Ваня и Тайга

                Тайна Синеозера
                история 2
(начало http://www.proza.ru/2014/11/02/1602)

  - Артем, пошли вечером на ферму жеребят кормить. 
  - Пошли!
  - Вот бы там летом подрабатывать. Как думаешь, Олег нас возьмет?
  - Не знаю. Может ты, Вань, спросишь? 
  - Попробую. Классные вышли бы каникулы, и с лошадьми рядом, и денег заработали…
   - Да! Осенью неизвестно чего ждать. Школу-то закрывают.

        Хоть Ваня с Артемом, увы, не числились в лучших учениках, а все же им было жаль, что осенью школу закроют, или, как современно и грустно выражалась мама Вани (учительница русского языка и литературы) - оптимизируют. 
        Глава поселения цинично "успокаивал' жителей – бюджет сэкономим, а детям рано или поздно в город уезжать, пусть привыкают.
        Школьников будут возить в соседний поселок. Это по местным-то дорогам, особенно осенью-весной?

       - А что там за дети и учителя? Вдруг к новичкам придираются?
       - Да, дома лучше. И мама где новую работу найдет?
          
       Ваня с мамой жили одни. Отца Ваня помнил плохо - эпизоды из раннего детства. И хоть мама была самостоятельной и энергичной, и Ваня жил не хуже, чем все его друзья, но подсознательно он чувствовал, что настоящей защиты у них нет, и мечтал поскорее повзрослеть.
       Артема позвали помочь по хозяйству, а Ваня вспомнил про книги из школьной библиотеки. Чтобы не выкидывать, книги разрешили взять домой.
       Может и оставят еще школу? Ведь вот стоит - на самом живописном месте деревни, рядом поле и лес - привычная, родная, полная еще жизни...
       Ваня выбрал книгу с пожелтевшими истрепанными страницами и поэтическим названием - Мещерские сказы.
       На школьном дворе он устроился в их любимом уголке, и в ожидании Артема, открыл книгу наугад.

       "Давным-давно в местах наших было море-океан. Ходило над ним солнце. И вздумало раз на себя в море посмотреться. Остановилось да загляделось на свою красоту. Поднялась жара ужасная. День палит, два палит. Долго-скоро ли - чахнет, высыхает наше море. Тогда запенилось, замутилось море. Не во что солнцу смотреться. Загневилось солнце, дохнуло жаром, и распалось море-океан на речки и ручьи малые, озера да болота, будто и не было его никогда.
       Прослышали люди, что в этих местах, где море было, спрятаны несметные богатства. Стали они через реки переплывать, озера обходить, в болотах звериные тропки искать. Многие уходили, только никто не возвращался, лишь гуще поднимались в той стороне леса. Уж и вовсе перестали ходить в те опасные места. Страх одолел. Только одному человеку покоя нет. Было у него два сына и одна дочь.
      Посылает он в дремучий лес старшего сына. Пошел сын лесами непроходимыми, мшарами гиблыми. И был вечер, и было утро. А на третий день забушевал ветер, пошел белый дождь, разлилось Бело-озеро. Встал старший сын на берегу, закручинился: велико озеро, не переплыть, не обойти. Замутилось озеро и вопрошает: «Помогу тебе, коли дашь ответ: в чем богатство края здешнего?» Отвечает старший: «Дерево на потребу человеку разное - вот богатство края здешнего». Зашумело Бело-озеро, навеки накрыло молодца.
        Посылает отец младшего сына, наказывает выведать богатства несметные. Пошел сын лесами непроходимыми, мшарами гиблыми. И был вечер, и было утро. А на третий день забушевал ветер, пошел желтый дождь, разлилось Желто-озеро. Встал младший сын на берегу, закручинился: велико озеро, не переплыть, не обойти. И тут  замутилось озеро и вопрошает: «Помогу тебе, коли дашь ответ: в чем богатство края здешнего?» Отвечает младший: «Зверье всякое, на потребу человеку пригодное, - вот богатство края здешнего». Зашумело Желто-озеро, навеки накрыло молодца.
        Посылает отец свою последнюю надежду - дочь Мещеру, наказывает выведать богатства несметные. Пошла дочь лесами непроходимыми, мшарами гиблыми. И был вечер, и было утро. А на третий день забушевал ветер, пошел синий дождь, разлилось Сине-озеро. Встала дочь на берегу, закручинилась: велико озеро, не переплыть, не обойти. И тут замутилось, запенилось оно и вопрошает любопытницу: «Помогу тебе, коли дашь ответ: в чем богатство края здешнего?»..."
      
       Следующая страница была потеряна, и конца у сказки не было.

       - Эх, на самом интересном месте! Что же назвала дочь - Мещера? Надо Артемке эту загадку загадать. А хорошо, что каникулы начались - все лето наше!
 
