День первый, однако

06 oct 2014

- Ирина, подскажите, … я не совсем понимаю, куда мне идти… - Моя смс гиду Ирине Чобану.
- Я стою с табличкой Любовь К. у выхода из терминала. – Ответ.

Чтобы было понятно: мой самолет компании «Аэрофлот» приземлился в аэропорту Бухареста на полчаса раньше уговоренного времени, я стою где-то посреди терминала среди густой толпы народа. Ненадолго растерялась. Оно и понятно – совершенно другая страна, где говорят на совершенно непонятном языке. Впереди табличка-указатель, гласящая что-то типа «паспортный контроль». Ну и где же этот выход из терминала?... Нужно бы… Неплохо было бы получить мой багаж! Где это?... Я подошла к охраннику, обратилась на ломаном английском. Он ответствовал на удивление вежливо, что будет мне и выход, и багаж, но только после паспортного контроля.
Это моя первая поездка за границу.
Почему нельзя в загранпаспорте просто поставить молча отметку о прибытии гражданина? Мне стали задавать какие-то вопросы сначала по-румынски. Естественно, ай донт андерстенд! Потом стало ясно, что английский я тоже с трудом андерстенд, особенно если он с румынским акцентом. Вдруг я откуда-то услышала русское «достаточно!», мне, наконец, ляпнули печать на одной из страниц загранника и отпустили с Богом. Я уже смелее потопала за толпой на выдачу багажа, а после попался на глаза и выход из терминала, где Ирина энергично размахивала табличкой с моим именем. Мы сразу перешли на «ты» для простоты общения.
- Все! Ты в Румынии, - сказала Ира. В тот момент я полностью ощутила почву под ногами. И моя экскурсия началась.
Сначала Ирина показала мне, как устроен аэропорт и откуда я буду начинать свое отбытие по прошествии недели. Затем мы отправились к автобусам до Бухареста. (Аэропорт Генри Коанде расположен в пригороде Бухареста – Отопень).
Расслабляться было некогда. Наш путь лежал в Коману.

***
Для справки! NB! Или как там еще… Уважаемые россияне. Румыния не цыганская страна! Румыны не имеют с этим бродячим народом ничего общего за исключением территории! За все время прогулки цыган встречала только два раза в количестве двух-трех человек. И вели они себя, надо сказать, очень и очень прилично.

По дороге в Бухарест, откуда мы должны были выезжать в Коману, Ирина показывала мне достопримечательности, указывая пальцем попеременно то на окошко с левой, то с правой стороны. Да, Бухарест когда-то и впрямь был Восточным Парижем (или Маленьким Парижем, как некоторые дипломаты называли его). Но это было давно. Сегодня уже все чаще про него говорят, что это одна большая стройка. Это тоже не так. Столицу Румынии нельзя охарактеризовать одной какой-то «крылатой» фразой. Это невозможно. Город весьма пестрый, яркий, в нем есть своя особенная прелесть. На первый взгляд может показаться, что архитектурные стили зданий не сочетаются совершенно, он может показаться вместилищем хаоса. Однако, если быть внимательным наблюдателем, то можно обнаружить пейзажи на самый разный взыскательный вкус: здания эпохи правления Чаушеску достаточно помпезны и массивны, полны грозного величия (Дворец Парламента – второе по величине здание после Пентагона);  здания в брынковянском и необрынковянском стиле – воспоминания города о том, что когда-то он назывался Маленьким Парижем, утонченные, воздушные и роскошные. Если пройтись по местным «Елисейским полям», по бульвару Киселева, вдоль многочисленных скверов, музеев и резиденций можно легко убедиться в этом. Бухарест – зеленый город, в нем много парков, занимающих большие площади. Любители шоппинга также найдут интересное для себя от небольших лавочек до торговых центров, где сосредоточено множество бутиков. А если во время прогулки вас атакует голод, неподалеку всегда найдется уютное кафе или ресторан.
Когда мы прибыли к автобусной остановке, откуда должны были пересесть на транспорт, следующий в Коману, я успела сделать несколько фоток Дворца Парламента. Их получилось всего-то 4 штуки. Больше я ничего не  «щелкала» только потому, что мой взгляд жадно поглощал, архивируя в память пейзажи, о которых мне так давно мечталось.
Метро в Бухаресте. Находится неглубоко под землей. Чистое, ухоженное. В нем максимально сохранена отделка со времен его основания (в отличном состоянии, надо заметить). Также здесь можно приобрести массу нужных и не нужных мелочей, перекусить в кафе быстрого питания, а также купить в автомате… книгу. Невероятно, правда? В Румынии любят читать.
В поезде в метро вполне нормально, когда пассажиры беседуют вполголоса, читают книги и периодически прохаживаются по вагонам полицейские, следящие за порядком. Чисто, опять же, и нет бродяг, попрошаек.
Людей немного, пробок на дорогах практически нет. Румыны никуда, как мне показалось из собственных наблюдений, особо не спешат. Все вежливы друг с другом.
До Команы путь был легким. Несмотря на предупреждения гида о том, что в подходящий нам микроавтобус мы можем в этот день и час не сесть, мы все-таки сели. Чемодан на колесах, который перед отъездом я арендовала у знакомых, доставлял мне конкретные неудобства при передвижении. Я краснела и бледнела от того, что люди в микроавтобусе безропотно пробираются через него к свободным сидениям и при движении транспорта он катается по узкому проходу, цепляя всеми сторонами стоящих пассажиров. Но продолжалось это недолго: женщина, сидевшая рядом, предложила придержать мою ношу и привязала ее к собственной сумочке. И так держала почти до самой Команы. Это было очень трогательно.

