Иван Крылов. Уроки мудрости. Часть 2

Иван Крылов жил тяжело, хотя в жизни были счастливые случайности. Но своими успехами, славой, богатством он обязан все-таки себе.


Родившись в бедной семье армейского  офицера, мальчик не получил образования, а после смерти отца, будучи еще подростком, уже  был определен на службу в канцелярию.


К счастью, недалеко от их  дома жило богатое семейство, в котором маленький Иван Крылов начал заниматься вместе с хозяйскими детьми.


Там он выучился не только грамоте, математике, игре на скрипке и французскому, но и начал писать стихи. Еще раньше отец оставил мальчику целый сундук книг, что было в то время большой редкостью, и маленький Ваня пристрастился к чтению.



К пятнадцати годам, когда мать решила ехать в Петербург хлопотать пенсию за мужа, юноша  уже был изрядно начитан
и музыкально образован (хорошо играл на скрипке), хотя систематически никогда и нигде не учился. В Петербурге Иван Крылов начинает свою литературную карьеру.


Начинает с комедийной оперы «Кофейница», за которую получает свою первую награду - стопку книг на 60 рублей. В нее начинающий писатель включил французских драматургов – Расина и Мольера, отказавшись от Вальтера. И начал он писать, как сам потом вспоминал, что ни попало, были бы чернила и бумага.


Вскоре его стали замечать в театральных и  писательских кругах, а чуть позднее было предложено место на государственной службе с жалованьем  25 рублей в год. Особенно этому была рада его матушка. Но в том же году она умирает и в двадцать лет Иван Андреевич остается совсем один.


Через два года юноша решил уйти в отставку. К тому времени открывать типографии разрешили всем и молодой писатель решил попробовать себя в издательском деле, одновременно получая журнал, в котором мог печатать что хотел.  Начал Крылов с едкой сатиры.


Сатиру  стимулировала сама императрица Екатерина II, но скоро ей стало понятно, что сатира сатирой, но все  должно быть в пределах дозволенного, в  частности, она не должна касаться чиновников и императорского двора, а только высмеивать людские пороки. Но злая сатира Крылова не щадила ни Екатерину, ни чиновников, ни политический строй, ни социальный. Стало понятно, что его журнал долго не проживет.


Однако  Екатерина II, не оставляла надежду сделать талантливого сатирика своим сторонником. Ее расправа с Радищевым и Новиковым изрядно подпортили славу вольнодумной и свободолюбивой правительницы и она решает поправить свою репутацию с помощью молодого писателя.


Екатерина назначает ему личную встречу, в которой надеется убедить его, но Иван Крылов отказывается от предложения стать придворным сатириком и уезжает из Петербурга, решив не дожидаться участи Радищева. Крылов  исчезает с литературного горизонта столицы, считая, что еще хорошо отделался. Но иногда все-таки он наезжает в столицу, чтобы узнать, куда дуют политические ветры.


Наступают  годы литературного безвременья писателя, о которых мало что известно: где жил, чем занимался… Есть только редкие обрывочные сведения. Так известно,  что в эти годы он сильно пристрастился к игре в карты.


Играл, говорят, иногда очень удачно, выигрывая крупные суммы, но тут же их проигрывал. Говорят, что когда слух о страсти Крылова дошел до Александра Павловича, тот сказал: «Мне не жаль денег, которые проигрывает Крылов; а жаль будет, если он проиграет талант свой».


После смерти императрицы, которую Крылов  ждал, наступили перемены, но совсем не те. Маятник истории качнулся в противоположную сторону. Павел I уничтожал все, что было ненавистно ему в политике его  матушки – от моральной и нравственной распущенности до ужасающего беспорядка в государственных делах и армии, устанавливая свои порядки.


Время Ивана Крылова еще не наступило. Через четыре года Павла Петровича убивают и на престол вступает Александр I, у которого  в фаворитах ходит князь Сергей Голицын. Крылову покровительствует вдовствующая Мария Федоровна, рекомендовавшая Крылова князю Голицыну в качестве секретаря.  Впервые в жизни ему везет.


