Идеальная школа

«Каждый человек – как буква в алфавите:
чтобы образовать слово, надо слиться с другими»
И.Мендельштам.



Еще издалека я увидела скопление зданий, уютно устроившихся на небольшой насыпи, окруженной огромным парком. Серебристо-серые крыши блестели на солнце.
- Это и есть наша школа, - сообщила моя новая знакомая. В ее голосе слышались нотки удовлетворения, как будто быть директором этой школы для нее великое удовольствие.
По широкой ухоженной аллее мы подошли прямо к парадному входу в одно из зданий – центральное. Оно было современной конструкции и насчитывало всего два этажа. Дверь, разумеется, открылась сама собой  - как это часто можно встретить в супермаркетах. Над входом большими буквами было написано: «Администрация».
- Собственно, смотреть здесь особо не на что, - сказала директорша, проводя меня по небольшому холлу. – В этом здании находятся кабинеты администрации школы небольшой компьютерный кабинет для учителей, а также больничное крыло – для оказания первой медицинской помощи детям и взрослым и для медосмотров, а также аптека и магазин канцтоваров. – Можешь подождать меня в холле. Оставлю сумочку в своем кабинете, и проведу для тебя экскурсию по всем зданиям школы.
Я кивнула и остановилась возле огромного зеркала, оглядывая себя в нем с головы до ног. Значит, осмотрим все здания? Хм, а их немало, как я успела заметить. Интересно, все ли они будут такими уютными, как это? Я подошла к открытому окну. На территории школы не было ни души, так как уроки уже начались. Уроки тут начинаются с 9 часов, а перед этим – утренняя молитва. На утреннюю молитву дети и учителя собираются в большой актовый зал. Она краткая и обычно не занимает более 15 минут. После нее дети расходятся по своим корпусам, и начинаются занятия. По-моему, просто чудесно начинать день с молитвы, прося успехов в учебе у Бога. А если кто-либо из находящихся здесь учеников или преподавателей захочет помолиться в тишине и покое посреди дня, то для этого существует небольшая часовня. Из окна мне видно, как поблескивают ее колокола под серебристой крышей. Часовня эта как будто сошла с картины эпохи Возрождения – она точь-в-точь такой же архитектуры, какая была в моде в те времена.
Легкий осенний ветерок сорвал с яблони несколько желто-коричневых листьев, и уронил на землю. Вспомнилось детское стихотворение:

Вот осень любимые краски взяла,
И в пестрый наряд все вокруг облекла.
Осыпала землю ковром золотым
И дунула тихо дыханьем своим.
Туманом окутала Черное море,
Взглянула на небо: там тучи все в сборе.
Надела свои дождевые перчатки
И тщательно вымыла лета остатки.

Говорят, что современные дети и молодеж мало читают поэзию. Интересно, в этой школе учат сочинять стихи?
Я отошла от окна и еще раз оглядела холл. Мягкий ковер, приятного цвета обои, удобные кресла, ухоженные цветы в горшочках. Мой взгляд остановился на маленьком пианино золотисто-коричневого цвета. Подойдя к нему, я подняла крышку и взяла несколько аккордов, чтобы послушать звучание. Звук был чистый и приятный.
- Ну что, дорогая моя, ты готова к «экскурсии»? – Послышался голос директорши.
- Миленькое пианино, - сказала я, захлопывая крышку инструмента. – Кто на нем здесь играет?
- В основном учителя… Да на самом деле все взрослые, кому не лень, - директорша улыбнулась. – А для учеников оборудованы специальные классы с музыкальными инструментами. В каждом корпусе есть такой класс.
И мы отправились на «экскурсию».

