По нулям!

 
       - Фонетический разбор слова – по нулям! – голос Веры Семеновны был строгим, – и разбор предложения – тоже по нулям!

       - Беру этот вопрос под свой контроль – успокоила я себя и Веру Семеновну, - будем заниматься!

        Явно поторопилась.

        - Мам, ты мне поможешь? – невинный голос моего сына-пятиклассника.
        - Давай, помогу. Открывай учебник.

        У заданного упражнения был замечательный, чудесный, ласкающий взгляд и слух номер 555. Текст завершался музыкой вальса  - Паустовский!

        Диктую: «Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш». В конце предложения маленькая пятерочка – «Это правильно!» - думаю я про себя. «Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет». Маленькая двоечка после слова «ноздреватый» кажется мне не совсем тактичной. «Невозможно перечислить всё» - заканчивается отрывок. После слова «всё» малюсенькая единичка. «Ну, это - слишком!» - обижаюсь я за классика, «Если уж классики двойки и единицы получают!.. И, главное, было бы за что! А, правда, за что?»

        Все оказалось проще – для классика и сложнее – для нас, особенно для меня. Обрадовавшая меня пятерочка означала необходимость синтаксического разбора предложения, взволновавшая двойка указывала: «произвести морфемный разбор слова», а возмутившая единица призывала «произвести фонетический разбор слова».

        - Начнем с 5! Производи синтаксический разбор предложения.
        - Ну… - сын задумался.
        - Где здесь главный член предложения?
        - Крыша!
        - Почему – крыша?!
        - Потому, что с крыши все начинается!
        - В каком смысле – «с крыши»? – опешила я – что начинается «с крыши»?
        - Ну… Оттепели, ростепели…
        - А! Ну, да, правильно, оттепели, они, конечно, с крыш. Начинаются. И ростепели тоже. И капели. То есть, нет, неправильно. Крыша здесь ни при чем. Это не главный член предложения. А что это?
        - Вспомогательный член предложения.       
        - Не вспомогательный, а второстепенный. Как называется?
        - Определение.
        - Почему «определение»?!
        - Определяет, где, как, при каких обстоятельствах действия…

        Да, теперь я понимаю, что двойки и единицы, в общем-то, неплохие оценки. И «по нулям!» Веры Семеновны близко к истине…       Вспомнили мы совместно про главных. И занялись, как следует, второстепенными.   Крыша оказалась всего лишь дополнением. Усвоенный материал необходимо было закрепить.

        - Слав, придумай теперь предложение с второстепенным членом в виде дополнения.
        - «Славка принадлежит маме».
        - Так, где здесь главный член предложения?
        - «Славка».
        - Так, хорошо. А где дополнение?
        - Дополнение «мама», второстепенный член.
        - Нет, так дело не пойдет. Я не хочу быть второстепенным членом. Придумай другое предложение, где я была бы главным.
        - «Мама принадлежит Славке»!
        - И ты считаешь, что в этом предложении я - главная?! Что-то не похоже!
        - Да, а «Славка» - дополнение. Вот, смотри: «Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет»…. Это что, выходит, я –  предмет?!

       Закрепление материала зашло в тупик. Была, не была, нужно бросаться в     синтаксический разбор, как в холодную воду.
        - Давай крестики ставить, как в примере.
        - На этом предложении крест я уже поставил ….
        - Где ж ты его поставил?! Это не там! Надо стереть!
        - Вот, мамочка, а ты все спрашиваешь, зачем мне нужны нестриженые ногти… - пауза с царапающими звуками – что бы… что бы…(с неподдельным удивлением) дырки в тетрадях делать…

        На месте неправильного креста действительно образовалась аккуратная дырочка. Мы оставили неудавшийся крест и нарисовали стрелочки, над которыми сделали надписи «куда?» и «как?» и перешли к морфемному разбору слова «ноздреватый», оцененному в учебнике на 2. Морфемный разбор, несмотря на необычность названия, оказался знакомым мне разбором слова по составу, и справились мы с ним быстро.

        - Ну, что ещё?
        - «Всё».
        - Вот и хорошо, что всё.
        - Да нет, мам, еще не всё. Еще фонетический разбор слова «всё».

        Ну, фонетический разбор – это семечки: буквы, звуки, ха-ха-ха!

        - Что ты делаешь?! Разве пишется «фсё»?
        - Мам, пишется «всё», а слышится «фсё».

        «По нулям, по нулям» -  крутится у меня в голове, и я начинаю судорожно листать страницы учебника: «Позиционные чередования…» - «Это о чём?» – мелькает у меня в голове. «Орфоэпия, морфемика, орфография, служебные части речи... Пиши правильно! Произноси правильно!» - это хорошо, это правильно… Ага, вот образец разбора слова «союз»: «Гласные звуки: первый – безударный, близкий к ;а;, обозначен буквой «о»; второй – ударный [у], обозначен буквой «ю». Согласные звуки: [с] – глухой, твердый, обозначен буквой «эс»; [й'] – сонорный, мягкий; обозначен буквой «ю», [с] – глухой, твердый; обозначен буквой «зэ». В слове «союз» 5 звуков, 4 буквы». Всё!

        Всё, всё по нулям… Я не знаю, из чего состоит слово «всё», это  - всё.… Как же я отстала! И я с уважением смотрю на своего сына, пыхтящего над разбором слова «всё». Всё! Я уже ничем не могу помочь своему ребенку. Прогресс!

        А наутро я беру в руки студенческую работу и читаю на обложке: «Пояснительная записка к проЭкту на 11 клаСов».
 
        Всё!


                2005


Рецензии
Да, Наталья, всю эту белиберду валят на детские головы. Тут взрослый одуреет, а не то что ребенок. На экзамене за 9-й класс будет изложение, а потом целая портянка таких вот вопросов. Не ответишь - двойка! И ведь молчат учителя, ни словом не возразят на педсоветах. Какое-то скотское пресмыкательство перед "авторитетами"!!!

Нина Бойко   01.01.2015 19:35     Заявить о нарушении