбе от Аксая до Батайска. Причем по дамбе сохранялось движение автомобильного и гужевого транспорта. Сильное наводнение в марте 1942 года смыло верхнюю часть Ольгинской дамбы. Благодаря неустанной борьбе с разбушевавшейся стихией, разрушения мостов дамбы и шоссе было в значительной мере предотвращено, однако железнодорожное полотно было полностью смыто потоком воды с Ольгинской дамбы. Но вскоре Аксайский обходной путь был восстановлен.
             С июля 1942 года по февраль 1943 года хозяйничали гитлеровские захватчики на территории Аксайского района. Были они и в станице Ольгинской. 7 февраля 1943 года станица Ольгинская была освобождена войсками Южного фронта Красной армии. Все имевшиеся на Ольгинской дамбе мосты были взорваны. Начался восстановительный период.
             Первым послевоенным председателем Олъгинского исполкома стал Макар Иванович Скирта. Позже в разное время, на этой должности работали А.К. Нечитайло, Ф.Д. Веревкин, В.И. Лиманская, Н.Ф. Харсеев, М.В. Малышев.
              В 1950 году станица значилась в качестве центра сельсовета в составе Аксайского района, Ростовской области. В феврале 1963 году станицу вместе с сельсоветом подчинили Азовскому району, но в марте следующего года перевели в состав Багаевского района. С января 1965 года станица входит в состав Аксайского района.
             Много интересного и познавательного несет в себе история Родного края. И чем больше ты знаешь о своей «большой» и «малой» Родине, тем больше ты ее любишь и ценишь. Ведь нет ничего более дорогого, чем любовь к Родине, к тому месту, где ты родился и вырос. Все это так. Однако к этим простым словам примешивается чувство горечи. Да, было славное прошлое! И неказистое сегодня…  А каким же будет будущее?


Рецензии