Призраки прошлого

                … Мы лишь вспоминаем прошлое,
                мы не узнаем его при встрече.
                Мысль возвращается назад,
                но время идет вперед,
                и все прощания – навсегда…
                А. Бестер.

Земля, небо, солнце – все излучало живительные токи, присущие только весне. Особая бурлящая энергия прорывалась в тугих зеленых почках, готовых за одно мгновение украсить деревья зелеными шевелюрами; в солнечных лучах, деловито и с любопытством исследующих каждый уголок; в легком ветерке, от которого кружилась голова, как от доброго старого вина. Невозможно было не поддаться этому всеобщему настроению, этому веселому оживлению, царящему повсюду.
После долгой и холодной зимы город, наконец, проснулся. Он ни секунды больше не желал пребывать в спячке.
Земля уже насытилась влагой и теперь захлебывалась смеющимися лужами, позволяла солнцу жадно и упоенно прикладываться к ним жаркими губами и пить их, пить до дна. Ярко-синее небо бесконечно падало в глаза людей и в окна домов, дробилось на бесчисленные яркие осколки.
В общем, в такой день невозможно было не почувствовать себя счастливым.
Адриана ощутила это сразу же, едва покинула сырой полумрак подъезда и прищурила глаза, ослепленные ярким светом. У нее не было особенных планов на сегодняшний день. Просто хотелось побродить по пробужденному весной городу и поискать подарок мужу.
Новенький троллейбус быстро доставил ее в центр города. Она огляделась на остановке: казалось, все жители высыпали на улицы, пренебрегая домом и работой. Все куда-то спешили, как обычно сталкиваясь, извиняясь или бранясь. Но только сегодня хмурые лица невольно разглаживались улыбками: невозможно было оставаться равнодушным к чарам весны.
Адриана не спеша перешла дорогу и медленно пошла вдоль длинного ряда модных магазинов.
Груз прошедших лет не наложил на нее своего беспощадного клейма; она была все так же очаровательна, как и десять лет назад. Не зря же говорят, что в счастье даже безобразный человек преображается, становясь прекрасным. А Адриана считала себя счастливой женщиной, несмотря на то, что призраки прошлого иногда и тревожили ее. Но в такой день невозможно было думать о них. Ведь солнце, огромное сияющее солнце было повсюду: в лужах талого снега, в стеклах домов, в лицах прохожих. Оно такими яркими бликами играло на лепестках цветов, украшавших витрины магазинов, такой переливчатой радугой утопало в хрустале, что трудно было не остановиться. И Адриана не смогла удержаться – на несколько минут задержалась перед большой напольной вазой.
Она уже собиралась войти в магазин, как вдруг почувствовала на своей спине чей-то пристальный взгляд. Она обернулась.
- Привет, Адриана. Это в самом деле ты?!
- - Это в самом деле я. Привет, - всего мгновение поколебалась она, прежде чем улыбнуться в ответ. – Что ты здесь делаешь?
- Да вот, оказался по делам в городе. Совсем не ожидал встретить тебя. А ты еще больше похорошела. Годы тебе нипочем, - он окинул ее стройную фигуру взглядом, задержавшись на ногах, обтянутых золотистыми колготками. Адриана рассмеялась.
- Спасибо, Сережа. Я смотрю, ты все так же щедр не комплименты.
- Это только по отношению к тебе, - он улыбнулся.
- Ты спешишь?
- Не очень.
- Тогда идем.
- Куда это?
- Тут рядом есть небольшое кафе. Сколько же это мы не виделись с тобой?
- О много лет, не сосчитать.
Адриана взяла его под руку и зашагала рядом. Они действительно долго не виделись. Когда-то она готовила целую речь, которую преподнесет Сергею в день встречи. Почти обвинительную речь. Но сейчас все слова вылетели из головы, да и не хотелось вспоминать старые обиды.
