р14- К истокам

http://www.proza.ru/2014/09/26/615    - начало
http://www.proza.ru/2014/11/07/2251   - предыдущая глава



К ИСТОКАМ



Репетиторами не рождаются, репетиторами становятся. Но это только на первый взгляд,   посторонний. Жил человек, жил, работал себе, и  вдруг, бац! -  репетитором стал.  Совсем с работы ушел, или как Юрьна, совмещает полезное  с  приятным.

Без «баца» конечно не обходится, а насчет «вдруг» можно поспорить.  Вспомнить детство  в поисках корней  странного «баца».

Помнит репетитор, как подружки в детстве осуждали, что ей было интереснее  в песочнице с их младшими  братьями, чем с этими  капризными врушками. Ждешь подружку полчаса,  час, пока во двор не выйдет, хочешь, не хочешь, а  посидишь в песочнице  с младшенькими, дожидаючись.

Но,  как же ей не хочется уходить из песочницы, из ясного, всамделишного мира  малышей-мальчишек, в лживый, капризный и чванный мир ровесниц.  Дурочкам по десять лет, а они во двор с куклами выходят, как будто у них младших братьев нет  потетёшкаться.

Юрьна  кукол с ясельного возраста не выносила. У маленькой Юрьны был медведь  и грузовик на веревочке. Не совсем грузовик, картонная коробка из-под обуви.  В неё входил медведь полу-лёжа. Можно было  возить медведя  за веревочку  и в детский сад с ним ходить.

С медведем поговорить можно, причесать, спать уложить, а в трудную минуту посоветоваться, как  жить дальше. Медведь посмотрит на Юрьну серьезным вдумчивым взглядом и даст  совет. Надо медведя посадить, а потом положить,  медведь прорычит ответ. Говорящий у Юрьны медведь, серый с желтыми  строгими глазами.  Настоящий  честный друг.

А с куклой? С куклой  лупоглазой посоветуешься?  Купили первокласснице куклу Варю, она на неё  даже смотреть не захотела. Да и зачем школьнице куклы? Большая уже в куклы играть.

Мама куклу причесывает с умильной улыбкой, платьице гладит, бантики привязывает. Первоклашке надо  куклу в школу  на конкурс  нести – у кого кукла лучше, кто свою куклу больше любит.

А Юрьна всё эту красивую Варю  без омерзения в руки взять не может, только если  двумя пальцами подержать. И врать придется, что куклу эту гадкую любит. Благодаря старательности мамы Варя конечно получит второе место, но от этого первокласснице не легче. На душе скребут кошки.

Юрьна не любит врать. Юрьна человек честный, как те мальчишки-малыши в песочнице.

Может быть и репетитором  со временем станет, чтобы общаться с самыми лучшими и самыми честными из людей –  детьми.



МОЛОДОЙ  УЧИТЕЛЬ


Юрьна честный человек, а годы идут.   Только к десятому классу отличница поймет, что честность и гуманизм разные вещи. Поймет, когда одноклассники окончательно откажутся списывать у нее домашние задания. Сколько можно!  Дуреха готова давать списать каждому, но только с условием, что списывающий  сначала честно поймет решение. Пока не поймет – не даст.

Один сосед по парте, бедняга,  терпит её педагогические фокусы. Страдает. Уже курит давно, а чувствует себя с ней малым ребенком.

Каким чудом догадается, что поступает не гуманно, не понятно, но в десятом отличница сознательно  перейдет от честности к гуманизму, будет давать списывать любому без никаких дурацких условий.

До этого времени одноклассники не раз объявят ей бойкот за честность. По две недели разговаривать не будут.

- Ир, сорви, пожалуйста,  урок  физики, не готов никто, спасай! – идет сентябрь девятого класса
- Никогда уроков не срывала и не буду, - отказывается  отличница
- А кто срывал уроки физики в восьмом?
- Не знаю.
- Ты  же сама сорвала все уроки, на которых была!

Юрьна пожимает плечами, она честно не догадывалась, что срывала уроки.   Просто задавала молодому педагогу не ясные  ей  вопросы, интересовала её физика, что делать.  Бедняга  физик двадцати трех лет   фыркал носом, метался у доски, писал что-то,  мычал   -  ничего у него не получалось.  Звенел звонок, а вызвать к доске он так никого и не успевал. 

А уж если вызывал к доске саму  Юрьну,  класс   совсем   расслаблялся. Опять физик фокусничать  начнет, отрабатывать на ней старые педагогические трюки,  можно отдыхать до конца урока.


- Принцип действия трансформатора. Кто будет отвечать?

Отличница тянет руку - желающих нет, все смотрят на неё, надо спасать положение. Выходит к доске. Рисует трансформатор. Рассказывает все, как в учебнике. Первичная обмотка. Вторичная обмотка. Ждет реакции. Николай Васильевич недоволен.

