Живой свидетель

                пятидесятые годы ХХ века

     Мы радовались, вместе все дружили -
     Туркмен,  таджик,  татарин,  белорус.
     И  каждый  знал,  что  в  дружбе  наша  сила,
     И  каждый  помнил -  дом  наш  -  это  Русь!   

     ДРУЗЬЯ.  Кто  они?  Это понятие очень ёмкое,
широкое, произошедшее от слова «друг».  В
энциклопедии нет объяснения этому понятию в широком
смысле этого слова.  Но  если  поразмыслить, то
понимаешь, что друзья, в принципе, бывают  разные. 
Например, по  глубине  отношений, привязанности друг
к другу, доверительности.  Есть также друзья близкие,
далёкие.  И это касается, как мне кажется, в первую
очередь, времени. Как давно это было, когда
происходило общение.  Временной фактор  имеет
большое  значение.  Он  присутствует в этом понятии,
хотя  и  носит, конечно,  условный характер.  Так 
во всяком случае мне  думается.  Иногда  друзья, 
далёкие по  временному  фактору, оказываются самыми
близкими.   
        В моём понятии друзья это и есть те самые
окружающие тебя люди, на  которых можно  в  любое 
время опереться, кому можешь довериться, кто может
тебе помочь в  тяжёлую минуту твоей жизни, не
испугавшись  никаких  обстоятельств  и, тем более,
не придумывая их.
        Однако, как мне представляется, можно
выделить друзей семьи. Это друзья твоих родных:
матери, отца, братьев, сестёр. Затем друзья уже 
твоей семьи,  а также  друзья  мужа, друзья  твои 
лично и  друзья сыновей, дочерей. В особую графу
можно выделить  друзей  по работе, друзей –
соседей.  И всех их можно также подразделить на
друзей по времени твоей жизни, т.е.  это друзья 
детства,  юности,  зрелого  и  пенсионного возраста.
        Вот так-то.  Можно ещё долго продолжать, но
остановлюсь. Друг есть друг, когда бы он им ни стал
и время ему не помеха.  Правда, бывают
обстоятельства, которые выше наших сил и
возможностей, и которые разделяют друзей не только
большими расстояниями  внутри одной страны, но даже
и раскидывают по разным государствам, как это
случилось с нашим поколением -
людьми второй половины ХХ века.           
....Да,  как  хорош  Российский  наш  народ
    Был  в  годы  радости,  добра  -
    Татарин,  русский,  немец  и  таджик
    Все  вместе  жили  как  одна  семья.
    Вот и получили ещё один ответ на поставленный
ранее вопрос: какая ещё может быть дружба? Да, этот
вопрос имеет очень важное значение, так как дружба
может носить ещё и государственный характер.  Это,
повторяю, очень важно, так как она накладывает
отпечаток на всю нашу жизнь, и в первую очередь, на
жизнь простых людей, т.е. на людей, не относящихся к
власти.
     За все наши достаточно долго прожитые годы мы
узнали, поняли, что дружба между народами это не
идеологическая выдумка времён Советского Союза.  Она
действительна была, есть  и надеюсь, что будет.  Без
этого не может быть сильного единого государства. 
Мы все, люди разных национальностей,  дружили и не
думали, какой цвет кожи у человека, какой у него
акцент, какие обычаи. Просто существовала дружба
между народами, и  пусть мне кто - нибудь скажет,
что этого не было!
        Лично я прожила в Средней Азии, в
Таджикистане, ровно тридцать лет и три года, как
старик у Синего моря.  А мой супруг Александр
Горбунов (геолог по профессии)там родился, в
Душанбе. За всё это время нас и лично меня никто
никогда не обидел ни в городах, ни в горах. Так мне
пришлось с моими коллегами по университету пройти
