История, личный опыт и бизнес

Казалось бы, что общего между событиями давным давно минувших дней и днем сегодняшним? Как знание истории может помочь построению или сохранению сегодняшнего бизнеса?
Однако еще Френсис Бэкон – английский философ, политик и историк говорил: «Знание есть сила, сила есть знание».
Так вот, позвольте предложить вам попытку использовать исторические факты прошлого для планирования будущего.
Итак, - об истории. Об истории про герцога Екаба.

Человек, создавший место и время

Сколько раз мы все слышали фразу: «Ему просто повезло. Оказался в нужном месте и в нужное время».
Но эта история - о человеке, который сам создавал и место и время.
Этот человек – Екаб Кеттлер или герцог Екаб. Для Латвии герцог Екаб по значимости сравним с Петром 1 для России. Как Петр изменил ход истории, преобразив Россию, так и Екаб создал Курляндию практически из руин.

Но, сначала немного истории.
Что такое рыцарский орден? Это – специальное вооруженное образование, целью которого являлось распространение среди язычников «истинной веры» - католичества. Деятельность осуществлялась под эгидой Римской католической церкви. Ресурсы рыцари должны были либо жертвовать, либо – добывать сами. Естественно, за счет тех же язычников. Экспансия осуществлялась с запада на восток - из Европы в сторону России. Все «транзитные» территории оккупировались просто «по пути».
Таким образом с 13 века практически вся территория современной Эстонии, Латвии и, частично, Литвы находились под контролем Ливонского ордена. Здесь были основаны такие «базы», как Ревель (Таллинн), Рига, Митава (Елгава). И отсюда совершались походы «во славу божию» на территорию современной России – Новгород, Псков и др. И длилась эта история аж до 1561 года, когда Иван /Х – Иван Грозный положил конец  этой постоянной угрозе для Руси, разгромив орден в Ливонской войне.
Итогом победы  стал Виленский договор, по которому последний магистр ордена – Годхард Кетлер – распустил орден, принял звание герцога и получил в управление часть территории современной Латвии, а именно Курземе и Земгале.
Разумеется, он не стал считать «родиной» эту землю. Так же, как и его сыновья, растащившие по кускам наследство, Фридриху - Курземе, Вильгельму – Земгале. Смена названия никак не влекла за собой смену стиля управления.

До тех пор, пока у Вильгельма не родился сын – Яков или Екаб.
Сам Вильгельм был так занят интригами, что благополучно исчез в неизвестном направлении, передав сына бездетному брату. И вот тут начинается история герцога Екаба или история становления государства.
Ребенок быстро покорил сердце дяди, в том числе незаурядными способностями. К 6 годам он не только бегло читал на родном немецком и свободно говорил на латыни. Следуя совету дяди: «ты должен знать своих будущих подданных, Екаб», мальчик бегло говорил на  латышском – языке простолюдинов.
Видя незаурядные способности ребенка, дядя вложил немало средств в его образование, отправив учиться за границу. Пруссия, Чехия, Росток, Лейпциг. Будущий герцог зубрит географию, изучает металлургию, языки, навигацию, фортификацию, бредит мореходным делом и кораблестроением. Специально для изучения морского дела едет в Амстердам. И везде, помимо инженерных знаний и азов коммерции, он внимательно следит за политическими событиями на карте мира того времени.
После смерти Фридриха в 1642 году в возрасте 32 лет Екаб вступил на курляндский престол, тут же объединив Курземе и Земгале. Наконец-то у него были развязаны руки!

Но вернемся к истории. Мир и в то время не был таким уж спокойным местом. 
В Европе продолжалась Тридцатилетняя война – битва между двумя религиями – протестантской и католической. По существу, речь шла о разделе сфер влияния во всей Европе. В борьбу были вовлечены Испания, Франция, Голландия, конечно не обошлось без Римской католической церкви.
Англию раздирала гражданская война.
В России только-только закончилось «смутное время», но не попытки Швеции укрепить свое влияние в этом регионе. Да и у  Польши с Россией было что делить. 
 
И вот, на фоне кровавых сражений во всем обозримом пространстве вдруг появляется оазис мощнейшего созидания! Герцог Екаб ведет собственную битву – битву за становление Курляндского государства.
Результат его деятельности потрясает воображение! Он умудрился соединить в себе «несоединимое». Он – великолепный политик, чутко наблюдающий процессы в соседних странах, прекрасный инженер и потрясающий коммерсант. Не только прагматик, но и мечтатель, способный воплотить в жизнь любую мечту. Его вклад в развитие Латвии вполне сопоставим с вкладом Петра 1 в Россию.
 
