08-18. Еврейский вопрос

Национальный вопрос всегда был и остается одним из самых щекотливых. Национальные черты так или иначе вылезают из каждой личности, причем, чем малочисленнее нация, тем они более  типичны. В нациях, вобравших в себя множество разных народов, разнообразие людских типов стирает общенациональные черты. Так русские люди содержат в себе все – от черта до святого, и их поведение достаточно непредсказуемо. Впрочем, непредсказуемость укладывается в правило – народ, управляемый  знаком Водолея, именно таким и должен быть.

Какова природа национального характера, такова и религия. Даже, если речь идет об эзотерической ветви религии. Если в эзотерическом буддизме во главу угла ставится  отрешенность от земных желаний и сострадание к ближним, то в каббале больше всего внимания уделяется идее творения, мужскому и женскому аспектам божественного - причине и средству творения. Еврейский Единый Бог имеет свою женскую ипостась – Шекину, а акту совокупления иудаизм придает особый, мистический  смысл. Не случайно каббала и тантра имеют так много точек соприкосновения. Сами иудеи слишком практичны, чтобы, подобно буддистам, отрешаться от телесных желаний; наоборот, они свои земные желания делают трамплином для служения Господу: то, что дано человеку, считают они, должно быть присуще и Богу, ведь он создал нас по своему образу и подобию!

Самый больная тема в национальном вопросе – еврейская. Евреев издавна притесняют и недолюбливают, но к этому подсознательно подталкивают  сами евреи, они «любят» эту игру. Трудно вызвать к себе симпатию, постоянно утверждая себя, богоизбранным народом, у которого особый обет, особые задачи, права и правила игры.  В моем понимании как раз ощущение собственной исключительности перед Богом есть главный признак недуховного проявления. Каждая человеческая душа и ее личный путь индивидуальны и неповторимы, но ни один путь не выше другого перед Богом.

Национальные черты евреев выражены ярко. Евреи умны и талантливы, они не бросают на самотек ни воспитания своих детей, ни своих близких – родных и друзей.  Они крепко держатся  за своих и этим защищают свое сообщество. Они одновременно и открыты в своих высказываниях, и трусливы: редко встретишь пассионарного еврея, выступающего за красивую идею в одиночку и наперекор собственным интересам, «себе на голову», но, собравшись вместе и продумав каждый шаг, именно евреи способны сколотить крепкую партию, ломающую все привычные устои и берущую власть в свои руки.

Евреи – великие космополиты, они живут не там, где родились, а там, где им лучше жить, и идет это не столько от корысти, сколько по идейным соображениям.  Они чувствуют себя настолько «особым народом», что места проживания всех прочих наций не могут быть для них «малой родиной». Евреи хотят хорошо жить сейчас и здесь, на Земле, – так им обещал Бог, менее всего они заботятся о бессмертии своей души или беспокоятся о ее тщете, подобно русским юродивым, вечно испытывающим тайную вину перед Богом за малейшее свое  земное благополучие.   
   
Многое в поведении евреев объясняет их религиозное сознание. Еврейская религия проникнута идеей прихода на Землю Бога, который обязан воздать им за все страдания. Даже после того, как Иисус, мессия, которого они так долго ждали, был ими же отвергнут, у евреев остается вера в их счастливое будущее и настойчивое требование установить справедливость на земле, во имя которой они готовы объявить войну всем историческим традициям и святыням. Карл Маркс был типичным евреем, он провозгласил требование земного блаженства в социализме, восстав против всех прежних святынь и распространив идею мессианства на на избранный класс - пролетариат. Идея коммунизма имеет глубокие корни во тьме веков и идет от евреев, поскольку также ожидает кровавого  судного дня, когда все зло будет окончательно побеждено добром.

Если ариец ощущал Бога внутри себя, то еврей смотрел на его бесконечную высоту Бога снизу и вовне. У древних греков, типичных арийцев, никогда не было мечты о справедливости на земле, их волновало бессмертие души. В еврейском понимании бессмертен лишь Бог, а человек может продлить свое существование лишь в детях. Может быть отсюда проистекает их забота о своих детях и постоянная жажда  земных благ? Еврейское религиозное сознание не связывало судьбу человека  с вечностью, их волнует лишь перспектива исторической жизни на земле.

Если арийцы по своей природе индивидуалисты, то евреи коллективисты, им чужда идея индивидуальной свободы и индивидуальной вины, для них существенна только роль еврейского  народа перед  Богом и его обет с ним. Если ариец строит дом для вечности, то иудей хочет, чтобы добро пришло, пока он жив, он не хочет ждать. Иудей верит в обещание Бога, ариец же верит в бессмертие человека.

Сравним теперь иудаизм с христианством. Иудей не способен, как христианин, к покорности Провидению. Для христианина нищета и унижения – добродетели, для иудея бедствия, с которыми надо бороться, еврей стыдится своей нищеты, а не гордится ею.

Евреи легко становятся революционерами и социалистами. Но идея земного царства у них не светская (у евреев почти никогда не было собственного государства),  а религиозная. Страстное желание земного царства привело их к противоположности – к исторической бездомности. «Христос, которого они ждали более всех народов, не осуществил их упований – не стал земным царем, пришел в образе раба и был распят, явился в образе смиренной, а не торжествующей в земной жизни правды. Он отверг своей жизнью и своей смертью упование евреев и потому не был узнан ими». (Николай Бердяев «Смысл истории»)

Таким образом, в христианстве было опровергнуто то, что еврейский народ – Божий народ. В христианстве избранный народ– не национальность (как в иудаизме) и не класс (как социализме), а церковная община.

 Французский католический писатель Леон Блуа  так сформулировал основную трагедию еврейского народа: «Евреи обратятся лишь тогда, когда Христос сойдет с креста, Христос же  может сойти с креста лишь тогда, когда евреи обратятся». В этих словах не только трагедия еврейского народа, но и всечеловеческая, ибо идея жертвенности (воскресение Христа) сможет принести свои плоды лишь тогда, когда в нее поверят даже те, кто представляет своего Спасителя в роли Царя, а не агнца. 

Главное возражение иудаизма против христианства состоит в том, что оно не осуществилось в мире, правда не победила на земле, а страдания продолжаются. Это типичное возражение еврейского мироощущения, основанного на убежденности, что добро должно  победить зло на земле. Но христианская идея  призывает не к войне, а к жертве и смирению.  «Основной источник всех противоречий  в настоящее время – это эгоистический принцип существования, основанный на захвате, самоутверждении, желании увидеть себя не равным другому. Эволюции необходим иной принцип – отдачи, жертвы» (Николай Бердяев «Смысл истории»)

Христианство находится во внутренней борьбе с еврейским духом. В то же время отношение к мироощущению евреев есть испытание для христианского духа. Как податливость ему, так и антисемитизм, переходящий в насилие, одинаково не выдерживают этого испытания.


Рецензии
Интересное изложение проблемы, многостороннее. В частности, согласен с тезисом:
"ощущение собственной исключительности перед Богом есть главный признак недуховного проявления".

Олег Киселев   19.11.2014 00:16     Заявить о нарушении