О творчестве поэта Евгения Когана 1931-2014

А.Г. АПОСТОЛОВ,
писатель,  член  МГО СП России.


                ЕВГЕНИЙ  КОГАН:  СВЯЗАТЬ ПРОШЕДШЕЕ С ГРЯДУЩИМ…
                О  творчестве  поэта Е.Н. Когана (1931-2014)

                Вот спасибо вам, люди добрые,
                Небеса мои и земля,
                что не бросили, что припомнили,
                что услышали вы меня!

                Разглядели тень в лёгком облаке,
                уплывающим  в синеву.
                И пусть нет  меня в прежнем облике,
                С вашей помощью я живу.
               
                («Перед  тишиной» М.2008, с.67)


      Ещё одно зеркало погасло. Черным-черно в бездонном овале.    Будто омертвел весёлый экран монитора. Бесполезно протирать холодное и  мёртвое стекло. И  бесполезно заглядывать с обратной стороны, дёргать его туда-сюда и трясти дрожащей старческой рукой узорную раму.  Конец.   Не жди ответа, не  жди привета. 
                Небо на землю упало,
                Высекло звёзды в ночи.
                Мягко легло покрывало
                Тёмно-зелёной парчи.
                Кончились распри и войны,
                Нет больше зависти злой.
                Тихо легко и спокойно…
                Небо сомкнулось с землёй.   
                («Перед  тишиной» М.2008,с.84)
       В этом году умер ещё один мой друг и собрат по перу – Евгений Наумович Коган, поэт, прозаик, член МГО СП России,  яркий представитель советской технической интеллигенции второй половины минувшего столетия. Один за другим уходят в Вечность дети войны и дети послевоенного времени, свидетели эпохи  зрелого социализма и реального коммунизма. Евгений Наумович Коган –  один из  самых ярких,  выдающихся и честных свидетелей  крушения  могучей советской империи  и распада славянского   мира. Он пережил шесть метаморфоз  советской коммунистической системы, начиная с трагически величавой  эпохи сталинизма и кончая  постыдной  эпохой ельцинизма на общем  беспросветном фоне  перманентных   идеологических битв, обречённых на поражение и позор.   
                СТАЛИН.
                Нашей юности рассвет,
                Мир открытий, восемнадцать лет.
                БРЕЖНЕВ.
                Непрерывное застолье.
                Кровь кипит, не ведая  застоя.
                ЕЛЬЦИН.
                Не обманывались мы
                Продолжая пир в кольце чумы.
               
                ПУТИН.
                Детство внуков возродило
                Творческие замыслы и силы.

                Так на протяженье  всех времён
                Не сумел затмить любви и дружбы
                Нашу жизнь сопровождавший фон, 
                Беспросветный,  пасмурный,  ненужный…
               
                («Перед  тишиной» М.2008, с.23)


      Трудным был  путь поэта-геодезиста и технаря-романтика в мире, где небеса не слышат протеста  страдающих душ,  где
                Горькая обязанность людей –
                Занимать, едва родившись, место
                В главной из живых очередей.
                («Пасьянс».  М.  2008,  с.78)

      Евгений Коган – поэт-хронометр и дозиметр, тонко чувствующий  метафизику линейного времени.   Проза жизни активно врывается в мир романтических воспоминаний поэта, вдребезги разбивая  зеркальные отражения  прошлых безумных вёсен. Всё сиюминутное, заканчивается сразу же,  как о нём начинаешь думать.  Счастливая жизнь всегда короткая.  А всё сегодняшнее возникает сразу, как подумаешь о будущем. Но наступает завершающий момент, когда исчезает мысль и память.  и тогда мир существует уже без меня, а мой мир умирает вместе со мной. Исчезают навечно все эти страсти-мордасти, безумия плоти, отрезвление  рассудка и  на скорую руку  недожаренная  яичница. И этот голод  пресыщенных ласками молодых тел, и эта  необъяснимая лёгкость бытия, блаженная опустошённость – всё это  исчезает вместе со мной. Оно, это невероятное блаженство больше никогда не повторится.  Но  при этом…
                не дай, Бог, растерять,
                Пускай подольше  длятся
                Уменье удивлять,
                Способность удивляться.
                («Миниатюры» М., 2008, с.90)