пешком почти по всему Каратегинскому хребту, по
южным отрогам Гиссарского хребта, а также проехать и
пройти по Западному Памиру (в частности, по южному
склону Дарвазского хребта).  И нужно сказать, что
везде, где бы мы ни были, люди встречали нас
приветливо, с улыбкой на губах, будь это люди
районного центра или  люди,  живущие в кишлаках. 
Жители этого сурового региона помогали нам, чем
могли.  И никогда не было такого, чтобы  нас не
напоили чаем, не угостили бы  лепёшкой, не
предложили бы отдохнуть. Мы всё это прочувствовали
на себе. Ведь только что придя  с  горного маршрута,
уставшие и томимые жаждой, мы в этом очень
нуждались.  
 Да, это было.  Было! И я хочу вам рассказать
маленькую историю, произошедшую со мной и моими
товарищами в горах Памира. Иными словами хочу
поделиться радостью общения с людьми этих гор.
  ПАСТУХИ. Так озаглавим моё повествование.
  Западный Памир.
  Ущелье Курговат - красота кругом.  Чистый горный
воздух и тишина, которую нарушает только звуки
клокочущей воды. Это река Хумбоу. Она не очень уж
широкая, но бурная. Изумрудная вода её поражает
своей красотой. Можно бесконечно любоваться ею, но
мы идём дальше. Выше, на  высоте примерно  в три
тысячи
метров над уровнем моря, есть такая же красивейшая
вода, но это уже озеро. Так и хочется искупаться -
насладиться этим нежным и влекущим к себе созданием
природы, но мы снова проходим его, так как нас
предупредили, что озеро это не имеет дна и купаться
в нём опасно. Что ж, хорошо - нет соблазна! У нас и
свободного времени нет в запасе - успокаивали мы
себя. Нет и не надо! Идём дальше, оставляя
красивейшие озеро и мечту "освежиться".
Нам ведь нужно не просто подниматься, а работать
ещё. Это наша преддипломная экспедиция. Диплом в
университете в те времена выдавался только после
написания творческой дипломной работы, которой
предшествовали три курсовых. В целом, это был
огромный труд, ведь всё писалось на основании
собранного (в нашем случае) геоботанического
материала во время таких вот летних экспедиций.
Изучение растительности  южного склона Дарвазского
хребта с хозяйственной оценкой её было нашей задачей.
        Повторяю. Это Западный Памир, который резко
отличается от Памира восточного, где климат намного
суровее, а рельеф представлен в основном огромными
пенепленами (это сырты - сухие степи). Таких больших
пенепленов, как  на  Восточном Памире, на Западном
нет.  Это край  высоких  горных  хребтов  с 
глубокими  ущельями,  острыми  пиками,  ледниками 
и  быстрыми, сильными реками. И эти  горные хребты, 
возвышающиеся  над  вами,  и  живописные ущелья  с 
реками,  озёрами на высоте  2-3  тысячи  метров 
над  уровнем  моря, способны  заворожить взгляд 
любого,  кто  бывал  здесь. И это, между прочим,
естественное  учебное  пособие,  для тех,  кто
изучает географию, геологию.  Ведь горные хребты  в 
местах  разрывов  образуют удивительные складки  -
синклинали  и  антиклинали. А сдвиги и  надвиги,
огромные разломы и разрывы  материнских пород горных
хребтов  образуют  на их вертикальных  стенках 
причудливые  узоры.  Глядя на них, хочется, чтобы 
все могли  полюбоваться 
этой  красотой  и  все  смогли  бы  понять, как 
всесильна её величество  Природа, как потрудилась
она, вздымая  земную  кору, и  что может  случиться 
в  далёком, а  может быть, не в таком уж  и 
далёком  будущем  с  нашей  планетой.   
          По одному  из  таких ущелий мы поднялись
на высоту  4 500  метров.  Вокруг нас простиралось
