Дядя Саша

Конечно, помню я его плохо. В памяти осталась только самая последняя встреча. Он сидел в кресле, уже после инсульта, не передвигался самостоятельно и беззвучно плакал, глядя на бабушку и на меня, пришедших прощаться с ним. Через неделю его не стало. Дядя Саша Кучеренко был мужем младшей бабушкиной сестры-бабы Симы, почему-то имевшей домашнее прозвище Атя. И как говорит моя мама, именно благодаря дяде Саше, никто в их семье не пострадал в сталинские времена. До войны дядя Саша служил следователем НКВД. Когда на моего дедушку или бабушкину старшую сестру бабу Лиду приходили по почте доносы, то дядя Саша вроде бы их уничтожил. Думаю все же, что это семейный миф. Однако, тем не менее, в отличие от папиной ветки, в маминой никого в 37-ом не забрали.
А дядя Саша во время войны доверие органов не оправдал- попал в окружение, зарыл пистолет и партбилет в земле, прятался в хуторах, где все носили фамилию Кучеренко и его никто не выдал, пришел пешком в оккупированный немцами Ростов (во время первой оккупации), нашел моего деда, предложил выбираться из города через только что образовавшийся на Дону лёд (стоял ноябрь). Шили маскировочные халаты из простыней, но тут город освободили части Красной армии. Дядю Сашу ждал сперва госпиталь в Пензе (он был контужен), затем исключение из партии и отправка в качестве рядового на фронт. Умудрился он вновь дослужиться до офицерского чина, а в конце войны попал на «хлебную должность» на склад. Там как водится начал сильно пить, проворовался. Дальше трудовой лагерь на строительстве Волго-донского канала. Освободился после смерти Сталина.
В конце 50-х, когда мои родители поженились, то им купили комнатушку в коммуналке. В помощь отцу для выполнения плотницких работ пришли «рукастые мужики», от маминой родни-дядя Саша, от отцовой подполковник Абрамов. Познакомились, представились, пожав друг другу руки, долго смотрели друг другу в глаза. Спустя много лет папин отчим рассказал моей маме историю, как дядя Саша пытал Абрамова, заставлял признаться, что он английский шпион. Сколько было таких дядь саш и абрамовых в Ростове? Кто теперь разберет...


Рецензии