Пограничные дела. Крым. Ноябрь 2014

Слухи самые разные, но рассказывали их те, кто знает о них лично, не по наслышке.

Предупреждаю: крымчане с голоду не пухнут и в магазинах все жизненно необходимые продукты имеются. О деликатесах я не в курсе, потому как никогда их не покупал. Продукты дороже, чем в Украине - это тоже правда, потому как мы их оттуда получаем и получаем их совсем непросто, а через границу.

Граница на сегодня - это денежная полоса препятствий. Если кто скажет, что российские пограничники (таможенники и пр.) не берут взяток - не верьте!! Берут!!! Но... меньше украинских коллег. По крайней мере, пока.

Новые сложности появились, как я понимаю, в связи с введением Украиной так называемой свободной экономической зоной (СЭЗ) в Крыму. Сам удивлялся прежде как же может быть СЭЗ на неподконтрольной Украине Территории? Оказывается, может. Введена пошлина дополнительная на въезде и можно качать денежку. Только любые запретительные меры всегда были отличной питательной средой для коррупции.

Например, подъезжает бусик с товаром на пограничный пункт с Крымом, а там и спрашивают у владельца груза:

- Пошлину оплатил, браток?

Тот, выпучив глаза от удивления (ведь прежде же не было такого дива!), только и может выдавить:

- Нее! Давайте оплачу, если что тут.

Тут уже у украинских таможенников козыри с рукава выскальзывают:

- Так для этого надо ехать в Цюрупинск (то бишь, возвратиться за 100 км назад)!

И куда, прикажете деваться, бедному владельцу товара? Вот не так давно мой знакомый поехал купить себе автодеталей всякий в Херсон. Как я понял, в Крыму и выбор меньше и дороже. Кстати, со стройматериалами тоже проблемы есть в поставках. Так вот, накупил товарищ долларов на 500 добра и спокойно рулит домой. Так только украинская таможня не пущает!

- Плати пошлину!

- Может как-то без этого обойдемся. Может... того... на месте как-то порешим?

- Плати 500 баксов и езжай!

- Как 500?! - хватается за сердце знакомый - Тут же всего на 500 товара и еще 500 вам?!! Как же это?!!

Те пожали плечами, по принципу: "не хочешь, как хочешь". У нас к Армянску два поста ведет и знакомые со всех ног кинулся к другому. Этот был на пути Херсон-Армянск, а теперь решился попытаться счастья на трассе Чаплынка-Армянск. С тем же успехом. Видно таксы у них где-то согласовываются на подпольном форуме.

Но товарищ попался больно упорный. Он решил проскочить через... Мелитополь-Джанкой!!! Я не считал, но крюк где-то в 100-150 км только в одну сторону получается!

Ваууу!!

С тем же результатом!!!

Вернулся в Чаплынку и оставил у кого-то у знакомых товар, вернувшись домой налегке.

Вот по таким причинам идет и подорожание товара для Крыма, как я понимаю. Другой знакомый (даже не один!) рассказывает, что украинцы с микроавтобуса, забитого промышленным товаром, берут взятку в размере 2000 гривен (коло 6 тыс. рублей), а российские коллеги поскромней взымают: 2 тыс. рубликов то бишь, в три раза меньше.

Академиком великим не надо тут быть, чтобы понять механизм удорожания. Товар должен приехать (дорожные расходы учитаем!), плюс взятки пограничникам, плюс возмещение ущерба за нервный стресс перевозчику (сумма неизвестна, но статья вполне реальной может быть) и еще же и выгоду надо получить владельцу! Чего же удивляться, что у нас мясо в два раза дороже или иные продукты на 30-50 процентов?

Так это еще российская сторона не ввела своих дополнительных требования! Я слышал, что после Нового Года готовятся еще ужесточить правила. Значит, как можно предположить, взятки с обеих сторон примерно выровняются!

Кстати, о нервном стрессе перевозчиков. Вполне ощутимая вещь! Вот совсем на днях на трассе Херсон-Армянск украинцы переносили пост поближе к российской границе. Это уже в третий раз. В первый раз он был за километров пять, во второй где-то за километр, а теперь прямо в пару сотнях метров будет. Ну да ладно, там виднее куда и как.

Так вот, пост закрыли на время переноса и весь транспорт пошел по другой ветке: Чаплынка-Армянск. Еще один знакомый в тот день перед закрытием выскочил в Украину за полчаса, но уже назад номер не прошел. Попав к пяти вечера на границу, он ее пересек через... 12 часов!!!! И это на легковушке!! Водители же фур иногда сутками стоят!!! В тот день переноса поста хвост автомобильной колонны на другой ветке растянулся километров на 15-20!!

Как я слышал из новостей, когда прилетал высокопоставленный чиновник из российской погранслужбы к нам на армянский пост, то в 2015-2020 планируется провести расширение территории постов и в каждом направлении будет действовать целых пять(!!!) полос, каждая из которых будет оборудована специальными устройствами сканирования. Вместо вагончиков-модулей появятся капитальные строения. Здорово!!

Здорово-то здорово, да будет ли толк, если с противоположной, с украинской стороны, все останется так же? По одной полосе в каждую сторону? Тогда пусть их хоть десять будет, но черепаший темп передвижения не изменится.

Хотя чего я вот так далеко заглядываю? Кто может сказать, что будет через год-два, если никто не знал год назад, что мы в Крыму станем Россией. Не исключено, что через полгода-год и Херсонская область может стать частью Новороссии и тогда передвижения станут иными. Кто знает?


--Это фото - скриншот из новостей, где корреспондент ведет репортаж с пограничного пункта "Армянск"


http://www.proza.ru/2015/02/21/952 - статья "Крымская граница - проходной двор"


Рецензии