Школоцентрическая модель и её пороки

В Советском Союзе возобладала школоцентрическая модель общеобразовательной школы. Смысл её сводился к простой формуле: школа - центр жизни микрорайона. В соответствии именно с этой моделью и стали проектировать селитебные зоны больших городов. В качестве примера можно указать на один из микрорайонов Киева, план которого взят с помощью Яндекс-карт. Синим цветом я отметил жилые и нежилые постройки, зелёным цветом детские сады и красным цветом школу в этом микрорайоне.

Простота модели заключается в том, что дети идут в школу в своём дворе, не пересекая улиц с интенсивным движением транспорта. Здание школы содержит в себе как общеучебный блок, так и набор помещений для занятий во внеурочное время - то есть по вечерам - в первую очередь это спортивный и актовый залы. Вроде бы всё очень логично и очень удобно. Таким образом по Союзу были построены десятки тысяч школьных зданий. Не все и не сразу обратили внимание на некоторые "недостатки" такой модели.

1
В первую очередь это прикрепление населения к одной единственной школе в микрорайоне. В современных высотных застройках можно встретить и два и даже три соседствующих школьных здания. Но сути дела это не меняет. Определённые дома закреплены за определённой школой. Потому что так удобно планировать и контролировать. Весь вопрос только в одном: кому удобно?
Не все и не сразу обнаруживают, что именно при таком порядке дел архитектурно-планировочное решение закрепляет безальтернативный уклад самой жизни. Мышление человека, растущего в таким образом организованной среде, формируется совершенно определённым образом. Вместо ответственного "я" формируется безответственное "мы".
"Я" - последняя буква в алфавите. И этим уже очень многое сказано.

2
Вторым пороком такой модели является отсутствие постоянно необходимого тренинга. Мне в этом смысле несказанно повезло. Ежедневно я ездил через добрую половину города в свою вторую. Естественно, не только ездил. Но много ходил и бегал. Итогом стала высочайшая тренированность к массе дорожно-транспортных ситуаций. Практика показывает, что под колёса чаще всего попадают именно не тренированные в этом отношении дети. Дети, которым приходится ежедневно преодолевать улицы и дороги, как это не парадоксально, чувствуют себя в городе достаточно комфортно и безопасно. Они превосходно ориентируются и на перекрёстках и при пересечении непонятных больших транспортных развязок, запутанных площадей, сплетения эстакад. Не теряются на дороге.
А вот дети осваивающие правила пересечения потоков машин за партой с нарисованными иллюстрациями нередко оказываются в крайне рискованных положениях на улицах города. Сельским детям т акой тренинг приходится давать в каникулярное время. А городским...

3
Третьим пороком такой модели является проблема миграции населения и адаптации вновь прибывших детей к сложившемуся коллективу и сформированной микросреде микрорайона. Практика семейных школ постсоветского периода показала, что приняв решение отдать ребенка определенному педагогу родители при перемене места жительства в пределах большого города не отказываются от своей микрошколы и вместо перемены школы меняют транспортную схему, решающуцю вопрос попадания ребенка на занятия.
Таковы внешние пороки этой модели. В следующий раз мы рассмотрим порочность этой модели внутреннюю, имманентно присущую уже именно общеобразовательной школе организованной в центре жилого массива.


Рецензии