Неумелый попаданец. Часть 2. Глава 1

Часть вторая. Лучшее из худшего

Глава первая. Городок у моря

Степан стоял на палубе и с жадным интересом смотрел вдаль, на приближающийся берег. Что ждёт его там, в этой таинственной стране? Он ведь пока даже не знает её названия...
К сожалению, досмотреть до конца этот интересный момент ему не дали: сопровождающий матрос знаками дал понять, что прогулка окончена.
Правда, в каюте Степана ждал сюрприз: была дорисована конечная часть их маршрута. Теперь синяя линия практически упиралась в самый большой из островов.
Самый большой — и самый южный.
Стоп! А откуда он знает, что у карты на стене та же пространственная ориентация, что и у земных карт?
Хотя как раз это он может определить и сам...
Степан посмотрел на последний участок траектории, вспомнил положение солнца утром, днём и вечером, сопоставил их... Получилось, что ориентация местных карт та же, что и у земных — север сверху.
Пустяк, а приятно..
Значит, море на западе, а страна вытянута с запада на восток...
Следующие полчаса Степан не находил себе места. Слишком он волновался...
А потом, несмотря на волнение, заснул. И снились ему сплошные кошмары. В этом, кстати говоря, не было ничего удивительного: сон до обеда — нездоровый сон.
Кстати об обеде. В этот раз он был хотя и предельно простой, но вкусный и очень сытный. Несколько тонких ломтей мяса холодного копчения. И холодный травяной напиток, отдалённо напоминающий цветочный чай.
Когда с обедом было покончено, в голове мелькнула странная в сложившейся ситуации мысль, что жизнь, несмотря на все несчастья, - в принципе неплохая штука.

И тут  Степан вдруг почувствовал, что ход корабля начал замедляться...
А примерно через полчаса движение вообще прекратилось.
Как сейчас хотелось оказаться на палубе, посмотреть, что происходит вокруг! Но в данный момент желание Степана никого не интересовало.
Оставалась надежда, что его выведут вечером погулять, и он кое-что, да увидит.
Но и тут ждало разочарование. Никто и не собирался выводить его на прогулку.
Делать было абсолютно нечего. Степан даже лёг гораздо раньше, чем обычно. При этом, как ни странно, почти сразу заснул. И проснулся лишь на следующее утро, причём даже не очень-то и рано.
На маленьком столике возле изголовья стоял немудрящий завтрак — кусок лепёшки и стакан воды.  То есть поесть ему принесли, но будить не стали.
«Ну и выспался же я сегодня! - подумал Степан, жуя лепёшку. - Наверное, на два дня вперёд».
Как оказалось, это было очень кстати. Потому что после завтрака события закрутились с неожиданной быстротой.

Примерно через полчаса после того, как Степан позавтракал, в его каюту зашёл очень колоритный человек. Молодой, уверенный в себе, эффектно одетый — но при этом весёлый и дружелюбно настроенный.
Он, широко улыбаясь, сразу же пригласил Степана наверх.
Открывшееся зрелище было потрясающим. Корабль стоял в огромной бухте.
Вход в бухту был сзади. Справа и слева были берега, покрытые лесом. А впереди бухта сужалась. И где-то там, где правый и левый берега сходились вместе, виднелся небольшой город.
 Между кораблём и городом сновали довольно крупные лодки. Это не были корабельные шлюпки (они оставались на своих местах, прикреплённые к палубе), а именно лодки, приплывшие из города.
Степан присмотрелся. С корабля на берег грузились какие-то непонятные тюки (судя по всему, это были товары, купленные за границей). Половина грузов, поднимаемых на борт корабля, были либо водой, либо продовольствием.  Бочки, глиняные сосуды, мешки... Степан подозревал, что большинство остальных грузов тоже еда или питьё, - только запакованные в тюки, ящики или коробки.
Но тут спутник тронул Степана за плечо и жестом предложил ему перейти в другое место.