       Ваня опять размечтался о лете и лошадях.       
       Олег приехал в их деревню недавно. Обустраивал ферму - серьезно и умело. Взял местных жителей на работу и платил неплохо. Спокойный, уверенный в себе и видимо состоятельный, он был человек из иного мира. Работал почти сутками. С местными держался вежливо, просто, делово, в душу никого не впускал, почти не пил, и о себе ничего не рассказывал. Была ли у него семья - никто не знал. Олег очень любил лошадей, и достраивал маленькую конюшню. Туда и бегали мальчишки - повозиться с жеребятами. 
       Ваня недавно прочитал "Всадника без головы", и сравнивал Олега с Морисом. Хоть Олег был намного старше - под сорок на вид. Но держался так же независимо и нездешне.
        Что и говорить – романтические супергерои в их деревне – редкость!
Люди как-то обреченно, тяжело и привычно-буднично жили. Шальные ураганные ветра реформ почти сломали всю красоту, тишину и обихоженность их мира.
        Деревня на глазах исчезала. Каждый год кто-то уезжал в город – учиться, работать, просто жить, как все. Их сосед Денис тоже давно собирался, но видно лень было, да и кто его там ждет? Работал и жил Денис пофигистки.
Ваня побаивался соседа, когда тот напивался и матерился на всю улицу, ругая все и вся - власть и бывшую жену, деревню и город, что-то темное, завистливое чувствовалось в мятежной душе.
        А вот с соседской собакой Тайгой, рыжей "сложнопородной" дворнягой, немного похожей на лайку, Ваня очень дружил. Они иногда выгуливали Тайгу с мальчишками. Сам Денис такой роскошью, как прогулки, сторожевую собаку не баловал.
        Поэтому Ваня насторожился, когда вдруг увидел Дениса с Тайгой, идущих мимо школы к лесу. И Денис, и Тайга были хмуры и унылы. Ваня увидел у Дениса охотничье ружье. А Тайга ведь на охоту не ходила. Странно! Оставив книгу, Ваня тайком проследил за ними. Немного не дойдя до леса, Денис неторопливо привязал Тайгу к березе, и отошел. В будничной деловитости было что-то зловещее, и чуткое сердце мальчика уловило это.
       Тайга тоже начала волноваться и скулить, предчувствуя недоброе. Денис снял с плеча ружье.
      Ваня не мог больше ждать:
- Что Вы хотите делать?
      Денис обернулся.
- А, привет! Ты чего тут?
- А Вы зачем с ружьем?
-  Тебе какое дело? В город уезжаю. А собака там не нужна. Иди, гуляй с дружками. Не до тебя мне.
- Вы Тайгу хотите…?
Ваня не договорил.
- Слушай, не лезь в мои дела. Валяй отсюда.
- Если Вам не нужна собака, отдайте мне. Тайга будет жить у нас дома.
- Собака моя. Сам решу, что с ней делать.
- Нельзя убивать просто так! Не нужна, отдайте мне.

   Ваня понимал, что спасти Тайгу шансов почти нет, но тянул время.
   И вдруг они увидели Олега. Как и положено "супергерою"-спасателю, он появился эффектно, неожиданно и очень вовремя.

-  Эй, ты чего на пацана с ружьем?
- Да нужен он мне. Идите оба своей дорогой. А собака моя.
- Собаку я покупаю!
- А у тебя что, денег завались? Девать некуда?
- Собака в хозяйстве всегда нужна. А ты не горячись. В городе деньги пригодятся. Там ведь жизнь богатая. Я хорошо заплачу!
- Ладно, сколько дашь?
- Пойдем, поговорим. А заодно отметим сделку и твой будущий отьезд. А собаку парень возьмет себе.
- Ну, идем. Убедил.

       Ваня, немного ошеломленный, гладил Тайгу, соображая, что маму-то он еще не спросил.
- Ничего, собака в хозяйстве всегда нужна.      
Повторял он мысленно слова и интонацию Олега. И был счастлив.
     - Ну, Тайга, идем домой!
     И Тайга, признав в нем хозяина, мирно бежала рядом.

( продолжение следует)   


Рецензии
Дорогая Иволга, все ваши стихи и рассказы, и чудесные заставки к ним проходят сквозь сердце - и ваше, и вашего читателя. Спасибо! Ваша Серафима

Серафима Лаптева   18.12.2014 02:11     Заявить о нарушении
Дорогая Серафима!
Спасибо Вам за теплые слова!
про сердце - очень точно, оно уже не выдерживает.
Год был запредельно трудный почти для всех!
Будем надеяться на Помощь Божию!
С наступающими праздниками!
Мира, вдохновения и добра!
С любовью!

Иволга Летняя   20.12.2014 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.