Записки директора сумасшедшего дома

 
    Начну с анекдота. Начальник психбольницы для заключённых водит по вверенному ему учреждению комиссию «проверяющих». Водит и по песням, которые доносятся из камер, даёт пояснения. Если звучит «мурка», - здесь сидят уголовники, если «Сижу за решёткой в темнице сырой» - здесь политические, когда слышится «если радость на всех одна, то и печаль одна…» - здесь за групповое изнасилование. В этой камере сидит больной, страдающий манией величия. Он непрерывно твердит: «я король, я – король.» В этой сидел второй такой же «я – король», но его частично излечили. Поместили на ночь в камеру к первому «я – королю», и теперь он твердит: «я – королева».
А в этой камере сидит Наполеон. Только вы ему не верьте, потому что настоящий Наполеон – это я, а он – самозванец.
    Аналогичная ситуация сложилась  в нашем городском сообществе философов-любителей. «На вскидку» я могу назвать пять хорошо знакомых мне «Наполеонов», открывших миру «абсолютную истину».

  Первый в этом ряду - покойный  Диоген Синопский, (правда,  жил он в Греции две тысячи лет назад), который, вооружившись факелом, бродил по родному городу в поисках, «днём с огнём» человека. И всё безрезультатно – встречались только животные вида гомо сапиенс. 

Второй в этом ряду – тоже покойный Бакланов Владимир Дмитриевич (мир праху его).  Он, широко разведя руки, описывал ими круг и протяжно произносил: «ООО …». Его ласковое клубное «прозвище» было «отеист»; осенённый свыше, но не признанный при жизни гений. (После смерти – тоже не признанный.) Его открытие: «мир един!» так никто и не оценил.

Рядом с «отеистом» стоит Ледяев Виктор Петрович, тоже ныне покойный. (Мир и его праху.) К нему намертво прилипла кличка «Бурундук», а всё из-за остренького носика, малого росточка и суетливости движений. Сначала он тщательно скрывал от современников суть своего открытия (ну, точно, как бурундук прячет в защёчные кладовые орехи), ограничиваясь туманными намёками. Скрывал,  поскольку опасался, что его открытие украдут и заслуженная им нобелевская премия уплывёт в чьи-то воровские ручонки. В конце своей яркой жизни любителя-философа Бурундук чуть ли не насильно раздавал желающим (и не желающим тоже) краткое изложение своего открытия, надеясь быть признанным при жизни, пусть даже без нобелевской премии. И его тоже не дооценили.

Третьим в славном ряду  философов-любителей идёт Юрий Леонидович Дюбенков. (Персонаж вымышленный, поскольку герой здравствует и поныне. Слава Богу.) Клубные позывные – «Христос», даны в силу внешнего сходства. Христос - прямой продолжатель дела Диогена, он тоже ищет человека будущего. Днём с огнём. И, похоже, нашёл и назвал его «вполне человеком». К сожалению, Юрий Леонидович не даёт чётких отличительных  признаков «вполне человека», по тонким намёкам можно только догадываться, что он подобен самому «Христосу».

Четвёртым идёт «Кроманьонец» по имени Леонид Михайлович – писатель, методист разработанной им «Горней рейтинг-йоги», программы самосовершенствования человека. К человеку будущего Леонид Михайлович предъявляет более конкретные требования, чем  первый, второй и третий философы-любители.  Эти требования «Кроманьонец" обозначил аббревиатурой СМС. Расшифрую.
Первая литера «С» обозначает смысл жизни. Смысл своей жизни человек будущего видит в продлении (сохранении) на максимально возможное время жизни своей династии.  В своих публикациях Леонид Михайлович вводит для обозначения «продления-сохранения жизни» термин «долголетие».
Литера «М» обозначает масштабность мышления. Масштабность зависит от того, какого объёма социум человек будущего включает в понятие «СВОЙ»: себя-любимого, детей, жену, семью, род и так далее до «человечества» и земной Жизни включительно. (Напомню. «Свой» социум это тот социум, которому сопереживаешь, за судьбу которого чувствуешь ответственность, для благоустройства которого готов отдать часть своей жизненной силы (или всю её).
Вторая литера «С» обозначает конкретную стратегию человека будущего. Он может работать в области активного просветительства (философия, девероизация, Горняя рейтинг-йога) и глобализации.

В-пятых, это Андрей Вернерович Якуп – очередной «наполеон», решивший своей «Материалистической концепцией Мироздания» осчастливить мир. Делает это с тем же успехом как и его предшественники. Кто же виноват, что люди никогда при жизни своих современников не признают их гениальности. Андрей Вернерович назвал своего человека будущего «человеком-социумным», поставив  его качества в зависимость от соотношений «влияния» на программу сохранения человека, составляющих её подпрограммы-эго и «социумной подпрограммы».

Очень удачно, по моему мнению, сформулировала суть «человека будущего» моя случайная попутчица (зовут Лена, фамилии не знаю, геофизик) в пригородном поезде Иркутск-Слюдянка. Лена назвала его «светлым», отметив, что у «светлого» человека сбалансированы общественные и личные интересы.

