08-13. Выдержки из дневника практикующей

…В макушку моей головы, изнутри и снизу вот уже третью неделю бьется, трепещет крылышками,  отдаваясь по всему позвоночнику, какое-то невидимое насекомое.
Тешит самолюбие мысль, что это пробуждается моя Кундалини, но как-то странно она себя проявляет – без резких симптомов «крещения водой и огнем», описываемых в литературе ваджраяны,  без  последующих за ними таинственных мистических опытов.  А вчера и вовсе «случилось страшное». Утром проснулась от того, что все тело – кости, мышцы, позвоночник – ломало и крутило, как во время гриппа. До этого я всю неделю  чувствовала усталость и слабость – трехразовое посещение группы и постоянная мышечная боль из-за моих настойчивых  стараний выкладываться по полной во всех наших упражнениях неожиданно показались обузой: захотелось сделать перерыв и «оттянуться». И я пропустила занятие.  Тело болело один день, на другое утро вся моя ломота  ушла так же неожиданно, как и пришла. И меня снова потянуло в группу...

…После недельного перерыва я снова пришла на занятие. Показалось, что не была здесь целую вечность, бежала, как на праздник. Могу подтвердить на собственном опыте, что фиксация памяти действует. Мое подсознание явно вступило в противоречие с поверхностным сознанием. Последнее все еще спорит, рассуждает, приводит убедительные и умные доказательства своей правоты и противится (или боится?) зомбированию Учением, желая оставаться свободным. Подсознание делает свое дело и тянет меня на наши занятия, неожиданно для меня самой оно заставляет делать то, что требуется в данном Учении. Например, прекратить «заячьи» поездки в автобусах, полюбить мазохистские эксперименты над собственным телом или зачем-то совершать заранее обреченные на неуспех попытки вовлечь моих знакомых  в йогу. Трое из них уже мои единомышленники – они одобряют мои действия на словах, интересуются и даже почитывают книжки, которые я подсовываю им, но только на словах. Как только вопрос встает о том, чтобы завтра придти на занятие, всем тут же приходят на память совершенно неотложные дела: «Вот закончу дела с ремонтом… с зубами… с лечением собаки и…» Иных мучают страхи позднего возвращения домой, как будто насильники находят нас только в темноте и совершенно независимо от того, насколько  мы сами взрастили в себе необходимость подобного нападения. Иным не достает свободного времени, которое находится на многое другое, на мой взгляд, не самое нужное в жизни. Словом, у всех нас, включая и меня, постоянно не хватает веры и воли: мы принимаем теорию, но бежим от ее реализации на практике.

Фиксация памяти (еженедельное вдалбливание и «взбивание» идей Учения) срабатывает невидимым образом: я делаю так, как требует Учение, а не так, как подсказывает мне поступать мое «поверхностное сознание». Не берусь оценивать, рада ли этому. Явное раздвоение личности.

Пришла на занятие в очень плохой физической форме. Видимо, мой «поезд» сделал остановку на станции, где вокзал похож на свалку и напрочь лишен комфорта. Знатоки уверяют, что будут и другие остановки, и мне ничего не остается, как им верить. В голове и в областях  муладхары - свадхистаны, особенно в помещении и к вечеру, происходит все та  же изнуряющая меня пульсация, приятной которую не назовешь. Появилось и странное ощущение в легких – что-то мешает, что не выкашлить, хотя иных признаков простуды нет. Общая слабость и тупость: Сергей задает вопрос по поводу просмотренного по видику, а я даже не врубаюсь, услышанное тут же куда-то уплывает. Типичная карма животного. Мучает тревога, что это не пробуждение Кундалини, а я чем-то больна. После недельной паузы попыталась сложить ноги в полулотос, и неожиданно пошла волной знакомая ломота и боль во всем позвоночнике, как в тот день, когда меня ломало. Так вот откуда эта боль – это реакция на лотос! Странно: всю  жизнь у меня именно ноги были гибкими и легкими, сковывала скорее шея, верх спины, но не ноги, еще совсем недавно я на шпагат садилась, а тут прямо забастовка с их стороны! Может, так у меня идет обострение остеохондроза? Будем надеяться, что это обострение - признак будущего излечения и избавления от плохой кармы, - на что еще мне остается надеяться?

