Фильм Изабель Койшет Другая Я

Фильм Изабель Койшет (по одноимённой книге Кэти МакФэйл) «Другая  Я» на фестивале в Риме собрал самые разные, противоречивые отзывы , но получил кинопрокат во многих  странах. Увы!,  кроме России! Хотя Изабель Койшет  уже сложившийся режиссёр, с признанным именем. В фильме отличный кастинг, известные на весь мир актёры. В главной роли Софи Тёрнер , Санса из «Игры Престолов», это её первая главная роль,  старшеклассницы Фэй.  Две другие ведущие роли, родителей Фэй, исполнили Рис Иванс и Клэр Форлани. И, в роли второго плана (но не второстепенной) Джонатан Рис Майерс. Как это говорится – звёздный состав!
Это психологический триллер  о девочке-подростке, с которой  (как это писалось во всех анонсах) начинают происходить странные явления. Но по какой причине ? Вот в чём главный вопрос.
 
Фэй переживает вдвойне сложный период  своей жизни. Во-первых сам по себе подростковый возраст не прост. А во-вторых (или, вернее бы сказать , в самых первых ) их семью постигает несчастье: внезапная, тяжёлая болезнь отца, приковывающая  его к инвалидной коляске. Мама, ещё достаточно молодая и красивая женщина, и желала бы  преданно ухаживать за больным мужем… Но это оказывается не так-то  просто : желать, и исполнить желаемое.  Отец и дочь становятся свидетелями двойной  жизни мамы.
 
Завязывается сложный психологический узел  взаимоотношений внутри семьи. Вроде бы, проходят всё те же милые семейные ужины, и мама вроде бы как ухаживает за больным папой, и вроде бы как есть какая-то любовь меж родителями, и внутри семьи... Однако это  уже совсем не те отношения, лишь внешне – те… И подросток  очень остро это чувствует и переживает. В школе Фэй тоже поджидают сложности.
Фэй принимает участие в школьном спектакле «Макбет». Красивый  молодой учитель театра Джон Моффэт (*Джонатан Рис Майрс) распределяет роли , и Фэй достаётся главная роль прекрасной королевы. Что  вызывает  зависть и насмешки  со стороны первой красавицы класса. Мир подростков – не добр. Мир взрослых – не добр тоже, как она видит это на примере своих родителей. В этой ситуации , естественно, Фэй  выручает сначала внимание  а потом первые нежные  отношения с исполнителем второй по значимости роли в «Макбете», Дрю(*Грег Салкин). 

Фэй преследует странный двойник: девочка один в один похожая на неё. Пространство фильма – тоннели, дорога, лестницы дома , лифт, труба лифта– всё происходящее внутри этого пространства несколько сюрреалистично. И  в этом  видится аллюзия режиссёра к экранизациям Достоевского («Преступления и наказания», 60-70-х. И в книге, и в фильме пространство лестниц, пространство стен и домов было очень интересно обыграно). И сама тема Двойника очень ярко заявлена именно у Достоевского. Так же Изабель Койшет говорила в своём интервью, что всегда находилась под впечатлением японских фильмов ужасов. Зрители, ещё по первым  промо-роликам к фильму, сразу отметили схожесть в настроении с  японскими фильмами. Первоначально  для фильма выбрали название «Глаза Панды», потом название переменили , сделав одноимённым с книгой – «Другая Я». Ни игрушки, ни символа Панды в фильме нет, но ,оставаясь наедине с собой (и своим Двойником), Фэй  делает  довольно странный макияж: снова и снова рисует тёмные круги вокруг глаз, как глаза панды. Сидя перед зеркалом, замечает в нём отражение двойника.  Панда же относит зрителя, ассоциативно, к востоку, к культуре Японии, где просто культ этой детской игрушки-панды. Девочка переживает сложный период  окончательного  прощания с детством, для Фэй нынешний её возраст как тот самый пугающий её тоннель. Есть свет оставленный в прошлом – милых, добрых семейных отношений, где она любимая дочка. Папина дочка. И маячит смутный свет впереди , связанный с первым молодым человеком, с познанием новых чувств. Но нынешняя жизнь Фэй темна .