Вначале Степан расстроился, так как ему пришлось отойти назад. Теперь спереди он практически ничего не видел, а вид вбок, на заросший лесом берег бухты, был не так интересен.
Но тут спутник предложил подняться по лестнице наверх, пропустив Степана вперёд. А потом была ещё лестница... И ещё...
Концом их маршрута была маленькая площадка, располагавшаяся в самом верху пирамидальной надстройки — спереди от первой мачты корабля.
Вот отсюда всё было прекрасно видно! И вперёд, и вбок. Лишь назад смотреть было бессмысленно — паруса второй и третьей мачты мешали.
Правда, на нервы действовала ещё одна мелочь — где-то на высоте трёх метров над головой находилась горизонтальная рея, к которой крепился низ паруса.
Степан попытался вспомнить, как выглядит типичный парусный корабль его собственного мира. Но в голове были какие-то отрывочные воспоминания. Так Степан и не смог понять, насколько парусная оснастка корабля, на котором он находился, отличается от того, что он увидел бы на Земле.
Конечно, огромный парус, хлопающий над головой, поначалу сильно действовал на нервы. Но открывшаяся перед Степаном картина была настолько великолепна, что  он на несколько минут забыл и о парусе, и об узкой площадке, и даже о своей нелёгкой судьбе.

Оказывается, город, лежавший по курсу корабля, был не очень большим. Он имел что-то вроде порта — несколько причалов с прилегающими складскими помещениями. Но причалы эти явно были лодочными. Большой корабль к ним никак бы не смог пришвартоваться. Так что корабль здесь был явно ненадолго — только до завершения выгрузки/погрузки.
На мгновение мелькнула ужасная мысль, что вот сейчас закончится обмен грузами, корабль отчалит и снова уйдет в открытое море. А по пути им встретится огромный красно-чёрный корабль — и Степана отдадут им, как одного из малоценных рабов (до сих пор языка не знает). Мелькнула — и вновь исчезла. Нет, этого просто не может быть!
Степан встряхнул головой, как будто пытаясь отогнать наваждение, и вновь впился взглядом в раскинувшийся перед ним портовый город.   

Большинство зданий были деревянными. Это естественно — вокруг полно леса. Но и каменные дома не были редкостью.
Деревянные дома в основном были одноэтажными, каменные — двухэтажными и трёхэтажными.
Особых отличий от привычной архитектуры Степан не заметил. Разве только то, что почти не было домов с прямоугольной планировкой. Практически все они были квадратными — в длину то же самое, что и в ширину.
В городе было много садов. Больше всего их было на той городской окраине, которая была справа (если смотреть со строны моря). А вот на левой городской окраине раскинулись бедные кварталы. Правда, трущобами их было трудно назвать. Нормальная такая часть города, даже чистая, - только не очень богатая.
Со стороны, противоположной морю, к городу примыкали поля. Так, по крайней мере, показалось Степану в первый момент. Но присмотревшись, он увидел, что на самом деле это были огороды.
Правда, кое-где были и настоящие поля, где росли какие-то злаки. Но их было немного.
Подумав, Степан сообразил, что это вполне естественно. Где-то вокруг города обязательно располагаются деревни — вот там и выращивают хлеб. А возле города актуальнее огороды.

Центральная часть города буквально бросалась в глаза. Потому что находилась прямо на морском побережье.
В первую очередь — главная площадь. Она располагалась прямо на морском побережье.
Так что одной её стороной была набережная. На противоположной стороне (той самой, которая от Степана была дальше всего), располагалось несколько очень красивых каменных зданий. Одно из них явно было ратушей (или что там полагалось вместо неё). Функцию остальных Степан даже не пытался угадать.
Слева от главной площади располагалось каменное здание, вытянутое вдоль побережья. Оно не было особенно эффектным — скорее сдержанным и строгим. Правой стороной оно упиралось в главную площадь, а левой — в порт. Скорее всего, это было управление порта (если использовать земную терминологию).
Гораздо эффектнее выглядело сооружение, располагавшееся справа от площади. Больше всего это было похоже на крепость. Скорее всего, это была городская цитадель.

