Воспоминания из детства. Сад

         

  Я  прикрыла  глаза  и  передо  мной,  словно  в  калейдоскопе  стали  мелькать  картинки  из  моего  детства.  Эти  воспоминания  будоражили  душу  и  лёгкой  грустью  ложились  на  сердце.

  Возвращаясь  в  свои  детские  годы,  я  непременно  вспоминаю  наш  чудесный  фруктовый  сад.  Я  знаю  как  нелегко  он  достался  моей  маме.

  Однажды  к  нам  из  сельсовета  пришли  какие - то  люди  и  предложили   маме  взять  на  попечение  старика.  Он  был  болен  и  жена,  прожив  с  мужем  много  лет,  отказалась  от  него.  Бросив  в  доме  беспомощного  деда,  она  уеха из  села.  Мама  должна  была  допокоить  старика,  а  в  награду  за  заботу  о  нём,  получить  дом  и  большой  фруктовый  сад.  Соседи  уговаривали  маму  согласиться  на  это  заманчивое  предложение.  Мама  подумала  и  согласилась.

  Хотя  я  в  то  время  была совсем  ребёнком,  но  хорошо  запомнила  всё, что  нам  приходилось  преодолеть,  ухаживая  за  старым  и  больным  человеком.  До  сих  пор  удивляюсь,  как  мама  не  боялась  оставлять  меня  одну  с  полоумным  стариком.  Видно  от  тяжёлой  жизни  взяла она  на  себя  эту  нелёгкую  ношу.

  Старик  был  "ходячим".  Оставшись  ненадолго   без  присмотра,  он  открывал  калитку  и  пускался  в  путешествие  по  селу.  Если  мама  была  дома,  она  успевала  вовремя  остановить  деда  и  вернуть  его  домой.  Особенно  трудно  было  зимой.  Дедушка  не  видел  особой  разницы  между  жарой  и  холодом.  Он  выскакивал  на  улицу  в  чём  был  и  пускался  чуть  ли  не  бегом  по  заснеженной  улице.  Если  мамы  на  тот  момент  не  было   дома,  я  бежала  вслед  за  стариком  и  взяв  его  за  руку,  вела  в  дом.  Он   послушно  шёл  за  мной.  Через  какое - то  время  всё  повторялось  сначала.

  Мы  дружно  жили  с  соседями.  Они  жалели  маму  и  старались  ей  чем - то  помочь.  Присматривали  за  мной  и  дедом,  когда  мама   задерживалась  на  работе.  Иногда  я  уходила  гулять  на  улицу  и  оставляла  дедушку  одного.  Тот  воспользовавшись  свободой  открывал  калитку  и  уходил  далеко  от  дома.  Вернувшись  домой  и  обнаружив  пропажу,  я  с  рёвом  шла  искать  загулявшего  старика.  Соседи  вместе  со  мной  подключались  к  поиску.  Каждый  раз  нам  удавалось благополучно  возвращать  непоседливого  деда  домой.

  Часто  ко  мне  в  гости  приходил  мой  дружок  детства  Славик.  Его  мама  так  же,  как  и  моя,  целыми  днями  пропадала  на  работе.  Вдвоём  нам  было  намного  веселее.  Видно  мы  чем - то  обижали  старика,  если  порой  он  не  давал  нам  житья.  Дед  гонял  нас  палкой  по  всему  дому,  а  мы  наспех  одевшись  выбегали  во  двор  и  прятались  в  сарайчике  или  в  курятнике.  Иногда  дедушка  начинал  за  нами  охотиться  внезапно  и  тогда  мы  мгновенно  юркали  под  койку.  Забившись  к  самой  стенке,  мы  затаив  дыхание  наблюдали  за  кочергой,  которой  дед  старался  нас  выковырнуть  из - под  кровати,  но  не  тут- то  было.  Мы  намертно  прирастали  к  полу  и  ждали,  когда  старик  устанет  и  успокоится.  Лишь  тогда  мы  выползали  из - под  кровати  и  шли  на  улицу  или  тихонько,  не  привлекая  внимание  деда,  занимались  своими  детскими  делами.

  Когда  дед  умер, в  селе  внезапно  объявилась  старуха.  Она  стала  предъявлять  права  на  дом  и  сад.  Мама  не  захотела  портить  свои  нервы  разбирательствами  и  отказалась  от  дома.  Сад  же  был  оформлен  на  маму  и  перешёл  в  её  вечное  пользование.

  Начинался  сад  с  бахчей,  под  которые  было  отведено  несколько  соток.  Мама  выращивала  на  них  арбузы  и  дыни. Дыни  у  нас  были  одного  сорта  "колхозницы".  Душистые  и  очень  сладкие.  Весь  сад  делился  на  участки.  За  бахчами  располагался  фруктовый  сад.  Яблони,  груши,  вишни  и  сливы  росли  так  густо,  что  даже  днём  в  саду  было  прохладно  и  сумрачно.  Вдоль  сада   шла  узенькая  тропинка.  С  обеих  сторон  её  окружали  старенькие,  деревянные  перильцы.  Видно  когда - то  заботливый  хозяин   смастерил  их,  чтобы  удобнее  было  спускаться  вниз,  держась  руками  за  перила.