В Тренинге Ветра ощущения тоже  изменились. Держать позу неподвижно две  и даже три минуты стало уже не трудно, но вот шевеление энергии в теле, которое раньше было редким и радовало, сейчас вызывает не особо приятное ощущение: кружится голова, в теле дрожь и хочется, чтобы это наконец-то  вырвалось на свободу и оставило мою голову в покое! Особенно сильно вибрация ощущается в последнем упражнении тренинга (наклоне к ногам стоя). Когда я изо всех сил поднимала голову вверх, к копчику словно подключили генератор, и дрожь прошла до затылка.  Когда мы, наконец, выпрямились, было странное ощущение «слепоты»: глаза видели свет, но не различали предметы, зрение было настолько расфокусировано, обращено не наружу, а внутрь, что я все видела, как в тумане.  Легли в шавасану под звуки астральной музыки очень хорошего качества. Давно не было таких хороших шавасан: ощущение тела пропало практически сразу, в голове пустота, а звуки казались какими-то объемными сущностями. Они не были зрительными образами, но все же были чем-то  материальным, что мысль фиксировала как сущность, невидимый образ, а не просто как звук. Словами это объяснить очень трудно. Выходить из шавасаны не хотелось. 

После шавасаны в положении сидя Сергей начал медитацию на тему  4-х неизмеримостей.  Мой ум явно не хотел следовать его предложению перебирать  лица разных людей и вспоминать свои чувства. У меня вообще плохо идет этот вид медитации, вернее то, что при этом делается,  я называю не медитацией, а думаньем на заданную тему. Для меня медитация, если она случается, всегда начинается с концентрации, а точнее, с фиксации взгляда – тратаки.  Тратака делает мой ум тупым. Как совершенно правильно объяснил недавно это явление Сергей, поверхностный ум от неподвижного взгляда (либо от повторения мантры) начинает скучать от отсутствия для него информации и в итоге отмирает. В работу вступает подсознание. А ему-то как раз эти переборы образов, воспоминания и не в тему. Если на них сосредоточишься, то снова вылетишь в поверхностное сознание – прощай медитация! Лично мне вместо этих «думаний» лучше задать себе краткую, но емкуюи четкую  установку – цель мышления. Сначала держишь в голове эту фразу, а потом и она куда-то уплывает. И ты уже в другом мире - без тела, без зрения (глаза расфокусированы и ничего не видят, иногда даже цвет освещения меняется или начинает мерцать). Если повезет, то и без мыслей.  Только звуки медитативной музыки слышны, звук у меня не пропадает, но становится ощутимым физически. Впрочем, все описанное происходит не всегда, чаще всего не когда я этого хочу, а когда оно само сваливается на меня, как подарок. В это занятие случилось. И пока Сергей что-то говорил о  Святой любви, я отключилась и конца не слышала. У него, видимо, сильная энергетика, думаю, что это он помог мне войти в состояние. К счастью, все, что говорит и делает на занятии Сергей, во мне сопротивления не вызывает, и это для меня удача. Мне ведь вечно то Учитель не нравится, то Учение, и это сильно мешает практике. Если Сергей  не побоится остаться самим собой и идти своим путем, не став слепым подражателем тех, что «велят», он много достигнет, а нам (по крайней мере, мне) повезет.
 
Напоследок расскажу об упражнении «Кин Хин»– медитативной ходьбе, которую мы выполняем перед занятиями. Мне очень нравится это упражнение. Вероятно, я его делаю не совсем так, как здесь советуют, но оно на меня действует именно в моем варианте. Цель упражнения - тренировка концентрации и, как следует из книги Майтрейи, еще и сбрасывание накопленной низкой кармы. Средство – ходьба на носках и внимание на дыхании: 10 шагов вдох, 10 выдох и т.д. Я во время ходьбы фиксирую внимание только на движении дыхательных мышц, но не считаю. И иду полной ступней – так легче идти быстро, а именно при очень быстрой ходьбе со временем наступает интересное медитативное состояние. Главное для меня еще и зафиксировать на чем-то взгляд, но не на чем. Просто расфокусировать зрение в никуда можно, но сложно  – перед глазами идет подвижная картинка. Идеальный вариант – пристроиться в спину кому-нибудь из ребят, кто идет быстро и ритмично, и зафиксировать взглядом точку на его спине, идя след в след. Очень быстро входишь с ним в один темп, и вскоре сознание улетает, а скорость сохраняется сама собой. Не только боль и усталость после лотоса уходят, но и возникает удивительное чувство «полета». Мое тело словно начинает двигаться само по себе и становится легким. К сожалению, это наступает не всегда и не сразу, а когда поймаешь «кайф», упражнение уже и заканчивается, ужасно хочется походить еще! После удачного Кин Хина и шавасана проходит на удивление хорошо.   

…Моя 2-я линия Работы – работа с другими, то есть, погружение в жизнь и отслеживание собственных реакций на других, постепенно стала вытесняться   3-ьей линией  Работы – служением Школе. Только Школой сейчас  для меня стала группа Тантра-Ваджраяны. Принимаю ли я  всем сердцем путь, по которому идёт Сергей, ныне ставший  моим Наставником? В моем отношении к нему проявляется двойственность. Чем больше я вовлекаюсь в наши занятия, тем больше понимаю, что и он, и Лена служат одному богу – Гуру А., что они не имеют сомнений и не хотят их иметь, потому что не знают ничего другого и считают данную школу  единственно правильной. Это их счастье. Следуя одним путем, но искренне и целостно, можно достичь цели. Со мной так уже не получится.