плато.  Это  был  один  из  малых   пенепленов. 
Оглядевшись, поставили палатки, сложили 
чуть поодаль  продукты  питания в  небольшую ямку,
развели огонь, поужинали  и  легли отдыхать.
Уставшие, мы  быстро уснули, не опасаясь, что 
нас кто-то  потревожит.   
          Вообще, сейчас вспоминается, что мы никого
не опасались, никого  не боялись. Да  и  кого 
должны  мы были опасаться?  Нам даже  в  голову  не
приходило, что кто-то может нас обидеть. И вдруг
ночью,  где-то  уже  под утро, послышалось какое-то
дикое завывание, затем - какая-то неимоверная возня.
Всё происходило не так далеко от нашей палатки, и
это  было место, где мы вечером разводили костёр,
пили чай и где были сложены наши продукты. Мы их
сложили в довольно приличную по размерам ямку и
прикрыли слегка дерном.
           Продукты!!!  Наши парни вскочили в своей
палатке,  хватаясь за винтовку (она была одна на
всех), но  в  это  время  раздался  ужаснейший лай  и 
визг собак.  Откуда  они  взялись  и  кого  они
трепали  со  всей  своей  собачьей  силой, мы  так и
не узнали: ни тогда, ни после.   
        А утром, осматривая продуктовую ямку, мы все
дружно  начали  хохотать. Больше нам ничего не
оставалось делать, ведь из всех наших продуктовых 
запасов  осталась нетронутой только мука. Всё
остальное было съедено.  Особенно  нас  всех 
огорчило  то, что было уничтожено специально
приготовленное для таких вояжей жареное мясо и
масло.  Бидон с топлёным маслом был вылизан
дочиста.  А ведь на масле мы пекли  хлеб (лепёшки). 
Кто  полакомился нашим маслом?  Волк или шакалы?  А
может, ещё и собаки помогли.  Но факт оставался 
фактом:  мы  лишены  продуктов  и, главное, хлеба. 
 Мука  есть,  а  как  печь лепёшки  без  масла? 
Этого  мы  не  знали.
          Но день настал и надо работать. Надежда
Петровна (наш педагог - руководитель) отправила
ребят  по запланированным маршрутам, а меня
оставила, как уже бывало в таких походах, сказав,
что  "ты выкрутишься", что  надо  как-то 
ребят накормить.
Оставила!!! Благодарю за доверие, но что  делать? 
Извечный  вопрос  даже  здесь, в  горах, на  высоте 
в  четыре  тысячи метров. Что ж,  все  покинули 
лагерь, а  я, подумав о собаках, взяла бинокль и
стала рассматривать окрестности.  Откуда - то они 
же взялись?! Значит  где-то  должны  быть люди, раз
есть псы.  Такие  псы  обычно  стерегут стада 
овец.  Это  помощники  пастухов. 
          Мои предположения оказались верными. В
бинокль я заметила движущиеся фигурки и без всяких
раздумий пошла к ним. Иду, иду, а они как бы всё
отдаляются и отдаляются. И какое-то марево колышется.
Как-то стало не по себе - мираж что ли?! Да не может
такого быть, ведь это горы и такая высота. Но когда
я уже стала уставать, когда по моей спине потекли
уже настоящие ручьи пота, я услышала отдалённый
глухой лай собак. Значит не мираж - поначалу
обрадовалась я. Однако, лай стал переходить в
рычание и становился всё громче и громче. По спине
пополз холодок. Стоп! Нечего бояться! Бинокль -
люди! И я поняла, что здесь
поблизости находится отара овец, и что это пастухи.
Да, это были  пастухи.  Их стадо овец издалека не
было видно, так  как  они спокойно  лежали,
отдыхая.  Зато ко мне неслись со всех ног сразу три
здоровенных пса. Мне стало совсем плохо -
"мурашки" побежали по моему телу. Бежать!
Бежать?  Нельзя.  Да и не убежишь. Собаки не любят
убегающие мишени. Что же делать? Остановилась и