Степану в первую очередь бросилась в глаза огромная каменная башня. Достаточно широкая внизу, она постепенно сужалась кверху.
 Трудно было сказать, наслолько большую роль она играла в плане защиты. Но вот как обзорная точка эта башня была безусловно великолепна.
Цитадель была обнесена высокой стеной с башнями. Была ещё одна стена пониже — наружная, доходящая до самой набережной. Так что фактически цитадель располагалась на самом берегу.
Присмотревшись, Степан увидел в прибрежной части наружной стены ворота, через которые по узкому каналу внутрь цитадели могли входить лодки.
Переведя взгляд вправо, Степан увидел, что увиденная им крепость была не единственая.
Справа от неё на не очень большом расстоянии, но уже за пределами города, располагалась вторая крепость. Очень похожая на первую, но примерно в два раза больше. А левее города, гораздо дальше чем вторая, располагалась третья крепость — самая маленькая. Сразу за ней берега огромной бухты загибались назад.
В голове Степана как будто что-то щёлкнуло. Оборонительная концепция этого города теперь была ему видна как на ладони.
 
Общей стены, окружающей город, не было. Это с военной точки зрения явный минус — город легче взять. А вот со всех других точек зрения — большой плюс. Город, не стеснённый окружающей его стеной, чувствует себя гораздо «вольготнее» - не надо слишком экономить место. Вот поэтому у него и улицы достаточно широкие, и одноэтажных домов много, и на сады места хватает.
А что всё-таки делать, если враг нападёт? А вот для этого есть  целых три крепости!
Степан мысленно прикинул — всё население города в эти крепости вполне помещалось. Так что при приближении серьёзного врага следовало хватать всё самое ценное и бежать за ближайшие стены.
А то, что все крепости располагаются на берегу, тоже понятно. Основную помощь горожане, судя по всему, должны были получить с моря. Так что задача укреплений была не в том, чтобы выдержать многомесячную осаду. Достаточно было дождаться прибытия своего флота, который прогонит врагов...
Так что умные люди строили этот город. Очень умные...

Тут вдруг Степан почувствовал, что кто-то тронул его за рукав. Это спутник знаками предложил ему прервать осмотр и спуститься на палубу.
Оказалось, его жилищные условия изменились ещё раз. Незнакомец, только что сопровождавший Степана на прогулке, оказался кем-то вроде секретаря у очень большого начальника, поднявшегося на борт корабля. Этого начальника разместили в гостевых апартаментах, состоящих из двух больших кают, двух средних, трёх маленьких, прихожей и коридора.
Две большие каюты занял Хозяин (как Степан мысленно его называл). Среднюю каюту занял «секретарь». Одну из маленьких кают дали Степану. Вторую (одну на двоих) заняли двое слуг Хозяина. Таким образом, одна средняя и одна маленькая каюты стояли пустыми.
Получается,  слуги жили в более стеснённых условиях, чем Степан. Странно...
Тем более что, судя по всему, слуги эти были не рабами, а свободными людьми. Ещё страннее...

Хозяина чем-то неуловимо был похож на своего секретаря (хотя, если говорить точнее, это секретарь был похож на него). Оба очень хорошо одетые. Оба уверенные в себе и властные... Вот только у Хозяина эти качества  были развиты в гораздо большей степени...
Судя по всему, он был действительно влиятельным человеком. По крайней мере, с капитаном корабля общался совершенно на равных.
Почему эта важная птица проявила такое участие в судьбе Степана, было не очень понятно.
Степана сразу же научили молчаливому вежливому приветствию, которым он должен был встречать Хозяина.
Как ни странно, тот Степану всегда отвечал (опять же молча — лёгким кивком). И при этом как-то странно смотрел. Словно на очень дорого зверя, от которого не знаешь, чего ожидать: укуса или сдержанного мурлыканья.


Рецензии