По заказу Сталина - к 80-летию фильма Чапаев

80 лет назад на экраны страны вышел фильм братьев Васильевых (которые на самом деле братьями не были) «Чапаев», и он с первого же дня стал одним из самых популярных на долгие годы. И несмотря на то, что во время так называемой перестройки его попытались вычеркнуть из истории советского кинематографа, как слишком большевистский, фильм сохранил своё высокопатриотическое значение. Не случайно, когда его демонстрировали совсем недавно на одном из официальных каналов, в анонсе прозвучали такие слова: «Чапаев – родной и великий!»

Они были первыми

Как известно, главную роль в фильме сыграл великолепный актёр Борис Бабочкин. За ним и закрепилась слава первого и единственного сценического Чапая. На самом деле первым, кто надел чапаевскую бурку, стал актёр Василий Ванин.
Это произошло 21 марта 1930 года на сцене театра им. МОСПС (Московского Областного Совета ПрофСоюзов, теперь - театр им. Моссовета), в спектакле «Чапаев», поставленном по сценарию Анны Никитичны Фурмановой (в содружестве с С. Луниным). Таким образом вдова автора одноимённой повести Дмитрия Фурманова решила помянуть своего мужа, со дня смерти которого исполнялось четыре года.
Чапаев Василия Ванина произвёл огромное впечатление на современников.
«Скупая, сдержанная, пружинящая манера игры, легко и свободно, как мускулы под кожей, переливающиеся движения воли, вспыхивающий упругой силой разговор, удачно найденный отрывистый тон – всё это отмечено глубоким пониманием роли и несомненными талантом», - писала «Литературная газета».
А вот как об этой роли спустя много лет вспоминал кинодраматург Иосиф Прут:
«Я несколько раз (сидя в партере, а дважды—из-за кулис) видел, как Василий Ванин перевоплощался в Василия Чапаева. Каждый раз он трактовал этот образ по-новому, Чапаев был в чём-то другим, каждый раз я присутствовал при новом артистическом поиске, при новых смысловых находках, ударениях, акцентировках, новых элементах мимики и жеста, подчеркивающих — едва уловимым движением — новую особенность характера пролетарского полководца».
Именно Прут, когда Васильевы начали снимать свой бессмертный фильм, предложил Ванина на роль Чапаева. Но режиссёры выбрали Бабочкина и - попали в самую точку.
А Василий Ванин без внимания кинематографа не остался. Он сыграл главные роли в фильмах, ставших классикой советского кино: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Возвращение Максима», «Валерий Чкалов» и других.
Остаётся сказать, что режиссёром спектакля был Александр Винер, художником – Александр Тышлер, а копмозитором Мариан Коваль. Для этой троицы подобная работа была одной из первых. Впоследствии Винер получит звания народного артиста Эстонии и заслуженного – России и две Сталинские премии: за постановку на сцене Эстонского театра оперы и балета «Евгения Онегина» Чайковского (1950 год) и «Певца свободы» Э. Каппа (1952 год);
Тышлер станет заслуженным деятелем искусств Узбекистана (1943 год) и лауреатом Сталинской премии (1946 год) – за оформление в Московском государственном еврейском театре спектакля по пьесе З. Шнеера «Фрейпехс»;
Коваль – заслуженным деятелем искусств России и Литвы, народным артистом России и лауреатом Сталинской премии за оперу «Емельян Пугачёв» (1942 год).

Сталинская установка

О том, как снимался фильм «Чапаев», мне рассказала дочь нашего легендарного земляка Клавдия Васильевна Чапаева ещё почти 20 лет назад – в 1995 году. Тогда-то подробности этой истории впервые и были опубликованы в местной прессе (задолго до центральных СМИ).
По словам Клавдии Васильевны, первый вариант фильма создавался при участии чапаевцев, которые ещё помнили те горячие кровавые дни гражданской войны и о каждом бое могли рассказать так, как было на самом деле. Однако чистый реализм подавлял революционную романтику, и «вождь всех народов товарищ Сталин» этот вариант не одобрил, дав режиссёрам свои мудрые указания. Одно из них звучало примерно так:
«Фильм должен воспитывать. Вам нужно показать четырёх главных действующих лиц: командира – выходца из народа, комиссара-коммуниста, утверждающего руководящую роль партии, рядового бойца, представителя революционных масс, и обычную женщину, вставшую на защиту Советской власти».
Сказано – сделано. И фильм стал главным событием культурной жизни 1934 года. Но далеко не всё совпадало с реальными героями.

Чапай

В фильме Василий Иванович Чапаев – этакий анархист, который всё делает, как думает и хочет, и, естественно, нередко ошибается (не в бою, конечно). Он грубоват, малообразован, несколько небрежен в одежде и словах. Помните, как комиссар ненавязчиво наставлял его на путь истинный?
Чапаеву дейсвительно не хватало общего образования. Но это не мешало ему быть достаточно интеллигентным человеком. Он всегда был опрятен и подтянут и никогда не ходил в затрапезном виде (слова Клавдии Васильевны). В фильме показывается, как Чапаев встречает народную «делегацию» в неподпоясанной рубахе с расстёгнутым воротом. Такого просто быть не могло, утверждала его дочь. Не мог он и пуговицы на рубахе рвать, а уж тем более, стулья об пол разбивать.
А вот петь Василий Иванович действительно любил, как и его отец. Но если у отца была склонность к грустным, протяжным песням, то сын любил песни весёлые, такие, чтобы под них плясать можно было.