застыла, смотря прямо в глаза собакам, которые тоже
как бы застыли, подбежав ко мне.  Тут и пастухи
подоспели.   Инцидент противостояния с псами  был 
исчерпан, а на меня с удивлением смотрели 
умудрённые жизнью аксакалы.  Их лица, морщинистые и
загорелые от солнца, как-то  понравились мне сразу,
вызывая почтение и уважение к ним. А тут вдруг сзади
них появился ещё и молодой человек. Он был одет
также, как и аксакалы, в чапан, а на голове
красовалась, как и у меня, войлочная шляпа.  Его
лицо, тоже загорелое,  расплылось в улыбке:
"Здравствуйте, салом!! Вы откуда? Как здесь
оказались? Это же здорово!"  "Ничего себе,
он ещё и говорит на чистом русском языке", -
подумала я, ответив на его приветствие.  Потом они,
усадили
меня у своего очага,  напоили  чаем, угостили
жареной  бараниной,  лепёшкой.  Посмотрев  на 
лепёшку,  я  невольно  улыбнулась, подумав сразу о
моих голодных студентах, и рассказала  пастухам, как
мы здесь оказались и что случилось с нашими
продуктами. Они все всё поняли,  хотя  сами,  между 
собой,  говорили  на  таджикском  языке. Я же,
попробовав лепёшку, приготовленную хозяевами гор,
поблагодарила их и стала расспрашивать, как они
готовят такой  "вкусный", особенно  в 
горах,  нон.  Пастухи хитро заулыбались,
переглянулись  и  показали  мне  толстый  железный, 
плоский  круг,  на  котором  они  выпекают  тесто,
замешанное как  обычно.  Но круг этот должен быть 
раскалённым  и  протёртым  перед  этим  крепким 
раствором  пищевой  соли. Вот и получается
прекрасная толстая лепёшка, которая не прилипает к 
этому кругу.  Как говорится, "а  ларчик 
просто  открывался". 
         Так можно бы и закончить рассказ о хлебе
насущном.  Оказывается  всё дело  в  солевой 
прослойке,  которая   не  даёт  пристать  тесту  к 
железу.  Можно даже написать  целую инструкцию, как 
сейчас модно, по горной  кулинарии,  истоки 
которой  уходят  к  пастухам и геологам.  Правда,
геологи  чаще  всего  пекут  хлеб  на  солярке, 
если  вдруг  возникает  подобная  форс-мажорная 
ситуация.   
         В  общем, мы  были спасены. У нас  ведь
была  мука, соль  и  сковородка.  Вечером, когда 
все  вернулись с  маршрутов, их  уже  ждал 
роскошный ужин.  Ребята  благодарили  меня  за 
жареное  мясо  и  за  лепёшки, которые  им  очень 
понравились.  Но спасибо  нужно  было  говорить  не 
мне, а  тем людям, что  не  оставили  нас  в  беде. 
Пастухи  проводили меня, дав  ещё с  собой  жареной 
баранины  и, конечно  же,  подарили  огромную 
толстую  лепёшку.
          Вот так  вот, мои дорогие. Ещё  кто-то 
старается  всех  уверить, что  в Советском Союзе не
было  дружбы  между  народами.  Была. И я живой
свидетель её. Люди  делились  последним. Ведь  и  у 
этих  пастухов  не  было  больших  запасов  муки,
которая,  привозится  в  кишлаки  с  "большой
земли" 
машинами и  только тогда, когда  открыт  перевал - 
тот самый  Хабу-Рабатский, где  и  летом 
лежит снег, ведь он находится на высоте 4500 метров.  
          Да и не только эти пастухи остались в
моей  памяти.  По многим  горным ущельям, в
небольших кишлаках, жили (и надеюсь, живут)  люди. И
как только  мы  там появлялись, все жители принимали
нас, как своих.  У них не было никакого  богатства,
но на достархане всегда были чай и лепёшка с 
сухофруктами.             Вот и в  этот раз  было
точно также. Для  полного  окончания  работ в  этом 
районе  нам  необходимо  было  спуститься  с  этого 
пенеплена  на  тысячу метров  вниз, потом  подняться