Но через три года Крылов вновь покидает государственную службу и уезжает по приглашению князя в Саратовскую губернию. Здесь он проводит еще три года. Из Петербурга начинают приходить  хорошие новости: с успехом прошла его пьеса «Пирог», вышло новое издание его сатирического журнала «Почта духов».


Иван Андреевич принимает решение вернуться в столицу, но известие о загадочной смерти Радищева (то ли самоубийство, то ли нелепая случайность, то ли чахотка) повергает его в уныние. И все-таки через год он окончательно решает ввернуться в Петербург и начать литературную деятельность снова. Фактически с нуля.


ОкончаниеВ Петербург Крылов едет  через Серпухов, где живет его любимый брат, и Москву, где решил показать Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному тогда баснописцу,  два сделанных перевода  басен Лафонтена. Дмитриев приходит  в восторг и со словами - «Вы нашли себя!» -  благословляет Крылова продолжать начатое.


Одновременно  он передает басни в журнал «Московский зритель» (№1), где их и печатают. Потом там же будет напечатана и третья басня, которую Крылов перевел уже в Москве. Так начался второй  период творчества писателя, который длился почти сорок лет, разделив творческий путь Крылова на две почти равные части: сорок лет до и сорок лет после.


В его баснях есть все: краткость, драматизм, простор для народных поговорок и пословиц, оригинальная поэзия, широкое использование известных и понятных  сюжетов народных сказок и писанных до него басен, высмеивание людских пороков и  власть предержащих, отточенное сатирическое дарование, при этом не подставляя свое имя напрямую.


Еще со времен Радищева Крылов понял, что  истину надо говорить иносказательно, намеком, "полуоткрыто", скрывая ее ядовитое жало. Словом все, к чему он стремился, чему научился, что могло в полной мере выразиться только в басне, все сошлось. Вернувшись в Петербург, он  еще по инерции пишет пьесы, но они его уже не удовлетворяют. Последней данью прежней своей деятельности стало замечательное стихотворение о страстях:


Почто, мой друг, кричишь ты так на страсти
И ставишь их виной всех наших зол?
Поверь, что нам не сделают напасти
Любовь, вино, гульба и вкусный стол.
Пусть мудрецы, нахмуря смуры брови,
Журят весь мир, кладут посты на всех,
Бранят вино, улыбку ставят в грех
И бунт хотят поднять против любови.
***

У мудрецов возьми лишь славу прочь,
Скажи, что их покроет вечна ночь,
Умолкнут все Платоны, Аристоты,
И в школах вмиг затворятся вороты.
Но страсти им движение дают:
Держася их, в храм славы все идут,
Держася их, людей нередко мучат,
Держася их, добру их много учат.


Чтоб заключить в коротких мне словах,
Вот что, мой друг, скажу я о страстях:
Они ведут — науки к совершенству,
Глупца ко злу, философа к блаженству.
Хорош сей мир, хорош; но без страстей
Он кораблю б был равен без снастей.
(«Послание о пользе страстей», отрывок)


Дальше были только басни, которых насчитывается более двухсот. Фактически - его заповеди и уроки мудрости. Последний из сборников басен, девятый, Иван Крылов готовил лично и не пускал тираж в продажу намеренно, словно ожидая своего последнего часа.


На другой день после его смерти более тысячи высокопоставленных лиц получили, по завещанию усопшего - раздать весь тираж в подарок -  маленький томик  басен Ивана Крылова в траурной обертке со словами: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По желанию. Санкт-Петербург, 1844. 9-е ноября. 3/4 8-го утром».


Похороны финансировало Государственное казначейство по повелению Государь Императора. Прощание с Иваном Крыловым проходило в Исаакиевском соборе, из которого гроб с телом покойного на руках в сопровождении тысячной толпы несли до Александро-Невской лавры, где прошло отпевание и захоронение писателя.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/ivan-krylov-2/


Рецензии