Будучи окружен войной со всех сторон, он делает ставку на мир. И выигрывает! Пользуясь тем, что вокруг царит разрушение, он посвящает всего себя созиданию. Швеции некогда заниматься промышленностью, хотя у нее прекрасные рудосодержащие ископаемые. И Екаб за 10 лет строит 17 металлургических заводов. И шведскую хорошую руду он смешивает с местной - низкого качества, получая сплав, продукция из которого – вилы, косы, подковы, котлы и прочая утварь  - «made in Kurland», идет на экспорт в Польшу, Литву и Белую Русь.
Франция раздираема войной. Он использует и этот момент. Он приказывает высадить в Сабиле виноградник. Это – самый северный виноградник в Европе! Да, вино, полученное из первого урожая, было кислым! Но это не помешало продать всю партию вина оптом и не куда-нибудь, а во Францию! Да еще и с прибылью. Виноградник, кстати, плодоносит и по сей день.
 С подачи герцога в Латвию были завезены и до сих пор разводятся  дойные голландские коровы, тонкорунные испанские овцы, жирные английские свиньи.
При нем расцветают ремесла – повсеместно строятся  кузницы, лесопильни, смолокурни, пороховые мельницы, канатные дворы, оружейные, бондарные, ткацкие, гобеленные, токарные и стекольные мастерские.
Он умудряется быстро создать имидж Курляндии, как оплота мира и стабильности. И его монетный двор в Митаве (Елгава) не только чеканит местную монету – далдеры, но и получает заказ на чеканку монет для других стран. Казна герцога – прирастает. И не просто прирастает. Курляндский двор считался одним из самых блестящих в Европе. Его называли маленьким Версалем.
Да что там - строились новые города! Екаб соединил каналом реки Дрикса и Свете, обеспечив Елгаву питьевой водой высокого качества. Провел другой канал от Лиелупе до пролива у Слоки.
Когда из-за реформы церкви патриарха Никона, староверы стали искать убежища, герцог и это не оставил без внимания. Он тут же основал  чисто  славянский город Якобштадт (Екабпилс).
Именно туда хлынул поток гонимых на Руси старообрядцев и поляков. Бургомистром города мог быть только славянин, а немцам и латышам, по распоряжению властителя, поначалу даже запрещалось оставаться в нем на ночь.
Екабу было до лампочки, на каких языках предпочитают говорить его подданные. Главное, чтобы исправно платили налоги. Потому в курляндских городах отлично уживались немцы и латыши, голландцы и поляки, русские и евреи.
Осознавая, что идет борьба за влияние в мире и, с развитием мореходства, она перейдет на море, герцог принимает решение – создать свой флот! И срочно, пока есть запас времени! Закладывается сразу 6 судоверфей. Самая крупная – в устье реки Виндаве. Это – начало зарождения современного порта Вентспилс.
Не зря он лазил по стапелям в Амстердаме. Он знает, кого пригласить. И платит золотом лучшим голландским мастерам-корабельщикам за обучение собственных мастеровых. И уже через пару лет со стапелей виндавской судоверфи начинают сходить военные и торговые суда дальнего плавания.
Лучшие из них он оставлял себе. А мореходные качества худших были столь высоко ценимы, что за право купить их боролись такие морские страны, как Венеция, Франция и Англия.
Помимо маневренности и скорости, «фирменным знаком» курляндских судов была также потрясающая резьба по дереву. Носовые украшения в виде русалок, драконов и святых делали корабли еще более желанным товаром.
Всего за время правления герцога было построено 40 военных и 80 торговых судов, не считая сотен небольших судов для прибрежного плавания.
Как видим, мирный герцог был готов ко всему. Создав мощную, даже очень мощную по тем временам флотилию, Екаб принимает решение – использовать эту силу для улучшения как экономического положения Курляяндии .так и для укрепления ее позиций в мире.
 
