Пепел Клааса стучит в моем сердце

Тема, которую мы периодически поднимаем на страницах нашей газеты, связана с жизнью и деятельностью некоммерческих организаций в Хабаровском крае.
Делаем мы это с одной целью – познакомить наших читателей, а также тех, кто реально работает в некоммерческом секторе, с теми моментами, приятными и неприятными, с которыми пришлось столкнуться нашей общественной организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья». Мы уверены, что наш опыт поможет не только отдельной организации, желающей получить грант, но также заставит задуматься тысячи, а, может быть, и стони тысяч людей, живущих в Хабаровском крае. Задуматься о тех механизмах и последствиях, которые красноречиво показывают, в чем же, собственно, заключается сама идея помощи НКО со стороны государства, какие цели ставит перед собой власть, и что приходится испытать тем людям и организациям, которые решили развивать гражданское общество в России и в Хабаровском крае, в частности. Мы не откроем неведомые тайны, но наш читатель знает, что в газете «Пост Хабаровка» мы описываем только те события, а также факты, которые произошли с нами.
Для себя мы определили этапы реализации проекта. Первое – это идея. Когда мы участвовали в первом краевом гранте, нами была предложена идея создания молодежного пресс-центра «ЭтноВосток». Она заключалась в том, что молодые люди из числа организаций Ассамблеи народов Хабаровского края должны были приходить в определенное время на занятия по этно-журналистике, чтобы освоить азы журналистского дела в рамках проекта, научиться пользоваться программами для верстки и дизайна, по окончании проекта самостоятельно писать о жизни и деятельности своей организации. В дальнейшем на базе пресс-центра «ЭтноВосток» должно было сформироваться молодежное объединение Ассамблеи народов Хабаровского края. Учитывая то, что и власть, и общество, и все мы хотим жить в мире и согласии, а также больше знать друг о друге, дружить, так сказать, народами во благо России, проект и был нацелен на достижение этого. После того, как члены Ассамблеи единогласно поддержали этот проект, сразу начались сложности. И проблема была не в организации процесса обучения, а в том, что члены Ассамблеи, несмотря на свое единогласное решение, так и не делегировали молодежь из своих рядов. Правда, сё же нашлись те, кто пришел, но это были единицы. Самое интересное - пришли молодые люди, которые к Ассамблее не имели никакого отношения. Узнав о проекте из социальных сетей, они заинтересовались, и стали регулярно ходить на занятия.
По окончании проекта консультант отдела по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями правительства Хабаровского края Т.С. Аршинова, публично при всех членах Ассамблеи обвинила руководителя проекта Леонида Сунгоркина в том, что он виноват в том, что молодежь из числа Ассамблеи не пошла к нему на занятия.
Леонид Сергеевич считает, что подобный упрек со стороны власти он не заслужил, так как постоянно напоминал всем членам Ассамблеи о том, чтобы они отправили свою молодежь в молодежный пресс-центр «ЭтноВосток». Но те продолжали саботировать, видимо, в тайне мечтая о том, что рано или поздно они создадут свой молодежный пресс-центр, о чем сейчас открыто заявили, получив на это грант, правда, назвав свой проект не пресс-центр, а редакция.
Что же мы видим? Любая идея, по инициативе власти, может либо саботироваться, либо финансироваться. И уже неважно, кто стоит у её истоков, главное – другое, что идея, которая родилась в недрах некоммерческой организации, с легкостью присваивается властью, после чего находятся исполнители, реализующие этот проект, но уже, так сказать, под «крышей» власти. И тут-то происходит самое страшное – власть, которая дает деньги некоммерческому сектору, начинает воровать их идеи, на практике же рождается такое, что впоследствии не могут контролировать ни сама власть, ни общественники, которые куплены этой властью. Выражаясь простым, доступным языком, в некоммерческом секторе четко видна коррупция. Если ваша организация начинает выбиваться за рамки миропонимания курирующих органов, то денег вам не видать, как своих ушей. А ваши идеи, направленные на развитие гражданского общества, так и останутся нереализованными, невостребованными, либо для их реализации потребуются титанические усилия той группы людей, которые изначально ставят цель, а уже потом – деньги. Но глядя на происходящее, мы видим, что цель пишется под деньги, и лучше всего эти деньги проесть и пропить. Потому как никто, ни общество, ни власть, уже не спросит, а имела ли продолжение ваша идея. Потому как и дураку понятно, что прожрав и пропив, потанцевав и повеселившись на казенный счет, лучше поскорее забыть о таком проекте, и не вспоминать. А придумать новый, цель которого заработать деньги, но прожрать и пропить их можно уже в другом месте, меняя только название этого праздника души. Именно такие проекты очень нравятся власти, потому как именно там чиновники, подобные Т.С. Аршиновой, могут предстать во всей своей красе перед униженным и оскорбленным обществом.