- Цель нашей школы: во-первых, вооружить детей наиболее разнородными знаниями, сформировать широкий кругозор каждого ребенка, дать представления о разных видах искусств и научить школьников самостоятельно мыслить; во-вторых, разносторонне развить личность каждого учащегося, его творческое воображение, активность, логику; и в-третьих, воспитать у детей положительные качества характера и привить им моральные нормы. – Начала директорша. – Для достижения этой общей цели мы используем разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, заимствованные у известных ученых и педагогов, создавших некогда свои технологии. Мы считаем, что интеграция предшествующего опыта наиболее эффективна для современной системы образования.
- Звучит закручено, - улыбнулась я. – А получается на практике?
- А оно всегда звучит закручено, - согласилась директорша. – Но мы прилагаем много усилий, чтоб эти цели из нереальных стали осуществимыми.
- Итак, - продолжила она. – Наша школа состоит из административного корпуса и трех основных учебных зданий, а также из нескольких вспомогательных строений.
Три учебных здания соответствуют трем возрастным этапам учеников:
1) Первая школа (начальная школа) – здесь учатся дети от 7 до 10 лет.
2) Гимназия (средняя школа) – от 11 до 14 лет.
3) Лицей (старшая школа) – от 15 до 17 лет.
- Полагаю, тебе будет интересно зайти в Первую школу, - предложила директорша, намекая на мою профессию.
- Зайдем, - кивнула я, окидывая взглядом небольшое двухэтажное здание, стены которого были украшены яркими иллюстрациями из детских сказок (причем, художник умудрился сделать это так, чтобы рисунки гармонично вписывались в окружающую обстановку и не рябили в глазах).  Возле здания были расположены аккуратненькие клумбы с цветами.
- Цветы выращивают здесь сами ученики, - заметила директорша. – На уроках практического труда.
Я вошла следом за ней в Первую школу и оказалась в небольшом холле, стены которого были увешены рисунками и аппликациями детей. Вдоль стен стояли небольшие столики с изделиями из разных пластических материалов, вазы с бумажными цветами и др. поделки. Впечатление от холла было веселым и радостным. Из холла вели 2 коридора – вправо и влево.
- У нас нет специальных классных комнат, – объяснила мне директорша. - Но есть огромная гардеробная в левом коридоре, где у каждого класса есть по 10-ть вместительных шкафчиков для личных вещей, а также есть небольшие комнаты отдыха (две на 1-м этаже и две на 2-м), где ученики могут проводить перемены.
- А уроки проходят в специальных кабинетах для каждого предмета: в кабинете математики, письма, кабинете чтения, в мастерской (рисование и трудовое обучение), в музыкальной комнате, в танцевальном зале. На втором этаже – один коридор, из которого двери ведут в большую Детскую Библиотеку, в кабинет иностранного языка, природоведения. Хочешь пройтись?
Я захотела. Шли уроки, и поэтому в коридорах было тихо. Из-за дверей кабинетов доносились голоса учителей и изредка – детские голоса. Также было явно, что идет и урок музыки: первоклашки тянули своими звонкими голосками: «От улыб-ки ста-нет всем свет-ле-ей…». Из-за дверей танцевального зала доносился громкий голос учительницы: «И-раз, и-два, и-три… Спину ровно!.. И-раз, и-два, и-три… Колени не сгибать!». Я улыбнулась, вспомнив, что когда-то в детстве тоже слышала подобные замечания, относящиеся ко мне – в школе искусств, на занятиях хореографией.
Больше всего мне понравилось в Детской библиотеке. Я очень люблю книги, и всегда отношусь с уважением к людям, которые не только сами любят читать, но и прививают своим детям (воспитанникам/ученикам) любовь к книгам. Поэтому увидев Детскую Библиотеку, я пришла в восторг. Здесь царили красота и порядок. Ровные ряды книг стояли на деревянных полках – не покосившихся, видавших лучшие времена, а совершенно новых.
- «У сильного всегда бессильный виноват.
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят»- Процитировала я, беря с полки «Басни», Крылова и разглядывая красочные картинки в ней. - Как здесь здорово!
- Да, но, может быть, не будем задерживаться в этом здании? – Директорша взглянула на часы. – Посмотрим другие?
Я неохотно поставила «Басни» на место, и мы отправились.

Вечером, сидя в просторной кухне и потягивая из чашечки с затейливым рисунком какао с молоком, я вспомнила все мельчайшие подробности этого дня. Директорша показала мне все здания школы, и они меня впечатлили – даже очень! В школе этой создана такая атмосфера, что даже случайному посетителю приятно здесь находиться. А учиться – тем более! И система образования, по-моему, очень правильная. Накопленный веками педагогический опыт как-то очень правильно и целесообразно использован и переплетен с инновациями. Детей в этой школе не принуждают заниматься тем, что им противно, а помогают «найти себя» и развить свои природные способности. И к тому же, уделяется огромное внимание общению детей друг с другом – а это немало важно для детского образования, ведь в современном мире родители постоянно боятся, как бы их ненаглядное дитя не нахваталось плохого у сверстников… Да, по-моему, эта школа – место идеальное!
Какао было давно выпито, пустая чашка стояла передо мною на столе, а я все сидела, задумчиво уставясь в пространство…




2010 год


Рецензии