1 500 метров вверх, и  снова  спуститься.  Так  мы 
и  сделали.  Однако подняться назад в свой лагерь
сил  уже  не было и времени  тоже (высоко в горах и
летом темнеет быстро).   Пришлось заночевать в
ущелье, у подножия  нашего пенеплена в маленьком
кишлаке. Как они там живут, диву даёшься! А ведь
живут и не теряют человеческого обличья и             ..
человеческой доброты. Прошло много лет, а мне с
теплотой вспоминаются те местные кишлачные жители.
Они пришли  нам  на  помощь. Люди  этого  маленького
кишлака, не говоря ни слова, нас напоили,  накормили
да  ещё  и  спать  уложили.                         
       Вот такое отношение к людям, даже чужим,
незнакомым, и есть  доброта  человеческая.  Люди 
того  времени не смотрели  на  национальность,
приглашая  в  гости, а  если  требовалась помощь, 
помогали. Всегда вспоминаю о них с благодарностью в
сердце.  Это и называется дружбой между народами.
        Я так  думаю, но в то же время понимаю, к
великому моему сожалению (если не сказать
к прискорбию), что мир за небольшой промежуток               
времени настолько изменился, что хочется громко
кричать: "Люди, опомнитесь! Остановитесь!"
Хорошо, что в России всё наладилось всё-таки,
а  ведь сколько лет огнём полыхают арабские страны,
беда пришла и в нашу братскую (когда-то) Украину - 
подняли  головы фашисты. Это не те германские,
для которых изречение "jedes das seine", стало
руководством для уничтожения славян, евреев,
а новоиспечённые, которые также заживо жгут людей,
 убивают стариков, женщин, что "посмели" говорить
о достоинстве своей личности. Этим украинским
фашистам просто так захотелось, им так велели
заморские хозяева. И вся эта зараза ("москаляку
на гиляку") идёт от людей обеспеченных, не
нуждающихся в хлебе насущном. Это, в основном,
люди (если можно их так ещё называть), пробравшиеся
во властные структуры, чтобы не работать во благо
народа, а только использовать институты власти с
целью наживы. Видимо, деньги (огромные деньги) имеют
такую силу, что не способен трезво мыслить мозг их
владельцев. А потом к ним уже присоединяются и
простые люди, одурманенные обещаниями "манны
небесной". И это, пожалуй, можно считать уже
началом апокалипсиса. Его все ждут, о нём говорят, а
он вот уже рядом, уже запускает свои коготки. И если
их не остричь, не обрубить, то действительно мир наш
Земной получит настоящий Армагедон. Так что, дорогие
люди Земли нашей, думайте.   Думайте!
    
Всё то, что в голове твоей роится,                ...
В сих волнах мозговых, ты не забудь
И выплесни - мгновение пусть мчится,
Рождая мысли, осветляя путь...

И может всё же просветлеет разум,
Что почернел от тупости, от  бед,
И может,  всё-таки, проснётся радость,
Что уничтожит жадность на Земле.

Заполонит, промоет мозг и сердце
Тем, кто людское чувство потерял,
Звериное житьё кто, пекло
Для женщин и детей создал.

Бандитов радость остановит. Верю:
Проглотит зависть чёрную и злость,
Так думай человек, не превращайся в зверя -
"Бабло" с собой в могилу не возьмёшь.
И сила мысли может быть разрушит
Те "замки", люди что придумали себе,
Ведь наш Христос  всё видит и всё слышит,
И наведёт он враз порядок  на Земле.

И будет некому тогда спасаться - все едины: 
И просто грешники, и нечисть всех мастей,
Но только дети-ангелы, что погибают ныне,               
Лишь вознесутся к Богу.   Всё!!!
                И никаких страстей.
                ******

 


Рецензии