  За  фруктовым  садом  начинались  грядки  с  клубникой.  Они  находились  на  открытом  пространстве. Это  был  огромный  клубничник,  который  большим  массивом  уходил  вдаль.  У  нас  было  четырнадцать  грядок.  Поливались  они  из  канавы,  по  которой  бежала  вода  из  совхозного  пруда.  Наш  сад  и  совхозный  разделял  деревянный  мост.  Сад  охранялся  сторожем,  который  защищал  виноградники  и  фруктовые  деревья  от  набегов  детей,  да  и  взрослых  тоже.

  Чтобы  полить  всю  клубнику,  приходилось  затратить  на  это  не  один  час.  Днём  стояла  несносная  жара  и  люди  собирались  в  своих  садах  в  основном  к  вечеру.  Они  занимали  очередь  и  терпеливо  ждали,  когда  наступит  время  полива.  Целый  день  я  была  занята  своими  детскими  хлопотами   и  вспоминала  о  клубнике  лишь  к  концу  дня.  Через  некоторое  время   я  спешила  в  сад,  который  находился  за  селом  и  занимала  очередь,  чтобы  полить  клубнику.  Сидя  в  своём  саду  под  яблоней  и  прислушиваясь  к  разговору  людей,  я  мысленно  обращалась  к  солнышку  с  просьбой,  чтобы  оно  подольше  не  пряталось  за  горизонт.  Вечером  в  саду  было  темно  и  страшно.

  Очередь  моя  потихоньку  приближалась,  а  вот  людей  оставалось  на  клубничнике  всё  меньше.  Полив  свою  клубнику,  они  расходились  по  домам.  Солнце  опускалось  всё  ниже  и  ниже.  Вода  поступала  в  грядки  слишком  медленно.  Желающих  полить  грядки  с  клубникой   хватало,  а  вода  из  пруда  убывала  слишком  быстро.  Видно  подземные  ключи  не  успевали  наполнять  пруд  родниковой  водой.

  Последнюю  грядку  я  поливала  в  полной  темноте.  Летом  темнело  очень  рано  и  хотя  время  было  совсем  не  позднее, вокруг  стояла  темень.  Долив  последнюю  грядку,  я  залепила  глиной  трубу,  по  которой  поступала  вода  в  наш  клубничник.   Впереди  меня  ожидало  самое  страшное.  Пойти  в  совхозный  сад  и  перекрыть  воду,  чтобы  она  не  вытекала  из  пруда.  За ночь  он  должен  наполниться  до  краёв.

  Я  торопливо  шла  по  узенькой  тропинке  совхозного  сада.  Моя  тропка  проходила  вдоль  канавы.  Пахло  сыростью  и  мятой,  которая  в  изобилии  росла  во  влажных  местах.  Из - под  ног  то  и  дело  прыгали  лягушки,  которых  я  очень  боялась.  Подойдя  к  пруду,  я  опускалась  на  корточки  и  шарила  рукой  в  темноте  по  его  берегу.  Найдя  скользкий  кляп  для  трубы,  я  судорожно  запихивала  его  внутрь.  На  ощупь  проверив  не  вытекает  ли  вода,  я  спешила  покинуть  этот  неприветливый  тёмный  сад,  наполненный  подозрительными  шорохами  и  криками  ночных  птиц.

  Я  шла  по  дороге,  ведущей  в  село.  Подходя  к  первым  домам,  в  окнах  которых  горел  свет,  я  облегчённо  вздыхала.  На  улице  было  совсем  светло  и  многолюдно.  Гуляли  пары,  а  на  лавочках  возле  дворов,  отдыхая  после  дневной  жары,  сидели  мужики  и  бабы.  С  чувством  выполненного  долга  я  торопилась  домой.

        10. 11. 2014г.

 

 

 

 

   
 


Рецензии
Танюша, чудесный рассказ! Расстрогали! Громадное Вам спасибо!
Приглашаю Вас, как и обещала на чай с лесными травами, звёздочки первой, правда, ещё не видно, мглой серой всё скрыто, но ведь она светит!

Татьяна Танасийчук   30.11.2014 17:44     Заявить о нарушении
Танюша, а я у Вас уже побывала в гостях. Не заметили, что я Вас поблагодарила за гостеприимство. С улыбкой, Татьяна.

Татьяна Комиссарова   30.11.2014 17:56   Заявить о нарушении
Заметила, Татюша, конечно, заметила. Но когда Вы были в гостях, я как раз допечатыаала и выкладывала миниатюру, чтоб Вы совсем уж не заскучали.
С теплом

Татьяна Танасийчук   30.11.2014 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.