Сергей отметил про себя несколько взглядов, брошенных на его спутницу. Эта женщина никогда не оставалась без внимания! И ему было приятно идти рядом с ней, ощущая зависть мужчин.
- Ну, рассказывай, как у тебя дела.
- Нормально. Дела они и есть дела. Что о них говорить?
- Тогда рассказывай, как живешь?
- Тоже нормально.
- Нормально хорошо или нормально плохо?
- Средне. Жизнь, она ведь полосатая. Чуть-чуть черного, чуть-чуть белого, а вместе получается густой серый фон.
- О, я и не знала, что в тебе погиб философ!
Ее игривое настроение невольно передалось и ему.
- Давай не будем о грустном. Я чертовски рад тебя видеть! Честно! Хотя ты, конечно же, не поверишь в это.
- Конечно же, нет! А ты что, провоцируешь меня на очередную словесную битву?
- Ни в коем случае! Но вообще-то, мне всегда нравилось, когда ты сердишься, Адриана. Ты тогда выглядишь так сексуально… Женщине просто нельзя быть красивой до такой степени!
Он усадил ее за столик.
- Шампанского?
- Пожалуй. Но я не поняла - ты только что сказал мне комплимент или очередную гадость?
- Гадость? Да как бы я мог?! Неужели ты такого плохого мнения обо мне?
- О, гораздо хуже!
Они рассмеялись и молча дождались, пока официантка обслужит их.
- Ну, за что будем пить?
- Наверное, за встречу…
- Желание женщины - закон! Но еще я хотел бы выпить за твои глаза - чтобы они всегда оставались такими же красивыми и счастливыми.
Адриана благодарно кивнула и поднесла к губам бокал. Шампанское сразу ударило в голову. Жизнь была прекрасна.
- Как жена? Не развелись? Я помню, у Вас были какие-то разногласия…
Сергей почувствовал искушение соврать, но Адриана заслуживала правды.
- "Разногласия" у на с каждый день. И после каждой ссоры собираемся разводиться. Только из-за дочери терпим друг друга.
- Что так плохо отзываешься от семейной жизни? Сам ведь жену выбирал!
- В том-то и дело. Молодой был, глупый…
- Ладно тебе. Все еще образуется. У вас вся жизнь впереди, тысячу раз помириться успеете.
Он рассказал о дочери, о постоянных семейных скандалах, о нелюбимой жене… Потом вдруг замолчал.
- Слушай, что это мы все обо мне, да обо мне? А ты как живешь, Адриана? Замужем?
- Конечно. И все за тем же. - Она улыбнулась. - В жизни мне повезло: я вышла замуж за любимого человека и ни разу не раскаялась в этом. Наверное, Небо хранит нас. Мы ведь венчались…
- Ну, и что? Семейные раздоры от церкви не зависят. Впрочем, ты скажешь, что я в этом ничего не понимаю?
- Ты в этом ничего не понимаешь!
- Знаешь, Адриана, я иногда представлял себе нашу встречу, слова разные придумывал, а теперь вот и сказать нечего. Так и сидел бы целую вечность, глядя на тебя.
- Вечность - это слишком много…
В этот момент что-то неуловимо изменилось. Кто-то из них что-то сказал или сделал не так, и очарование встречи пропало. Стало грустно. Разговор увел их непростительно далеко. А может, тому виной было выпитое шампанское?
- Знаешь, у тебя фигура, как у молоденькой девушки. Ты ведь не рожала?
- С чего ты взял?  У меня сын и дочка…
Она замолчала, улыбнувшись обескураженным глазам Сергея.
- Что ты на меня так смотришь?
- Не верится!
- Почему? Мужа-то ведь надо соблазнять!
- Не пойми меня неправильно, но я ему завидую. И почему я на тебе тогда не женился?
- Оставь! Какая мы пара? Да к тому же ты и не любил меня никогда…
- А ты? - он внезапно почувствовал, как замерло сердце в ожидании ее ответа. Хорошее настроение испарилось вместе с сигаретным дымом.