 Невозможно  да и не нужно убеждать  Лену и Сергея в том, что жизнь, в том числе, и духовное постижение,  больше и интереснее, чем этот выбранный ими способ существования, что мир не требует от них делать свое сознание столь узким ради достижения цели, что читать книги других авторов тоже нужно. Буддизм, как он ни мудр, имеет уже почти трех тысячелетний возраст, и даже модернизация его школой АУМ  не спасает его идеи от многих рудиментов прошлого. Мои новые Учителя, подобно всем предыдущим, хорошо вызубрили только свою единственную теорию и, хотя не критикуют другие, но знают их только понаслышке. Понаслышке – значит не читали книг самих Учителей, а  услышали комментарии к ним, высказанные их Гуру. Все услышанное таким образом, не проведенное через личный опыт, есть ложь, то есть нарушение Заповеди. Поэтому лучше не говорить о других путях ничего, чем говорить то, чего сам не испробовал. Во всяком случае, я уже не могу представить себе сюжета, по  которому  Сергей или Лена могут попросить у меня,  либо у кого-то еще книгу автора другой школы и искренне захотеть в ней разобраться.  Зачем им это?  Они знают, куда и как нужно идти. Так же, как знают и христиане, которые под страхом смерти не станут читать духовной литературы, не входящей в их каноны. Именно поэтому мне грустно. Самодостаточность позволительна только Богу, а нам, людям, она  грешна: мы сознательно отвергаем те уроки жизни, которые нам даются.

 Как-то раз я заговорила с  Леной о моей любимой книге Г. Гессе «Сидхарта». Её реакция, к сожалению, оказалась предсказуемой. «Хорошая книжка, но это же художественная…». Я не стала развивать тему дальше. Что поделать, от того, что «Сидхарту» написал не Достигший, она не становится для меня менее значимой. Более того, по количеству «битов мудрости» эта маленькая литературная повесть-притча несравнимо превосходит всё или почти всё, записанное в лекциях нашего Гуру, которые я, тем не менее, все равно пристально читаю, не желая упустить из них ничего ценного.  Главная мудрость этой книжечки заключается в словах Сидхарты, обращенных к Гаутаме: «Ты нашел спасение от смерти. Ты достиг этого собственными исканиями – размышлением, самоуглублением, познанием. Но не принятием какого-нибудь чужого учения.  Никому не достичь спасения, благодаря какому бы то ни было учению. И вот причина, по которой я снова пускаюсь в странствие» (Герман Гессе «Сидхарта»).

 Всякое идеальное Учение только тогда становится Истиной для человека, когда он сам прошел предлагаемый  путь, а не просто поверил на слово другому. Сидхарта  ушел от Будды, чтобы обрести свою  Истину. И он был прав. Кстати, свое освобождение он получил, только поняв, что стать свободным можно не путем отрешения от жизни, не бегством от нее и не аскезой, а единением с миром. Наши привязанности -  это не только то, от чего надо отрешиться, но, прежде всего, то, суть чего надо понять и этим стать от них свободным. Постоянные разговоры о смерти, которые я слышу на наших занятиях, ничего не решат, но уведут человека прочь от решения насущных проблем жизни ради осуществления собственной, пусть и благой, цели. Не отказ от семьи и детей помог Сидхарте стать мудрым, а именно любовь к сыну и боль из-за  его потери, которая сблизила его не только с другими людьми, но и со всем миром. В самой сути нет различия между нирваной и сансарой, различие существует в нашем восприятии их. 

« …Мы не поняли, каким образом, в силу какого искажения «Все есть Брахман» превратилось во «Все, кроме мира, есть Брахман» (Сатпрем.  «Шри Ауробиндо или путешествие сознания» )

  Периодически на меня нападало состояние, когда становилось ужасно  трудно заставлять себя играть в здешнюю игру: цитировать то, что услышано, но далеко не всегда принимается мной, вместо того, чтобы говорить то, что я по этому поводу думаю. Ввязывать народ в дискуссию и этим отнимать у всех время, необходимое для практики, ради которой большинство и приходит в группу, было бы  неправильно, да и мне самой эти споры не нужны – я стремлюсь к успокоению своего разума, а не к обратному процессу. К тому же,  не так уж все эти подробности принципиальны. Но  кивать головой и подыгрывать мне так же не хотелось,  как прежде не хотелось  у Сантош, мучавшей меня другими «завиральными» теориями. 


Рецензии