Уже через 9 лет с начала правления, в 1651 году, герцог снаряжает первую международную экспедицию – в Африку, в устье реки Гамбии. «Der Walfisch» - «Кит». грузовой корабль  под флагом Курземе  - черный рак на малиновом фоне, в качестве приветствия произведя  пушечный выстрел, ( да и в профилактических целях), предложил туземцам привезенные товары. Товара много – железо, парусина, керамика, бусы, водка. И – честность в сделках! Быстро наладив взаимоотношения с аборигенами, капитан от лица герцога заключил с местными вождями что-то вроде договора о взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве. И прикупил у вождя земли Кумбо небольшой островок в 10 км от устья реки Гамбии. Остров получил имя Святого Андрея, здесь был отстроен форт, небольшая церковь и, конечно, кладбище. Строили как моряки, так и рабы – их охотно поставляли вожди в обмен на товары.
Вождям понравилось это соседство. Поэтому они легко согласились на следующее предложение. Они продали  часть материковой прибрежной зоны в обмен на обещание – с каждого приходящего корабля слиток железа и троекратная пальба из пушек в их честь. Так на африканском берегу появились несколько курземских поселений.
Правда, надежды на добычу золота не оправдались, но и бесприбыльными эти экспедиции не были.
Да и с политической точки зрения Курляндия тут же получила другой статус – колониальная держава.
И другая колониальная держава – Англия, оказавшаяся в должниках у Курляндского герцогства, предложила рассчитаться не золотом, а – еще одной колонией.. Таким образом, Екаб «по дешевке» приобрел остров Тобаго. И уже в 1654 году  его корабли прибыли для осмотра новых владений. Поскольку товары, привезенные с острова – табак, имбирь, сахар, черепаховые панцири – представляли большую ценность, герцог принял решение обосноваться на острове капитально. Герцог организует мощную вербовочную кампанию .в результате которой за короткое время на острове селится более 700 семей, около 4000 человек, выходцев из Курляндии. Но оказалось, что белым поселенцам трудно выжить на этом клочке земли – тропические болезни подрывали силы, индейцы оказывали сопротивление захватчикам. Тогда было привезено около 13 000 чернокожих рабов из Гамбии.
Курляндские корабли возвращались из Западной Индии и с побережья Африки с богатейшим грузом Маленькое герцогство превратилось в державу настолько могущественную, что Голландия и Англия посчитали за честь заключить с Екабом договор о нейтралитете.

Но... мир устроен так, что надо уметь не только создавать, но и защищать созданное.
Слава колониальной державы, владеющей сказочными богатствами, не давала покоя соседям. И в 1658 году Швеция, в нарушение всех договоров, вторглась в Курляндию. Официальная версия была «мы тут просто хотим кратчайшим путем до Польши дойти, мы там воюем». Истинные же намерения - прибрать к рукам все, что попадется, благо было, что брать.
Не имея сил для сдерживания захватчиков, герцог Екаб был пленен и увезен на 2 года в Шведскую тюрьму. Этого хватило, чтобы разворовать все, что можно было унести, экспроприировать флот, сжечь судоверфи и мануфактуры.  Оставшиеся без поддержки метрополии колонии были захвачены голландцами и англичанами, перенимавшими друг у друга острова и разрушавшими все, что было создано.
Выйдя из тюрьмы, герцог восстановил промышленность и судоверфи и возобновил строительство кораблей. Даже еще несколько раз умудрялся отвоевывать обратно свои колониальные владения. 
Но удержать уже не смог.
Не хватило ни сил, ни средств.

Да, сегодня Вентспилс – крупный европейский порт, казармы Екаба в Риге – до сих пор служат надежным пристанищем прекрасных кафе и бутиков, а Елгава - пьет чистую воду...
И это хорошо.
Но хочется славы не «посмертно», а – прижизенно.

Личный опыт и бизнес.

К сожалению, имея за плечами 27 лет собственного бизнеса – первую лицензию частного предпринимателя я получила еще при советской власти в 1987 году – имею я и историю собственных неудач.
Это не значит, что не было успехов.
Много лет вся Рига ходила в куртках и плащах, сшитых моими швеями по моему лекалу.
Больше 7000 клиентов счастливо живут в недвижимости, которую помогло им приобрести мое агенство недвижимости.
Жилой комплекс – один из лучших проектов Риги – радует своих жильцов и попасть туда вовсе не так-то просто.
Студенты, прошедщие обучение в моем учебном центре, тоже радуют успехами...
Но не «погоны» и заслуги – тема сегодняшней статьи.
Очень хочется «найти и обезвредить» причины неудач.
 
Анализируя их причины, прихожу к одному единственному выводу: создание даже самого распрекрасного бизнеса не является достаточной гарантией процветания.
Мне, как и Екабу – да простят меня за столь нескромное сравнение – не хватило сил, чтобы удержать созданное. Не хватило дара предвидения, чтобы понять, как много желающих «на халяву» присвоить плоды чужого труда.

Вывод напрашивается сам собой: хочешь, чтобы твой бизнес процветал долго? Позаботься об этом «на берегу».
Не надо отправлять все корабли и пушки к дальним берегам – сохрани необходимое количество для обороны!
Не надо вкладывать в бизнес последнее, не оставляя себе ни сил ни энергии на оборону – судебные тяжбы и юридические услуги далеко не дешевы.
Заложи в фундамент рудименты так, чтобы конструкцию не качало даже при штормовом ветре любой проверки.
Есть у философа Л. Рона Хаббарда очень важное данное, смысл которого несказанно прост: разумность – это способность видеть различия.
Между правильным и неправильным, надежным – ненадежным, успешным и – не очень.
И – принимать правильные решения. с прицелом в будущее процветание и преуспевание.


Рецензии