      Многих из нас озаряет неведомое непонятное ощущение движения времени. Этому странному ощущению нет внятного объяснения, для него  не находится точных слов.  Ну, как, как растолковать самому себе это  ощущение одновременности существования в сегодняшнем и завтрашнем  дне?  Для поэта загадка времени это главная загадка жизни  Время – это понятие материальное или  метафизическое?  Это  особый  вид энергии или  обратное отражение  энергии  зримой материи? Никто  не может объяснить суть времени, все великие умы склоняются  к тому, что  время – понятие, прежде всего, философское. Одно ясно, чувство неоднозначности восприятия времени  помогает людям отключаться в наиболее трудные моменты, как бы зная, что всё сиюминутное уже закончилось сегодня, и… одновременно и там, завтра, за «горизонтом событий», где для меня исчезает  время.   Послезавтра мир существует без меня.  Жизнь –   это  светлая  сказка, которая наяву кончается плохо.
Все люди думают об этом и  все боятся об этом эпилоге думать. И всем хочется реже видеть,  как всё происходит по-настоящему.  Кто из нас постарше? Кто хуже всех выглядит? Кто ослаб и неспособен сопротивляться? Чья очередь? Кому пора? И все боятся видеть ЕЁ. А ОНА сидит рядом за общим поминальным столом в образе юной и соблазнительной поэтессы  и сочиняет сценарий новой трагедии. («Сказки», с.129-130)
      Стихи и проза Евгения Когана – это мудрая и безжалостная к самому себе и своему времени лирика. Это воплощённая в слове  «философия жизни»  поэта, которая   построена на ощущениях раздвоенности реального времени,  когда редко бывает человеку в жизни приятно, а чаще всего противно.  Когда   случайное обладание золотыми рыбками  заканчивается  вынужденным коллекционированием отреставрированных и подкрашенных по моде разбитых корыт.
      Юноша и девушка. Их прелести охотно и радостно отражает зеркало. Они цветы жизни. Время работает на них. Любовь – сладкий яд. Любовь – смерть. Жизнь прекрасна!
      Старик и старуха. Они стали лишними в новой реальности. Их время прошло,  послезавтра мир будет существовать без них. Их уже не нужно беречь, их нужно терпеть.   Их дни рождения молодые отмечают ежегодно, и каждый юбилей давит на старческую психику. Трудно из года в год слышать  от молодых стандартные, одобрительные  застольные возгласы: «Но пасаран!  Не сдавайся! Будь всегда молотком! Не стареют душой ветераны!».   Из  бодрых пожеланий только  одно является самым  верным:  «Будь молодцом, чтоб не стать холодцом». Это пожелание соплеменников времён палеолита, когда пещерные людоеды  овладели искусством приготовления целебного бульона из парной человечины. Фраза на все времена –  так и просится в энциклопедию афоризмов. Всем весело! Жизнь прекрасна! Плакать хочется…
      Мир поэту Когану  с каждым месяцем и годом становится всё более понятным, правильным, безжалостным, а существование бессмысленным и недостойным. Отсюда и мотивы прощания с миром в его творчестве, но мотивы   добрые и светлые. (Книги стихов «Перед  тишиной» М.,2008; «Перекличка лет» М, 2010); сборник коротких рассказов «Благодарность» М.,2008).
      И глупыми кажутся  мечты о справедливости и всеобщем счастье.  Ведь, по-настоящему, этим были озабочены одни лишь только мечтатели, романтики и фантазёры.  И  ни один, слышите,  ни один  крепкий  деловой мужик и рачительный Хозяин!  Здания общественного устройства воздвигали утописты, творцы иллюзий и миражей. Один из мечтателей построил всеобщую,   огромную тюрьму-империю, другой романтик построил огромный сумасшедший дом, великую империю-психушку, а фантазёр в три дня воздвиг огромный-преогромный Храм. Но никто ещё не выдумал такого мира, в котором бы всем хотелось долго и счастливо жить. («Благодарность» М.,2008 – Притча - С.107-110)
      И никому неизвестно,  что в нашей жизни происходит наяву, а что является вымыслом. И по-прежнему  человек ничего не знает и ничего не видит, хотя утверждать научился громогласно, самоуверенно и цветисто.  А вокруг духовное нищебродство и сплошное недопонимание  окружающей действительности, старческая  наивность  и  слепой юношеский эгоцентризм.
                …Неразбериха в наших душах,
                Когда, наивные, хотим
                Связать прошедшее с грядущим
                И словом вымолвить одним. 
                («Пасьянс». М.2008, с.7)
      Бесконечной кажется эта ставшая привычной дорога поэта, который пытается за каждым поворотом открыть для себя новые ощущения, не чувствуя необратимости времени, его непоправимости. Однако не будущее, а только настоящее может оказаться счастливым, став воспоминанием. Время – временно, оно всегда  беременно будущим, как самая любимая в табуне  жеребая  кобылка,  оно всегда постоянно  и непрерывно  «временится» из будущего (Мартин Хайдеггер).  Всё творчество  писателя Евгения Когана проникнуто и переполнено  чувством восторженной благодарности  миру и человеку,  чувством любви к женщине. «Любовь – это святое чувство благодарности. Благодарности женщины, открывшей себя и не отвергнутой. Благодарности мужчины, замеченного среди других и принятого. Эти две благодарности соединяются в высшей Благодарности неведомому Творцу, который не только поместил их на Землю, давая возможность познавать созданный им мир, но и сделал так что они встретились в едином порыве достигнув счастливой взаимности». («Благодарность», с.70)   
   Поэт  Евгений Коган, считал, что без души и без  интуиции не может быть настоящего  человека и отчизнолюба,  а без  интеллекта – нет и человека-созидателя. В основе интуиции лежит внутренняя энергетика и, конечно же, истинная подсознательная объективность, а не скороспелые фантазии. Душа невесома, но обладает  великой подъёмной силой и как неведомый магнит тянет многих из нас упорно  ввысь.  И тут нет ничего странного! «Ведь  душа и есть  верховная, небесная, вечная категория разумного достойного существования в мире. По сравнению с нею ничего не стоят наши бренные,  земные организмы, неустанными заботами о благополучии которых,  мы заполняем отведённые нам краткие промежутки от небытия до небытия».  («Благодарность», с.50) 
      Жизнь полная веры, мудрости  и мужества –  это жизнь победителей. Никогда не падайте духом и не давайте падать духом своим собратьям.
      «Молкнут отголоски, все недолговечны. Гаснут, будто блёстки, тают, словно свечки. Где найдёшь потом их?  Вслушайся в мой томик. Посиди со мною  перед тишиною…» (с.5)
2014-10-22                Анатолий АПОСТОЛОВ       
 


Рецензии