Заявленная в фильме и тема двойничества показана не только в образе девочки-двойника Фэй . Это , разумеется, так же двойная жизнь мамы с любовником. Им , как позже с ужасом и отвращением  понимает Фэй, является тот самый весьма располагающий к себе учитель  театра, Джон Моффэт.
Джонатан Рис Майерс  не однолинейно сыграл учителя театра. Моффэт не подлец . Он хороший педагог, хороший человек, ведущий школьный драмкружок (значит, предположительно, учитель литературы), человек с гуманистическими принципами. Он разбирает с подростками – почти молодыми людьми и девушками , стоящими на пороге своих первых любовных переживаний   -- «Макбета», через произведение, учит их жизни, учит гуманности.  Но, в то же время,  живёт с осознанием того, что он-то сам подлец, способствующий лжи и обману в семье, уводящий мать  от ребёнка, жену  от больного мужа.  Что он, вроде бы хороший человек!, является  причиной  большой подлости и предательства. И этого не может оправдать то, что он, якобы, помогает женщине забыться, расслабиться в трудной жизненной ситуации.  Предательство является предательством. Моффэт, как человек гуманитарного склада, гуманитарной профессии, отлично это понимает.  Но, тем не менее, встречи происходят, весьма часто, и жизнь во лжи – продолжается.

Является ли причиной несчастья, позже постигшего Моффэта, какое-то мистическое существо, некая Тень Фэй, злоба и негодование девочки за больного отца -- или это рассеянность самого Джона, от занятости головы другими  мыслями? Фэй приходит в больницу, взглянуть на этого человека. Она пожелала ему зла, да.  Но её ли пожелание – или всё, накопившееся в душе, в жизни самого Джона Моффэта, привели его к несчастью? А её странная Тень стала всего лишь персонификацией этой постоянной подлости, лжи и обмана , постоянной  двойственности , двуличности «доброго» Моффэта ?... В итоге учитель Моффэт так и не доводит до завершения постановку «Макбета», её завершает другой, менее талантливый учитель, просто номенклатурщик. А Джон Моффэт смотрит постановку из зала уже крайне изменившимся человеком, и не только из-за следов травмы (синяков) на лице, но человеком внутренне совершенно опустошённым.  За короткое время, отведённое для роли Джона Моффэта , Рис Майерс сумел показать все эти терзания и разительные изменения в своём герое.
   
Очень сложная роль у Рис Иванса, отца Фэй.  Изабель Койшет ( и так могла интерпретировать образ именно женщина–режиссёр , и писатель –женщина ! ) в одной из ключевых сцен показывает, не мать и младенца – традиционную картину. А отца с младенцем на руках, с этой крохотной-крохотной ручкой, касающейся его руки – руки отца, должного, по большому счёту, защищать своё дитя, тем более девочку. Этого не происходит. Отец Фэй чувствует себя втройне беспомощным : как отец, как муж и как возлюбленный. Изабель показывает горе отца, теряющего своего ребёнка, ничуть не меньшее, чем горе матери, отражённое во всех Пьетах и традиционной живописи. Изабель показывает любовь и страдание отца, держащего в своих руках крохотное, беспомощное тельце, тем более ужасно, что маленькой девочки. И потом, позже это повторяется, когда другая выросшая дочь приходит к нему в поисках защиты и покровительства, а он беспомощен, а он не может дать ей этого покровительства.  Любовь  и беспомощность, желание защитить и невозможность сделать это. Такую сложную парадигму выстраивает Изабель Койшет в образе отца.
 