Петька

В фильме почти всегда рядом с Чапаевым - Петька-ординарец. Его прототипом является Пётр Семёнович Исаев (кстати, уроженец с. Корнеевка соседнего, Краснопартизанского района). Здесь только и есть два совпадения: в имени да в том, что Чапаев и Исаев дружили крепко. Всё остальное, по словам Клавдии Васильевны, – чушь.
Реальный «Петька» никогда не был ординарцем. Сначала он командовал батальоном связи, потом – этапным полком и лишь перед самой гибелью начдива стал выполнять особые поручения: например, доставить через белогвардейские кордоны донесение в штаб 4-й армии и принести оттуда ответ-приказ. Причём добираться порой приходилось в каком-нибудь рванье, чтобы белые не заподозрили в нём чапаевского курьера.
Кроме того, Пётр Исаев был примерным семьянином. Он очень любил жену и своих детей и крутить любовь с Анкой-пулемётчицей никак не мог. Когда вдова Петра Семёновича возмутилась такой слишком вольной трактовкой образа своего мужа, её «успокоили»:
«Какой же фильм без любви? Не могли же мы эту любовь Василию Ивановичу приписать: он известен как отец пятерых детей. Комиссару же во время военных действий влюбляться вообще не положено. Остался рядовой боец Петька. Ничего уж не поделаешь».

Анка-пулемётчица

А пулемётчицы у Чапаева и вовсе не было. Её придумали создатели фильма. И помогла им в этом, сама того не желая, Мария Андреевна Попова.
Она служила в чапаевской дивизии. Но она должна была доставлять боеприпасы на передовую, а оттуда выносить раненых. Во время одного из боёв раненый старик-пулемётчик, потерявший напарника, под угрозой расстрела буквально заставил её лечь за пулемёт. Страх был настолько велик, что молодая женщина стреляла наугад, отвернувшись в сторону.
Воспоминания Поповой об этом «подвиге», опубликованные в одном из украинских журналов, и попались на глаза режиссёрам. А Анкой новоявленную героиню легендарного «Чапаева» назвали в честь сценариста Анны Фурмановой.

На лихом коне!

Впрочем, все эти подробности знали немногие. Основная же масса зрителей воспринимала героев фильма как живых.
«Уже первые минуты фильма роднят зрителя с его героями, - писал один из кинокритиков. - Даже для юноши, который их не видал, они никак не былинны, они обыкновенные люди, и именно потому, что не только ложного пафоса нет в картине, но даже самые мрачные, казалось бы, самые суровые черты того времени показаны оптимистично, тепло. Просто мы понимаем до конца всё величие этих людей, всю трудность их дел, весь их героизм. Мы возвращаемся в прошлое, которое было так недавно и, вместе с тем, так отличается от нашего времени, и мы осязаем те устои, что держат нас, что подняли нас из праха, из болота, из отчаяния».
А вот что писали о своей работе режиссёры:
«Мы сделали фильм о людях. Отсюда – ставка на работу с актёром. Вместе с актёром, через актёра мы хотим волновать зрительный зал, мы хотим, чтобы наш зритель плакал и смеялся, любил наших героев и ненавидел наших врагов».
И это у них получилось. Фильм, как и его главный герой, ворвался в советский кинематограф, на лихом коне. Революционный пафос «Чапаева» даже противопоставляли вышедшей на экраны в том же году комедии «Весёлые ребята», которая, кстати, тоже на долгие годы стала кинобестселлером:
«”Чапаев “ зовёт в мир больших идей и волнующих образов. Он сбрасывает с нашего пути картонные баррикады любителей безыдейного искусства, которым не жаль большого мастерства, потраченного, например, на фильм “Весёлые ребята “».
Фильм «Чапаев» завоевал первую премию на Первом Московском кинофестивале в 1935 году, назван лучшим фильмом на иностранном языке по версии Национального совета кинокритиков США в том же году, получил Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937-м, Сталинскую премию - в 1941-м, бронзовую медаль - на кинофестивале в Венеции в 1946-м, а в 1961-м -  золотую медаль в итальянском городе Лидо дельи Естензи на третьем смотре фильмов, посвящённом борьбе народов за свободу и независимость.
Когда в самом начале Великой Отечественной войны потребовалось поднять дух бойцов Красной Армии, то погибшего Чапаева «оживили» в одном из первых военных киносборников, и он повёл солдат на борьбу с фашитскими захватчиками.

Герои анекдотов

Вместе с тем, именно фильм породил впоследствии огромное количество анекдотов о Василии Ивановиче, Петьке и Анке. Среди них немало скабрезных. Но это больше говорит о небывалой популярности киношных героев, чем об их слабости.
И дочь Чапаева к анекдотам относилась спокойно.
«Я никогда из-за них не переживала, - говорила Клавдия Васильевна. – Сочиняют – и пусть сочиняют. Тем более, что среди этих анекдотов встречаются и хорошие, поучительные».
И рассказала один из самых любимых:
«Встречаются на том свете Мао-Цзе-Дун и Чапаев (это время натянутых отношений между Китаем и СССР было). Мао-Цзе-Дун и спрашивает: “А чем это там твой Советский Союз недоволен? Нас же целый миллиард. Мы же всю твою страну завоевать сможем”. Задумался Василий Иванович. Долго думал. Мао-Цзе-Дун не выдержал и спросил: “О чём, Василий Иванович, думаешь? Испугался?” – “Да вот думаю, где мы этот миллиард хоронить будем?”»

На фото:
Василий Ванин в роли Чапаева


Рецензии