Рецензия на стихотвор. Яшки Казановы Мне нравится

Рецензия на стихотворение Юлии Зыкиной (Яшки Казановы) «Мне нравится Ваша способность случаться»

Прошу прощения за небольшую преамбулу, связанную с личностью автора и моим отношением к ней, но в поэзии связь произведения с автором сильнее, чем в каком-либо другом литературном жанре. Стихотворение — слепок души автора, отражение его эмоций.

Юлия Зыкина — первый профессиональный поэт, с которым мне довелось лично познакомиться. На некоторое время мы оказались коллегами, когда я трудился в одной с ней компании в сфере связей с общественностью. Не сразу я узнал о её литературной деятельности, но ничуть этому обстоятельству не удивился.

Яркий, харизматичный, с большим чувством юмора человек просто не может не творить. На одном из рабочих собраний я услышал её отчет, произнесенный в форме сказки-притчи, превративший весь коллектив в одно большое ухо, что было для меня немедленным сигналом к изучению её творческой стороны.

Юлия пишет свои поэтические и прозаические произведения под творческим псевдонимом Яшка Казанова. На основе её стихотворения «30 min» Диана Арбенина, лидер группы «Ночные снайперы» создала песню «Полчаса», четыре поэтических произведения Яшки звучат в фильме 2008-го года «Мы поженимся, в крайнем случае, созвонимся!», а в 2010 году вышла аудиокнига «Лунный цикл» с 51 стихотворением автора. Книги Яшки публикуются с 2004 года, она сотрудничает со «Снобом», увлекается кулинарией.

Выбрать стихотворения для рецензии оказалось делом непростым. Стихи Яшки музыкальны, ритмичны, для нее форма, в которую облачено стихотворение, не менее важно, чем заложенный смысл, чем его настроение.

***
мне нравится Ваша способность случаться:
не предупреждая звонком, постучаться
в окно, через форточку выдохнуть имя
мое. а какая Вы с теми, другими,
с не мной - безразлично. мне нравится пламя
всех Ваших обличий: кудрями, углами,
зачесом назад - безусловно. мне крайне
занятно себя находить на экране,
похожей на Вас - и обратно. куда бы
уехать, что слать Вам по две телеграммы
за сутки - на завтрак одну и на полдник
другую - шифруясь, но вовсе не помнить,
ключ к шифру минуту спустя? и откуда
вернуться домой? Вы гадали бы: "куба...
бразилия... африка... греция... тихо!
молчите! молчите! сейчас! аргентина..?"
мне нравится Ваша змеиная медность:
губами, глазами и лбом - несомненно
опасная. нравится думать: пожалуй,
я Вас украду среди ночи - в пижаме,
в уютную клетку шотландскую пледе.
мне нравится петь Вам, чтоб в каждом куплете
сбиваться. мой голос от кофе и перца
немного шершав, но желание петься,
как женская жажда, не чувствует боли,
упрямой струей извивается. в горле
гвоздичная сладость джарума. ноябрь
советует спрятаться глубже, но я бы
просила Вас чуть обождать.

«Мне нравится». Что-то неуловимо знакомое слышится с первыми словами этого стихотворения. Конечно же, это ведь Марина Цветаева! «Мне нравится, что Вы больным не мной». Я очень люблю Цветаеву, поэтому и выбрал стихотворение, так напомнившее мне её.

Тема стихотворения — любовная, личная. Подавляющее большинство стихотворений Яшки Казановы пишется всегда от первого лица. Чаще всего она ведет их как монолог некой лирической героини, но есть в ее «копилке» и «мужские» стихи, где повествование идет от лица представителя сильной половины человечества.

Каждая строчка стихотворения начинается со строчной буквы, единственное слово, выделяющееся среди остальных — это  «Вы», удостоенное права быть написанным с прописной, показывающее всю важность той, к кому обращается Яшка.

Стихотворение не делится на строфы, а преподносится как единый, неразрывно связанный текст. Наблюдается эффект «разорванности» предложений, где смысловое завершение предложения на одной строке переносится на следующую ( «.…выдохнуть имя // мое. а какая Вы с теми, другими») Автор использует всего одну глагольную рифму в начале стихотворения, что является, на мой взгляд, явным маркером поэтической зрелости.

Стихотворный размер тяготеет к 4-х стопному ямбу (ударение на каждый второй слог), рифма — парная. Исключением является 29-я, заключительная строка в стихотворении, не имеющая никакой рифмы. Выбиваясь из стихотворного размера, эта строка несет самое важное значение для произведение, обнажающее его суть — Яшка просто просит «Вас чуть обождать».

Автор использует повседневную лексику, разбавленную частично употреблениями литературной. Например: «пламя», «обличие». Широко использует эпитеты: «змеиная медность», «гвоздичная сладость», «женская жажда» и т.п. Рисунок речи обладает большой склонностью к аллитерации, он «рычащий», практически в каждой строчке присутствует буква «р». Заметна и речевая инверсия - «с не мной», речевая избыточность - «уютную клетку шотландскую пледе».

Творчество Яшки Казановы никогда не оставляет читателя равнодушным. В её стихи или влюбляешься с головой, или же отвергаешь как «отошедшие» от канонов стихосложения.  Порой они кажутся слишком интимными, и ты испытываешь чувство неловкости за вторжение в частное пространство. В «Мне нравится Ваша способность случаться» я увидел мятежное сердце героини, которое обрело свою любовь, и которое, с одной стороны, очень ценит свою свободу, а с другой  — хочет быть как можно дольше со своей любовью рядом, несмотря на «советы ноября».

Еще раз хочу сказать о музыкальности стихотворения. Его ни в коем случае нельзя просто читать! Его надо проговаривать, произносить каждую строку, ловить её ритм, её твердость, её уверенность. «Мне нравится петь Вам, чтоб в каждом куплете // сбиваться…» — подтверждает мои мысли и сама автор. Яшка Казанова, она же Юлия Зыкина — поэт-мелодист. Музыкой пронизано и это стихотворение,  и много-много других. И, что совсем неудивительно, сестра Юлии, Татьяна Зыкина, является певицей и музыкантом. Это у них семейное.

У группы «Ночные снайперы» есть прекрасная песня под названием «Моя актриса», чей смысл и настроение очень точно перекликается с Юлиным стихотворением:

«Я буду петь тебе
Необходимо в слух,
В мансардах голубей
Нечаянно всю ночь,
В финальных виражах,
В Женеве и в Москве,
Я буду петь тебе,
Я буду петь тебе!»

Эта песня раскрывает главную идею стихотворения, которая близка и понятна всем: «С любимыми не расставайтесь».

Творчество Яшки Казановы создано для сильных духом женщин и для мужчин, которые хотят таких женщин понять. Для меня она является большой фигурой в мире современной поэзии, которая давно вышла просто за рамки сетевой известности, и достойна всяческого освещения в «оффлайне».  Если, конечно, она этого сама захочет. Ведь кто знает, что там на уме у сильных духом женщин. И чего они на самом деле хотят.


Рецензии