Клэр Форлани так же великолепно исполнила роль матери Фэй, Анни.  Для Фэй, с её подростковым  максимализмом, правда одна : мать виновна, мать предаёт отца. Фэй и не может думать по-другому. Да для неё даже страшно подумать о том, что мама может полюбить кого-то другого, кроме отца! В то время как отец понимает это, чувствуя свою беспомощность, и уже бесполезность и ненужность в этом мире.  Анни (*Клэр Форлани) очень красивая женщина, без лишней приглаженности и косметики. Два красивых человека встретились и полюбили друг друга, не потому что так хотели, а вопреки всему – именно так, чаще всего, и возникает любовь. Вернее сказать, страсть. И снова визуальные ряды встреч Анни и Джона Моффэта , какими-то просто подростковыми урывками в машине, или в парке, возле пруда. Отверженные, бесприютные – и любящие. Вопреки. Понимающие свою вину, страдающие. И муж (*Рис Иванс), в отличие от Фэй, это, конечно, понимает. Он даже не прощает, а просто понимает. Что он теперь  может дать молодой красивой женщине?... Сцена с купанием особенно трогательна, отношений, близости мужа и жены. Просто движением и слезами Анни – всё решено, почти без слов. И потом, когда несчастье случается с Моффэтом, не мелькает ли в голове Анни ужасной мысли : а что если и он будет таким же, и получит свою расплату?... Терзание Анни в том, что своим домашним она даже показать не может горя и страха за любимого мужчину.  Итоговая сцена фильма, и то, что происходит с Фэй, (можно предположить, что ) оставит Анни жить дальше с тяжёлым чувством вины внутри себя. И это едва ли лучшее терзание.

Многое в фильме намеренно отмечено режиссёром условными штрихами, скорее символы, чем нечто реальное.  В фильме множество цепочек визуальных рядов и сопоставлений, языка кино. И слова являются как бы зерном или пояснением визуального ряда. Фэй постоянно что-то видит, что-то чувствует, и уже в третью очередь говорит с кем-либо об этом.

Итог фильма необычный. Ведь этот фильм всё-таки в первую очередь о взрослении Фэй, о её столкновении с жизнью, и о том, кто оказался рядом с подростком во время этого столкновения, помогает ли ему(ей) мир взрослых, и вроде бы как (должно так быть) более мудрых людей, или, наоборот, топит ?... Фэй взрослеет… И – каким взрослым человеком она становится? … Здесь, опять же, роль Двойника и как нечто мистическое, и как вполне реальное, что есть в человеке. Двойник есть в Фэй, и в её матери, и в учителе Моффэте… Важно не то, что он есть, а то, кто победит.   Возвращаясь к Достоевскому, к его известной цитате из «Братьев Карамазовых» -- «сердце человеческое поле битвы Бога и Дьявола…». Кстати, слышит эти слова Алёша (только вступающий в Мир ) из уст брата Дмитрия, уже вкусившего мирских соблазнов, и одержимого страстной любовью к Грушеньке, вообще, во всей своей жизни человека страстного.
 
Самые страшные не те монстры, что вне нас. Существуют ли они? Не наша ли это фантазия, или какая-нибудь неизученная особенность  физического мира? Пожалуй, на данном этапе  мы ещё не до конца знаем силу слов и мыслей человека, особенно окрашенных яркой эмоцией.  Монстры внутри человека – это его Двойники. Да, Фэй вырастает, проходит  тот самый тоннель, и становится … необычным человеком! Но Изабель Койшет не завершает фильм на исключительно-мрачной ноте. За время работы над спектаклем становится ясно, что Фэй талантлива. И, что для такого странного человека, с его необыкновенным двойником  есть место в мире: в театре. Актёры ведь постоянно живут многоликой жизнью. И в фильме даётся намёк, что именно мрачный двойник Фэй помогает ей вжиться в роль королевы  и раскрыть свой талант.  Есть так же и любящий Фэй молодой человек, которому она, ещё в самом начале истории, рассказала о пугающем её Двойнике… Жизнь продолжается. И мрачный тоннель ужасов всё же пройден. Но это не значит, что такой вот тоннель один-единственный в человеческой жизни.


Рецензии
Спасибо, очень интересная подача фильма и сравнения с Достоевским. Игра актеров потрясающая, игра Джонатана выше всяких похвал.

Елена Бабкова   13.11.2014 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв ))

Лилия Внукова   13.11.2014 17:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.