Снова в Петербурге 20014 г

Снова я в Петербурге. Уже 2014 год, а мне до сих пор не забыть мой первый приезд сюда после отъезда в другой мир. Много произошло событий за это время, но первое свидание с моим городом по прежнему волнует душу и согревает сердце.

Весна в этом году выдалась тёплой, жаркой и холодной. Погода играет с людьми, падая до 8 градусов, резко меняясь за ночь, от 16  до 30 – не беспокоясь о душевном и физическом здоровье живущих в этих природных капризах.

Тепло, но очень ветрено.
Я приближаюсь к Дворцовой площади. Меня приветствует хорошенькая барышня в напудренном парике, одетая в костюм фрейлины павловских времен и с зонтиком. Улыбаясь, говорит мне: «Сударыня, не хотите ли покататься в карете?» Мне и смешно, и отказать неловко. Однако дождь усиливается и немилосердно хлещет по ногам. Ответив на её приглашение улыбкой, я спешу под огромную арку с роскошной кружевной решёткой. А вот, из-за дома на Мойке мирно выкатывает большая нарядная крытая карета, запряженная парой гнедых лошадок. На облучке сидит симпатичный молодой гренадер с вожжами в одной руке и большим зонтиком в другой. Спешу вбежать под арку, где уже накопилось много экскурсантов, в основном иностранцев.

У входа в Эрмитаж приходится стоять в очереди. Зонты как общая крыша перекрывают усиливающийся дождь. Ко мне обращается пожилая женщина и начинает свой рассказ о том, что приехала посмотреть Петербург. Я не очень-то расположена к беседе, хочу поскорее добраться до входа, и уединиться в свой мир. Но мне никуда не деться. А она все говорит. И вдруг обнаруживается, что она ездит по бардовским слетам, и знает Сергея Каплана. Оставшееся время проходит быстрее. Женщина просит рассказать об Израиле и о фестивалях бардов, в которых участвовал Сережа. Добравшись, наконец, до касс, я беру льготный билет и, простясь с моей собеседницей ухожу своим курсом.

Приближаясь к главному мраморному маршу, вижу несколько многолюдных групп интуристов с гидами. Представляя,  как они все ворвутся в залы, и толпой будут топать по роскошным паркетам, громко гортанно обмениваться мнением, постоянно щёлкая камерами всё, что подвернётся под глаз и руку, я стремительно меняю маршрут, свернув в просторную светлую галерею, которая тянется на десятки метров и  куда я давно не заходила. По обеим её сторонам меня заманивают огромные стеклянные витрины книжных магазинов с прекрасными изданиями самых разных тематик, оформлений и цен. И я застряла в этих рядах на долгое время. Книжные отделы перемежались интернет-кафе, отделами эксклюзивных украшений и прикладного искусства. Наладившись долгим пребыванием в каждом з этих отделов, я поспешила дальше по галерее.

Пропустив залы с древним Египтом, прошла дальше, почти в тупик. И вдруг оказалась в неизвестном мне отделе Древних шумеров. Все сегодняшнее ушло куда-то. И я попала в невероятный мир, который существовал, развивался, создал потрясающую письменность, уникальные, по нашим представлениям,  того времени, вещи. Пригашенный свет, камерное настроение всей экспозиции, большие каменные плиты с пиктограммами, похожими на следы птичьих лапок, подсвеченные витрины с небольшой коллекцией древнейших рукодельных вещей. Я знала, что ещё несколько лет назад не было этого отдела. Но оказалось, что его открыли по меркам Эрмитажа недавно – 10 лет назад. А я не была на первом этаже уже давно. Весь отдел Шумеров занимал 4 небольших зала, но люди всё кружили и кружили по ним, снова и снова прочитывая большой стенд с картой и  вглядываясь в загадочную письменность. Мне тоже не хотелось уходить, и я также повторяла свой путь, петляя из зала в зал. Что-то засело в душе, а сформулировать не могла. Сколько в юности, да и потом многажды читала и изучала историю этого мира, Египта, Рима, Греции. Что-то бродило недосказанное. Почти 3 тысячи лет до нашей эры были эти государства – великие цивилизации, создавшие и открывшие многое, чем мы сейчас пользуемся. Мы – сейчас, через 5 тысячелетий. Почему они погибли? Снова и снова, как и в более ранние размышления, мне хотелось найти для себя тайну их угасания и последующего исчезновения.

С размышлениями о том, что происходит в мире сейчас и все предыдущие годы, ответ пришёл сам собой. Войны, бесконечные войны разрушают все самые высокие цивилизации и государства. Никакое самое развитое общество не может избежать разрушения, если люди бесконечно будут бороться за земли, власть, деньги. Не новая мысль. Но знакомясь с наследием древнейших, неизбежна мысль и о  нашей цивилизации, так далеко ушедшей от тех, с кого начиналось наше развитие. 

апрель 2014


Рецензии