В столовой

Откуда-то издалека доносится музыка 50-60 годов.  Столы покрыты белыми скатертями с брусничной канвой. Все это как бы намекает на советское прошлое общепита. На днях я переговорила с директором столовой о возможности провести репортаж. Имя моего спикера (Борис Борисыч) сразу вызвало ассоциации с бюрократическим совковым прошлым российских «харчевен».

 Мне он представлялся невысоким полноватым мужчиной замученный работой. Однако ожидания мои не оправдались.  Реальный человек был полной противоположностью фантазийному образу. Он обладал каким-то легким шармом довольного жизнью эсквайра, который, устав от глянцевого лоска, сбежал сюда, в столовую.

Несмотря на свое название и меню, прошлое в столовой совсем не ощущалось. Хотя Советский Союз незримо присутствовал внутри кухни. Но об этом позже. Экипировавшись соответствующим образом (белый колпак и халат), я последовала за одним из администраторов заведения Еленой. 

- Вы когда-нибудь  были на кухне в столовых? – поинтересовалась она.
- Да. В свое время я подрабатывала посудомойкой.
- Ну, значит, имеете представление о том, что это такое. Раскаленные плиты… В общем, будьте  осторожнее.

Проходим через дверь с надписью “Только для персонала”. В лицо бьет горячий воздух. Нос ощущает насыщенную палитру запахов. В голове всплывают воспоминания о студенческой столовке.

Рабочий день сотрудников проходит волнообразно – периоды простоя сменятся  часами аврала. Когда наступает время обеда, кухня в буквальном смысле закипает. Взмыленные повара носятся по узкому пространству между плитами и столами, выполняя порой несколько поручений сразу.

- Тебе интересно узнать о профессии повара? – спрашивает словоохотливая девушка – администратор. – Но что здесь может быть увлекательного. Профессия эта неблагодарная. И очень трудная. Можешь горбатиться по несколько часов. Сделаешь блюдо по правилам. А клиент останется недовольным. Все съест, но останется недовольным. Да и зарплата здесь маленькая.

Пока была на кухне, я задавала один вопрос: “Какое слово больше всего подходит для характеристики коллектива поваров?” Почти никто не смог дать ответ на него. Из опасений ли или из-за чего-то еще, непонятно. Только немолодая администратор быстро выпалила: “Пчелки”. Может быть, потому, что сторонний наблюдатель. Вообще, именно сотрудники зала с большей охотой готовы были рассказать о работе кухни.

Внезапно передо мной появляется полная невысокая веселая узбечка. Ее красные от жара глаза задорно смотрят по сторонам.

- Я приехала в Россию с семья. Меня все устраивает. Очень хорошо,
очень хорошо… - повторяет она, улыбаясь во весь рот, обнажая широко расставленные зубы. – Меня все устраивает.
- Мы все готовим сами. Даже пюре. Порошков не используем, - убеждает меня в добросовестности их работы администратор. Хотя в данном случае она немного лукавила.  Проходя мимо заготовочного отдела, я заметила, как две женщины распаковывали пачки с уже готовым пюре.

Измотанные рабочим днем, посетители столовой вяло и раздраженно заказывают невзрачный суп и свекольный салат. Временами они норовят  нахамить или сказать свое веское “фи”. Наверно, это и есть тот обломок прошлого, оставшийся после крушения СССР, когда бесцеремонное поведение было чем-то естественным. Кассир, стараясь сохранить спокойствие, из последних сил удерживает доброжелательную улыбку.

Меня обступили остальные “пчелы”.
-  У нас в основном работают приезжие из других стран и городов. И только два москвича, - рассказывает девушка – администратор, а потом радостно добавляет. – А хотите увидеть самого лучшего сотрудника?

Она ведет меня по длинному коридору и заводит в большую комнату, заставленную огромными плитами. “Вот, - показывает она на низенькую бабушку, которая мастерски размешивает тесто для вареников. – Сотрудник месяца. Доставай видео где бабуля на шпагат садится”.
 
- Почему вы выбрали именно эту профессию? – спрашиваю.
- Сама я из Чувашии. Хотела стать балериной, но решила, что лучше буду хорошим поваром, чем плохой артисткой, - делится бабуля, ее морщинистое похожее на изюм лицо застывает шутовской  усмешке.

Столовая располагается в магазине в центре Москвы. В коридоре на белых кафельных стенах расклеены фотографии главных акционеров торгового комплекса. Под снимками не хватало только надписи “Гордость нашего района”.

--Зачем это нужно? - спрашиваю шеф-повара.
- Новые работники должны знать начальство в лицо.
- А как вы стали поваром?
- В пятнадцать лет попробовал готовить у знакомого родителей в ресторане. Понравилось, решил учиться. Пока все получается неплохо.
- Что главное для вашей работы? Профессионализм или что-то еще? 
- Главное – желание, а остальное придет.


Рецензии