Эта дура

   Моя бабушка была врачом. Однажды один благодарный пациент сделал ей очень увесистый подарок. Это была бронзовая статуя  какого-то средневекового воина-предводителя, сидящего в задумчивой позе. Статуя эта была отлита еще  до революции на царском заводе .  Моя бабушка подарила эту статую своей младшей сестре Лёле. Тётя  Лёля водрузила ее на комод из красного дерева. Статуя очень раздражала хозяйку при уборке,  она пылилась, ее нужно было протирать влажной тряпкой, поднимать и передвигать, когда  было  необходимо поменять скатерть, покрывающую комод. Тётя Лёля не взлюбила статую за  неподъемный вес и называла ее в сердцах "эта дура".
     Не знаю, кто и когда привез статую на дачу, но она оказалась на чердаке нашей времянки, где пылилась много лет. Мне уже было лет шестнадцать, когда я с отцом и братом приехала осенью на дачу, чтобы собрать остатки урожая яблок и забрать кое-какие вещи.
   Я от нечего делать полезла на чердак. Увидела бронзового воина, заглянула ему в лицо. Он был очень задумчив и красив. Я отлично помнила его, ведь он так долго стоял на комоде из красного дерева, а я, когда была маленькой, немного побаивалась его: вдруг оживет.
Спустившись с чердака, я объявила отцу, что статую нужно забрать в город, что здесь она портится, а это ведь произведение искусства. Отец поднял меня на смех.  "Да знаешь, сколько она весит? Килограмм десять, не меньше, и тащить ее неудобно.  Мы сюда не за этим приехали".  Но я была упряма.  "Хорошо, - сказала я,- я сама ее привезу".  Отец опять засмеялся: "Да ты ее и с чердака спустить-то не сможешь". Но он меня явно
недооценивал.
     Я снова по деревянной лестнице забралась на крышу веранды, потом оттуда  проникла на чердак. Вытащить статую на крышу веранды мне большого труда не составило, но как спускаться с ней по лестнице?  Одной рукой мне ее явно не удержать, а если две руки заняты, как спуститься с лестницы с таким неудобным грузом. Навернешься вместе с "этой дурой" - костей не соберешь.
     Можно, конечно, ее просто сбросить на землю. Но тоже опасно. Во-первых, она может поцарапаться, или того хуже получить какую-нибудь вмятину при падении на землю, можно выбить стекла веранды, и мало ли что еще может случиться. Нужно было придумать что-то другое, чтобы бережно и плавно опустить статую на землю. Я снова полезла на чердак. Откопала там провод, довольно толстый, пропустила его под локоть статуи, завязала прочным узлом.  Но подойти к краю крыши, нагнуться вниз с таким грузом было опасно, можно было легко потерять равновесие и улететь вместе с ним вниз. Я чувствовала себя неуверенно. Отец  снизу наблюдал за всей этой возней и хитро улыбался. Тогда я нашла выход. Я легла на живот,  подвинула статую к самому краю крыши, потом взяла обеими руками провод  и начала потихоньку сталкивать статую вниз, крепко держа провод в руках. Мне все удалось. Через несколько  минут статуя, цела и невредима, стояла на земле. "Ну что, - сказал, отец,- ну спустила ты ее, теперь понесешь? Два с половиной километра до станции?"  "Понесу", - не  моргнув глазом, ответила я.  Отец уже не сомневался, что я сделаю и это. Он тяжело вздохнул. "Да, Валька, - обратился он к брату, - придется нам с  тобой "эту дуру" в город переть". Брат было воспротивился, но отец объяснил ему, что им от матери влетит, когда она узнает,  что   Ирка   статую сама всю дорогу тащила, надорвется еще  и впрямь,  на это, мол, у нее ума хватит. Они погрузили статую на тележку, привязали, а сверху мешки с вещами и яблоками.  Благо эта тележка, сделанная отцом, могла и не такое выдержать.
      Дома я быстро нашла статуе место. Я поставила своего бронзового воина  на трюмо в своей комнате. Он вписался отлично в интерьер, отражаясь в зеркале и привлекая внимание каждого, кто входил в мою комнату.  Воин был красив. Сидел в удобной, расслабленной позе, одной рукой подпирая голову так, что указательный палец  лежал над верхней губой, вторая рука тылом кисти упиралась в бедро. Его задумчивость просто завораживала.   Я была горда своим приобретением.
     Однажды, листая Большую Советскую Энциклопедию,  я решила посмотреть цветные вклейки к статье "Скульптура". Каково же было мое удивление, когда я увидела на одной из фотографий своего задумчивого воина. Надпись гласила:
"М и к е л а н д ж е л о (Италия), "Лоренцо Медичи". Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мрамор. 1520-34."
О, теперь я знала, что его зовут Лоренцо. Эта была точная копия той мраморной скульптуры. Точная настолько, что найти хотя бы одно отличие, было невозможно.
   Когда у меня появилась своя семья, мать с отцом переехали на другую квартиру. Мама решила забрать статую себе, ведь она была подарена ее матери, моей бабушке, и мама являлась прямой наследницей этого сокровища. Во времена перестройки  она продала ее без моего ведома  за тысячу долларов какому-то скупщику антиквариата, а деньги отдала мне, так как мне надо было кормить троих детей.
   Мне было безумно жаль моего Лоренцо, когда я узнала о его судьбе. Я до сих пор его вспоминаю. Иногда он мне мерещится в зеркале моего трюмо.


Рецензии