***Что такое Комана? Это скорее название местности (где может располагаться несколько поселений), а не какой-то отдельной деревни, или какого-либо туристического объекта. И если местность здесь так называется, то очень вероятно, что таким же именем будет зваться и речушка, протекающая неподалеку, и деревушка, и местный монастырь. В большинстве случаев так и есть, разве что за редким исключением.

Итак, мы прибыли в Коману. Выйдя из микроавтобуса, я тут же стала оглядываться по сторонам. Вполне себе ухоженное, аккуратное местечко, с домиками, напоминающими кукольные. (В Румынии, которую я успела повидать, таких большинство). В Интернете про него очень мало информации, скажу больше, ее практически нет. Побывать здесь в сопровождении индивидуального гида, насладится атмосферой еще не загаженного, не изъезженного, не затоптанного толпами туристов, святого тихого места – это уже само по себе сказочное везение!
Сам по себе монастырь небольшой. И примечателен он не только той самой тихой живописной местностью, где он расположен, и не только своим убранством, а еще и связанной с ним историей. Так на сегодняшний день некоторые исследователи полагают, что именно здесь, на территории данного монастыря находится истинная могила того самого легендарного Влада III Дракулы. На этот счет мнения историков все еще расходятся. Как это обычно бывает, в общем. Но точно известно, что грозный воевода в значительной степени поучаствовал в образовании и развитии этого монастыря, а потому на каждой литургии священник обязательно упоминает его имя. Что же касается вопроса захоронения «его» или «не его», точного ответа дать не может пока никто. Да, были обнаружены останки обезглавленного мужчины в соответствующем облачении тех времен, в сопровождении нескольких рассыпанных вокруг то ли золотых, то ли серебряных монет. Однако, с историями о Владе находку роднит только местечко, рассматриваемое как скорее вероятное (собственно, как и Снагов), и отсутствие головы. В принципе, это и все. А кому именно могли принадлежать эти кости так до сих пор и не выяснено. Требуется проведение анализов. Все исследования costa bani, как говорят румыны, (т.е. стоят денег) и видать немалых, а у монастыря таких средств не имеется. Вот и застопорилось раскрытие ошеломляющего исторического факта.
Прибыли мы в этот тихий уголок как раз в разгар ремонтных работ. То, что монастырь облагораживают, отстраивают, восстанавливают, меня приятно порадовало. Возле стены со стороны внутреннего двора все еще стояли строительные леса. Место мифического захоронения было накрыто также деревянной конструкцией, походившей на каркас египетской пирамиды.
Мое внимание привлекло еще, расположенное в одном из углов дворика небольшое строение, напоминающее маленькую часовенку. Как оказалось, это склеп. По словам гида, когда его впервые открыли, то обнаружили в нем останки около 700 человек!
Итак, неудобный чемодан был оставлен мной снаружи, а мы с Ириной вошли в церковь. Кто часто ходит по нашим российским церквям, тот поймет. Во время службы можно стоять на ногах, стоять на коленях (для этого есть здесь же специальные подушечки) и сидеть. Да, да, именно! Ну, как, вспомнились наши падающие в обморок бабушки на пасхальных богослужениях?
Свечи можно купить какие угодно: медовые, толстые, тонкие, маленькие круглые, чайные,.. всякие. За выбранную свечку денежка опускается в специальную урну с прорезью. В дальнейшем сии вырученные средства идут на нужды церкви, естественно. Далее схема действий идет следующая – выбранную свечу вы поджигаете от одной-единственной горящей лампадки и… топаете с ней на улицу. Да, неожиданно. Свечки непосредственно в самой церкви в Румынии не ставят! Дело в том, что здесь слишком трепетно относятся к старинным иконам, настенным росписям и самой церкви, оберегая эти сокровища от копоти и возможного пожара. Куда топать с зажженной свечой? В сторону строения, расположенного вблизи церкви во дворе, напоминающего внешне крытую беседку, а там не ошибетесь – надписи вроде «vii» и «morti» («живым» и «мертвым», соответственно) укажут вам место для вашей свечи.