Второй этап, который важен для проекта, – это отчитаться о проделанной работе, чтобы показать государевым людям, что деньги не пошли на веселье и пропой, а выполнили свою основную задачу – воспитали в гражданском обществе чувство толерантности и мира, и много чего другого, о чем простой смертный человек, который не знает, что такое НКО, грант и прочие нужные вещи для общества, даже не догадывается. Чтобы отчитаться, приходится тратить столько сил и времени, что и не рад, что ввязался. Думаю, многие, кто прошел, через это, согласятся с нами. На фоне всего этого невольно задумываешься о том, что подобный жесточайший контроль и куча всевозможных документов для отчетности преследует лишь одну цель – навсегда убить желание у особо одаренных НКО с их благими идеями и задачами принимать участие в дальнейшем в других конкурсах. Ну, а власть на местах под благовидным предлогом заботы, предотвращающей нецелевое использование грантовых средств, отсеивает те НКО, которые, либо не смогли отчитаться из-за того, что не обладали достаточным опытом, либо, стиснув зубы, проклиная всех вокруг, в том числе и власть, которая придумала эти отчеты, завершают деятельность на благо гражданского общества. Опять же и здесь есть хитрость. Все те, кто пострадал за веру в собственные проекты, чтобы в будущем получать «государевы» деньги, должны найти такую волшебную дверцу и встать в очередь с теми НКО, для которых, в принципе, нет особого труда - получать субсидии и так же с легкостью за них отчитываться. У нас есть такой пример, о котором мы расскажем в следующем номере, чтобы и власть, и читатели не подумали, что мы лишнего понаписали.
Существует и третий этап. Мы бы его назвали «фантомные боли проекта». Это когда НКО понимает, что проект хороший, есть результаты, наметилось дальнейшее развитие. И люди, независимо от того, финансирует власть или нет, продолжают над ним работать. Одним словом, идея работает, проект продолжается. И вот тут, на этом этапе не помешала бы поддержка со стороны власти. С учетом прошлых трудностей, изменившихся обстоятельств, с приложением новых вводных в проект, одним словом, идея остается прежней, но продолжает развиваться и работать. В данном случае, это проект «ЭтноВосток», он выходит на новый этап, который способен расширить географию проекта и включить в него большее число людей. На наш взгляд, проект «ЭтноВосток» - уникален ровно настолько, насколько тупа и неадекватна была та комиссия, которая отказала общественной организации в поддержке на продолжение этого проекта, так как мы писали его уже не под Ассамблеей, а конкретно от нашей организации. Отсюда вывод, во-первых, идея украдена Ассамблеей, и деньги будут отданы ей. Во-вторых, на практике мы убедились, что если у вас нет во власти своих людей, или вы не состоите в нужной организации на момент подачи документов на получение гранта, то вам ничего «не светит». Вот мы и подошли к главному моменту, этого ли хотел президент РФ В.В. Путин, когда объявил субсидирование проектов НКО, в надежде, что в регионах найдутся хорошие идеи, которые поднимут Россию, её гражданское общество до небывалых высот. Но практика опять же показывает удивительную вещь, что вчерашние иностранные агенты НКО, которым, в принципе, объявлена негласная война в России, которые на свои заграничные «бабосы» всё уже здесь подмазали, реализовали свои иностранные схемы влияния, подкупили всё вокруг, включая чиновников, местные администрации, теперь с такой же легкостью, с какой они расставались в свое время с иностранными деньгами, отдавая их чиновникам и обучая тех каким-то там супер-идеям, теперь получают от этих чиновников российские рубли в виде грантов. То есть система осталась прежней, у кормушки - только те, кто нашел себе хозяина. Вот так мы гражданское общество на Дальнем Востоке не построим никогда. Потому как ни власти, ни продажным НКО это гражданское общество не нужно. Им нужно продолжать «пир во время чумы».
От себя хотим добавить, что молодежный проект «ЭтноВосток» жив. Мы надеемся, что вы, наши читатели, поддержите этот проект, подписываясь на наше издание, покупая книги, которые выпускает молодежный пресс-центр «ЭтноВосток». А в тех поселениях, где бывают представители нашей молодежной организации, будут открыты отделения «ЭтноВостока». Порой, путь долог и не всегда на этом пути встречаются те, кто действительно, искренне готов помочь. Но жить во лжи, исповедовать ложные ценности, с надеждой заглядывая в рот хозяина, ждать подачки с барского стола, нельзя, иначе настанут тяжелые времена для всех нас, для тех, кто верил и верит, что в России есть свобода слова и соблюдаются права человека и гражданина.

Тиль Уленшпигель (Леонид Сунгоркин)


Рецензии