- Как работает трансформатор?
- Я все рассказала!
- Нет, ты ответь, как работает трансформатор!

Повторяет ответ. Первичная обмотка. Вторичная обмотка. Учитель опять недоволен. Уходит в лаборантскую. Ученица остается у доски одна. Ждет. Класс молчит. Через десять минут учитель, наконец, возвращается:

- Так как же, все-таки, работает трансформатор?
- Я все сказала, больше повторять не буду, - ученица принимает жесткую позицию.
- Подумай еще, Ирина! Ты же умная! – опять исчезает. Пятнадцать минут нет. Приходит:

- Ну что, додумалась? Скажешь мне, как работает трансформатор?
- Первичная обмотка. Вторичная обмотка. Как вам еще-то объяснять?- ученица вот-вот вскипит от ярости.
- Не знаешь ты, Ирина, как работает трансформатор,- искренне опечален педагог,- а я знаю. Учись! Трансформатор работает так:  Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! Садись, пять.



УВАЖАЕМАЯ ПРОФЕССИЯ


Хороший человек физик, мальчишки его обожают, такой же честный, как сама  Юрьна, и  очень смелый.
 
Первого сентября в десятом, входя  в класс, остановится у двери и сделает  признание любимому классу,  глядя на ручку двери:

- Два года назад  в вашем классе был один  человек, из-за которого  у  меня подгибались колени, когда я брался за ручку этой двери, чтобы войти в класс.

Всем понятно, кто этот человек. Та самая Юрьна,  без задней мысли срывавшая уроки физики в восьмом классе.

Не каждый учитель  способен на  смелость честного признания, хотя  профессия  учителя и не для слабых людей.

Когда-нибудь Юрьна вспомнит физика, напишет о нем рассказ для одноклассников, каким его помнила, и высшие силы мистическим образом покарают её за вольность, немедленно засунув в шкуру школьного учителя на три недели. Тогда писательница поймет, что учителя святые люди, идущие на добровольное распятие каждый день. Поймет, что школа это не школа жизни, а школа выживания. Что зря она скептически относилась к профессии учителя и сама вряд ли выжила бы в школе. Сражаться один на один или с  бессмысленной  дикой стаей совсем не одно и то же.

Кураж укротителя тигров, точный расчет шахматиста,  реакция футбольного вратаря, острый ум разведчика, артистизм актера на сцене, равновесие трюкача,  балансирующего на проволоке под куполом цирка. Промахи не прощаются. Одно неверное движение, и ты труп.  Адреналина хоть отбавляй. Учителя – наркоманы своей профессии. Больными рвутся в школу.



ДАТЬ ЗНАНИЯ


Юрьна  не то, что с целым классом,  один на один не со всяким учеником справится. Когда все способы  испробованы безрезультатно и репетитор попадает из тупика  в тупик её так и тянет рассказать ученику старый анекдот, признаться, что она, увы, не Ойстрах, и уйти. Был такой известный скрипач. Наш. Его даже Английская  королева  уважала и самолично старинную скрипку подарила.

Анекдот такой:

Приходит мужчина  в цирк  наниматься на работу.  Идет к директору:
- Я хочу у вас работать.
- А что вы умеете?
- Я умею ездить на одноколесном велосипеде.
- Не интересно. Еще что можете?
- Могу ехать на одноколесном велосипеде и играть на скрипке.
- Не интересно. Что еще?
- Могу ехать по проволоке под куполом цирка на одноколесном велосипеде и играть на скрипке.
- Покажите!

Забирается под купол, садится на велосипед, проезжает по проволоке, играет, директор с интересом  слушает, наконец,  музыкант спускается вниз.
- Ну как? Возьмете?
- Нет, не Ойстрах…

Вот и Юрьна чувствует себя порой «не Ойстрахом».  Слишком много неестественных телодвижений  от неё требуют.

Да будь ты хоть трижды Ойстрахом, но если  приезжаешь и видишь вместо ученика одну и ту же интеллигентную бабушку с чашкой чая, в лепешку разбейся, упейся чая, а знания отсутствующему ученику не дашь.

Юрьна  с первого раза понимает, что приезжать к ученикам гиблое дело, ученики должны сами тратить силы и понимать,  зачем они это делают. После той бабушки много лет репетитор  категорически отказывается ездить  к ученикам. Но времена меняются не в лучшую сторону, наступает момент, когда детей перестают выпускать из дома. Приходится ехать к ним самой.

Еще не раз репетитор пожмет плечами и пожелает родителям всего хорошего на их обидные слова:

- Вы ничего не дали моей дочери, я не вижу результата. Мы прекращаем занятия.