Адриана вздохнула, нервно покрутив в руках бокал, со звоном поставила его на стол. Их разговор принимал совсем нежелательный оборот, но уже не в ее власти было что-то изменить. Призраки прошлого крепко вцепились в них своими когтями.
- Не знаю, может что-то было такое…
- Что ж, поделом мне, - он криво усмехнулся, чувствую как плечи придавила странная тяжесть. - Я любил тебя тогда почти до безумия.
- Но ты никогда не говорил мне об этом…
Адриана произнесла это так тихо, что разобрать слова можно было только по движению губ.
- А ты хотела это тогда услышать?
- Да.
- Он снова вздохнул.
- Когда я понял, что люблю тебя, было уже поздно: я был женат, да и ты вскоре вышла замуж. Думаешь, у нас бы получилось?..
В его голосе прозвучала надежда, которой она не хотела слышать.
- Нет. Не обманывай себя. Мы передрались бы на первый же день после свадьбы.
Она попыталась неловко пошутить, но стало только хуже.
- Знаешь, ни об одной женщине я никогда не мечтал так, как о тебе.
Она промолчала, только тряхнула головой, сбрасывая с себя невод его последней фразы. Определенно, она не хотела слышать ничего подобного. Она не готова была это услышать!
- Я бы полжизни отдал, чтобы повторить ту нашу единственную ночь!
Сергей продолжал что-то говорить, но Адприана его не слышала. Сердце в груди билось так, что, казалось, его гулкие удары слышит даже бармен за стойкой. Сколько эе раз она представляла себе эту их встречу! Придумывала, как посмотрит и что скажет… Разве не эту тоску она хотела увидеть в его глазах, разве не хотела услышать, что он несчастлив, что его жизнь не сложилась? Так откуда теперь в ее душе такая усталость и пустота, что нет места никакому торжеству или мстительному чувству?! Откуда взялась жалость? Раскаяние?
Адриана не хотела слышать этих слов… Она не хотела теперь знать это. Слишком много лет прошло с тех пор. Слишком много…
Теперь-то она понимала всю мудрость слов, некогда казавшихся ей просто очень красивой фразой: "Мы лишь вспоминаем прошлое, мы не узнаем его при встречею. Мысль возвращается назад, но время идет вперед, и все прощания - навсегда…"
Усилием воли она заставила себя сосредоточиться на словах Сергея. Но зачем он говорит все это? Неужели не чувствует, не понимает, как тяжелы сейчас эти признания?! Что у каждого их них уже целая жизнь? Другая жизнь? Чужая жизнь?
Прошлое принадлежит прошлому! Оно не должно вмешиваться в настоящее! Нет!
- НЕТ! - Адриана так громко сказала это, что молоденькая парочка за соседним столиком обернулась.
Сергей замолчал на полуслове, вопросительно глядя на нее. А она растерялась, прижала руки к щекам и ощутила, как дрожат пальцы.
- Нет, не надо говорить ни о чем! Это все сейчас не имеет значения.
Адриана вспомнила свой сон, десять лет преследовавший ее чувством вины за несовершенный грех. Или все-таки совершенный?… Тогда, десять лет назад, она проснулась с ощущением реальности происходящего и прокляла Сергея, зная, что проклятие это сбудется. Такая сила поднималась тогда внутри нее, что пожелай она уничтожить весь мир, ей удалось бы это. Она не хотела больше жить с чувством, что их жизнь могла сложиться совсем по-другому. Она не хотела больше изо дня в день становиться жертвой безжалостных призраков прошлого.
- Послушай, я должна кое-что рассказать тебе. Один свой сон.
- Сон? - он недоуменно посмотрел на нее. – Так, значит, ты меня совсем не слушала?!
- Наоборот. Потому и хочу рассказать.
- Слушай, ты же знаешь, я не люблю сны.
- Это был сон про тебя. Он приснился мне десять лет назад, когда мы расстались.