***Товарищи! Кому интересно. Румыны – православные! Хоть, в отличие от нас, отмечают Рождество 25 декабря, как и католики. А Рождество на самом деле именно в этот день отмечалось в Византии, откуда и пошли, собственно, традиции христианства. Выходит, в Румынии традиция сохранилась, а у нас – нет.

Еще немного покружив по территории и сделав пару фото, мы с Ириной отправились к гостинице, где нам предстояло переночевать. До сего момента хозяин успел набрать Ирину уже несколько раз, и очень был обеспокоен  тем, что нас так долго нет. Ночлег располагался от монастыря, в принципе, недалеко. Дошли до места мы быстро. Это был великолепный двухэтажный дом, с террасой, с хорошей обстановкой, с вполне уютными номерами. Насколько я поняла, после того, как мы разместились, хозяин всего этого отправился в свои покои.

***В связи с тем, что Румыния достаточно популярна среди западноевропейских туристов (у нас почему-то не особо, к сожалению), местные жители предоставляют комнаты для их ночлега в собственных домах за символическую плату, разумеется. Как правило, это стоит дешевле, чем номер в настоящей «запатентованной» гостинице и по условия не хуже.

Нам достался номер с двумя раздельными комнатами и совмещенным санузлом. Также хозяин показал нам отдельную комнату отдыха (что-то вроде гостиной с большим столом посередине и камином), где мы могли бы покушать. Он предложил нам, конечно, приготовить какое-нибудь мясное блюдо. Подразумевалась говядина, и мы отказались. Ирина, по ее словам, была на тот момент не так уж голодна, да и я стала бы кушать такое мясо на ночь только от отчаяния. В общем, мы решили заглянуть в местный продовольственный магазинчик, туда, где за недорого можно приобрести то, что очень сытно. Это правда. Таких огромных пирожных с заварным кремом, по цене наших миниатюрных их копий, я в России не увижу. Никогда. Мы приобрели по одному эклеру (они каждый были по размеру наших саек) и по одному йогурту.
В процессе употребления стало понятно, что этого было вполне достаточно.

***
Вообще же, продукты в Румынии стоят значительно дешевле, чем у нас. Мясо дешевле примерно вполовину. А на заметку туристам – покупая продукты в магазинах так же, как у нас, выгоднее, чем питаться в ресторанах и кафе.

В комнате отдыха мы посидели еще немного, а затем отправились спать. Завтра нам предстояло покинуть Коману и посетить Снагов – первое по известности место предполагаемого захоронения Влада Дракулы.


Рецензии