Да ради бога! Юрьна у них уже десятая, а результата всё нет. Какого результата ждут родители, если одиннадцатиклассница таблицу умножения не знает и не собирается знать, не может перемножить двузначные числа в столбик?  Если и не думает выполнять задания? Ищите других Ойстрахов с ней возиться, а Юрьна нет,  она, увы конечно, но -  не Ойстрах!

Дать знания отдельная тема. Репетитор  сомневается, что глагол «дать» к существительному «знания» вообще подходит. Знания можно взять, найти,  своровать,  что угодно, только не дать.

Посадите перед собой лягушку и попробуйте дать ей знания.  Лекцию умнейшую прочтите.  Лягушка даже слушать вас будет не мигая. Ну  и что? Дали  знания? То-то.



СТРАННЫЕ ДЕЛА


Бывает  всё наоборот.  Результата нет, а Юрьну не выгоняют.  Улыбаются и не выгоняют, а результата с точки зрения репетитора нет. В чем дело? И те не выгоняют, и другие улыбаются? Что происходит?

Странные дела. 

А ничего странного! – соображает,  наконец,  горе-репетитор. Родители своих фруктов наизусть знают, вот и улыбаются. Несъедобные фрукты. Родители об них все зубы обломали, наказывали сто раз, гулять не пускали, отнимали дорогие  мобильники, оставляя  старые дешевые, а воз и ныне там, опять двойки.

Родителям двойки не нужны, нужны липовые тройки.  Репетитор придет, домашнее задание сделает, ученик тупо перепишет. За контрольные двойки, а в результате  выйдет тройка. Ура!

И за контрольные можно трояки получать. Не зря же дети в школу ходят. Учатся дети. Как списывать контрольные учатся. Списывают гениально. Отпросятся в туалет и шлют сфотканные задания друзьям, или в интернете решения ищут, и находят. Подумать головой -  даже мысли  нет.

- Дима, как контрольная? – интересуется репетитор.

К контрольной готовились тщательно.  Димусик даже не спал на уроке! Хотя и не писал ничего. Юрьна писала. Ученик фотографировал каждый пример, по ходу решения,  и отправлял друзьям. «За сто рублей».

- Дима! Зачем ты это делаешь? Тебе не заплатят, деньги нужно вперед брать.
- Заплатят! – не сомневается добрая душа

У Димусика своя коммерция. Восьмиклассник считает себя  состоявшимся бизнесменом. Покупает у  друга  чехлы для мобильников по шестьдесят рублей и продает за двести. А тут особый случай - и  на контрольной можно заработать,  и всему классу угодить!

Контрольная сворована заранее. Второй вариант.  Первый стащить не удалось.

- Что за контрольную получил?
- Трояк.
- Дима, ты же всё знал, почему так мало.
- Хорошо, что не двойку! Я вам сейчас всё расскажу! – входит в азарт  Димусик с хитрой довольной мордой.
- Приходим в класс. У всех решения есть, я постарался. Садимся.  Учительница входит, ничего не понимает, все сидят по одному за партой на втором варианте. Пересаживать начала. Я в самом конце сидел, гадал, какой вариант выпадет, когда учительница до меня дойдет. И представляете?  Не повезло. Выпал первый вариант! Одноклассники ко мне повернулись, сочувствуют.
- И что, сам подумал и написал? -  надеется наивная Юрьна
- Я полчаса думал! – Димусик выразительно трет рукой лоб.
- Я полчаса думал, как мне списать. А потом отпросился в туалет, вытащил ваше решение, расправил бумажку. Пришел в класс, сел перед учительницей, будто бы с черновика переписываю, и полчаса ржал.
- Так у тебя же другой вариант был!
- Учителя не замечают, они не помнят, какой вариант давали.
- Дима! Ты мог вполне и  сам  написать контрольную! -  Юрьна, в отличие от счастливого ученика, не довольна.

Но, в каком-то смысле, репетитор за ученика спокойна. Далеко пойдет. Дима, в отличие от других, знает таблицу умножения. Не суетится непрерывно, не хватается за мобильник каждый раз, когда считать надо.
Кроме того, у Димы есть цель – закончить год без двоек и поехать в Сен-Тропе.

- Надо решить домашнюю контрольную, - объявляет ученик.

Достает листочек с условиями задач. Юрьна довольна как слон. Димусик не будет спать на уроке!
Решают вместе. Честно. Ответы пишут. В азарт вошли.

- Ой-ёй-ёй! Что мы наделали! – вдруг соображает ученик, что  школьная учительница не поверит, что он решил контрольную работу сам.
- Теперь, Ирина Юрьевна, надо заново пройтись по задачам и ошибок наставить.

Оставшуюся часть урока вместе ломают голову, как поэлегантнее испортить готовое решение, сделав минимум помарок.

Вот такие странные происходят на свете  дела.



http://www.proza.ru/2014/11/17/754  - продолжение


Рецензии
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.