- Это уже интересно.
Он приготовился слушать, положив руки на стол. Близость Адрианы, запах ее духов сводил его с ума. Странно, но она и сейчас волновала его, как ни одна из женщин из длинного списка тех, с кем он спал. Так хотелось прикоснуться к ней, обнять, снова ощутить вкус ее губ…  И ему казалось, что она хочет того же.
Но Адриана уже начала говорить, и серьезное выражение ее лица говорило о том, что предмет разговора действительно имеет для нее значение.
- Сережа, помнишь, как мы с тобой расставались?
- Да, конечно, - неуверенно согласился он.
- Тогда ты сказал мне, что вынужден жениться на девушке, которая ждет от тебя ребенка, что ночь была для тебя случайной, но она не хочет делать аборт, а ты не мог отказаться от своего ребенка. К тому же она была сестрой твоего друга… Ты тогда сказал мне: "Я люблю тебя больше, чем ее!". Я долго думала, зачем ты это сказал? Из утешения? В качестве признания в любви?
- И к какому же выводу ты пришла?
- Ни к какому. Но твои слова запомнились. И я не могла отделаться от них довольно долго. Наверное, поэтому мне и приснился тот сон.
- Ты помнишь его столько лет? - он осторожно взял ее руку в свою, и Адриана не убрала пальцев.
- Да. Слушай. Мне приснилось, что прошло много лет, мы оба повзрослели и поумнели, может даже постарели. Вот как сейчас, мы случайно встретились на улице, и как сейчас, ты говорил мне о своих сожалениях. Я не буду тебе сейчас все пересказывать - этот сон сбылся сейчас один к одному. Даже твои слова - все до единого - повторились. Когда я проснулась, то ощутила странную пустоту. Мне казалось, что такая встреча совершенно невероятна, что ты позабудешь обо мне уже через месяц и даже не узнаешь меня или сделаешь вид, что не узнаешь…Я прокляла тебя и призвала на твою голову все проклятия, которые только могла изобрести. Тогда я страстно хотела этой встречи, хотела сделать тебе больно, хотела, чтобы ты завидовал тому, кто будет идти рядом со мной.
- Я и завидую, - тихо согласился он.
- Сначала я была уверена, что мое проклятие сбудется, потом решила, что все это чушь. Но сейчас я ни в чем не уверена. Если не все у тебя сложилось, я не хотела бы ощущать за это вину.
Сергей криво улыбнулся.
- Ты все такая же мечтательница, Адриана! Конечно же, ты тут совершенно ни при чем. И не забивай себе голову подобной ерундой. Я знаю, что ты веришь во всякое такое. Но я ведь не верю!
- Все равно я хочу попросить у тебя прощения.
- Мне легко это сделать  -ведь ты ни в чем не  виновата. Но ты не договорила, чем закончился этот твой сон? В смысле, наша встреча?
- Ничем.
- Неужели мы на веки вечные остались сидеть в кафе? У меня есть предложение получше…
- Нет, - Адриана встала. -  Я ушла, а ты остался допивать свой кофе. В дверях я обернулась, но увидела только твою спину и опущенные плечи. Ты  даже не обернулся мне вслед.
- Может, мы не будем до конца следовать твоему сну?
- Конечно же, нет. НО мне действительно пора уходить.
- Но..,, -  он сделал было движение  удержать ее, но она отступила на шаг назад.
- Не надо.
- Как скажешь, - Сергей тяжело опустился на стул.
Адриана дошла до двери и, понимая, как это глупо, все же обернулась. Сережа смотрел ей вслед. На одно мгновение их взгляды встретились, и оба почувствовали, что тоненькая ниточка, связывавшая их все эти годы, порвалась, и им никогда больше не суждено вернуться друг к другу.
… Мысль возвращается назад, но время идет вперед…


Рецензии
Понравилось.

Надежда Гущина 2   16.11.2014 20:29     Заявить о нарушении