    Господа «Наполеоны»! (И не «Наполеоны» – тоже!) Призываю Вас уделить внимание тесту индивидуума на «социумность» и разработать один (хотя бы один!) конкретный вопрос, ответив на который человек мог бы обозначить (пусть только для себя и только в ракурсе Вашего собственного мировоззрения), в какой точке пути по дороге к «человеку социумному» он находится. («Вполне человеку», человеку, занимающемуся «альпинизмом души») Иначе говоря, по выражению врача и философа из Кардифа Аверроэса (12 век), в какой точке каната, натянутого над пропастью, находится человек, идущий от животного к Богу. Насколько конкретный индивидуум продвинулся от состояния «животное вида гомо сапиенс» к человеку, действительно, разумному. Ваше участие необходимо для разработки теста, аналогичного тесту на определение коэффициента интеллекта индивидуума IQ. Я понимаю, что все мы сосредоточены на решении «мировых» проблем, и нам не интересно отвлекаться на «мелочи», но поверьте, для каждого индивидуума движение социума вперёд начинается с себя-любимого. Кстати говоря, разработка  теста IQS (я, качество, социумность) даёт побочный эффект. Сужу  по себе: формулируя конкретный вопрос тестируемому, я поневоле стал обращать внимание на собственное поведение в аналогичных ситуациях. И корректировать его, надеюсь, в лучшую сторону.

    Эта статья – написана с целью, привлечь внимание людей, озабоченных будущим человечества, к разработке теста IQS.
Мои собственные наработки по этому вопросу изложены в статье «Тест на социальность», на ПРОЗА.РУ.


Рецензии
Вопрос 1: Имеет ли обоснованное право человек разумный относиться с некоторой долей превосходства к животному вида "гомо сапиенс"?
Вопрос 2: Человек разумный мудр или умён?
Вопрос 3: Зависит ли разумность человека от его положения в обществе, материального состояния, образования и других социальных факторов?
Вопрос 4: Эмоционален ли человек разумный? Если да, то является ли умение контролировать эмоции безусловной составляющей его разумности? Если нет, то как расценивать отсутствие в его поведении таких эмоций, как сочувствие, сопереживание, беспокойство за близких и т.д.?
Вопрос 5: Может ли человек разумный иметь вредные привычки, вредящие, прежде всего, ему самому?
Вопрос 6: Человек разумный (с вашей точки зрения) - высокоморальное существо, или "ничто человеческое ему не чуждо"?
Вопрос 7: Возможно ли считать и дальше разумным человека, совершившего преступление под влиянием эмоций, но осознавшего свою вину, раскаявшегося и выработавшего для себя определённые нормы поведения, благодаря которым он стремится всеми силами больше никогда не навредить социуму?
Вопрос 8: Что есть разумность в вашем понимании?

Наталья Галич   21.12.2014 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей Вернерович!
Все мои вопросы, в принципе, вот о чем:
Редьярд Киплинг. Отрывок из сказки "Мотылёк, который топнул ногой".
"... Сулейман-ибн-Дауд был человек очень скромный. Он почти никогда не хвастался, а если ему случалось похвастаться, он потом жалел об этом и раскаивался.
Однажды он объявил, что желает накормить в один день всех зверей, какие только существуют на свете, но, когда он приготовил еду, из глубины моря выплыла какая-то большая Зверюга и сожрала все в три глотка. Сулейман-ибн-Дауд был очень удивлен и сказал:
— О Зверюга, кто ты такая?
И Зверюга ответила:
— О повелитель! Желаю тебе здравствовать во веки веков! Я самый маленький из тридцати тысяч братьев, и мы живем на дне моря. Мы прослышали, что ты хочешь накормить всех зверей, какие только существуют на свете, и мои братья послали меня узнать у тебя, скоро ли будет обед.
Сулейман-ибн-Дауд был страшно удивлен и сказал:
— О Зверюга, ты сожрала весь обед, приготовленный мною для всех зверей, какие только существуют на свете.
И сказала ему Зверюга:
— О владыка, желаю тебе здравствовать во веки веков! Но неужели ты и в самом деле называешь это обедом? Там, откуда я пришла, каждому из нас требуется вдвое больше еды, чтобы перекусить между обедом и ужином.
Тогда Сулейман-ибн-Дауд пал ниц и воскликнул:
— О Зверюга, я приготовил этот обед, чтобы показать всем, какой я великий и богатый царь, а вовсе не потому, что я действительно люблю зверей! Теперь я посрамлен, и да послужит мне это хорошим уроком."

Наталья Галич   21.12.2014 11:59   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наташа. Рад нашей встрече на ПРОЗЕ.

В теории жизнь разделила людей на мужчин и женщин, на существа более склонные опираться на разум или на эмоции. На практике Жизнь настолько усложнила и перепутала всё на свете, что делить людей на разумных и рациональных - бессмысленно. Всё сводится к соотношению того и другого.
Вы, например, если судить по логичности, сдержанности (Cпасибо. Помните, у Пушкина: «Учтиво, с ясностью холодной звал друга Ленский на дуэль».), за каждым вопросом стоит прицел на будущее. Так вот, повторяю, если судить по Вашей рецензии, то Вы относитесь к человеку разумному.

Но, ближе к делу.
Вопрос 1:
Имеет ли обоснованное право человек разумный относиться с некоторой долей превосходства к животному вида "гомо сапиенс"?
Ответ. Я считаю, что имеет. И дело не в том, что животное вида "гомо сапиенс считает иначе, а в том, что права не дают, их берут. Обстоятельства (Жизнь) поставили дело так, что человек разумный стоит на более высокой ступени развития, чем животное вида гомо сапиенс. Посмотрите на аналогии в растительном и животном мирах и попробуйте повторить Ваш вопрос: Имеет ли обоснованное право растение относиться с некоторой долей превосходства к минералам? И далее: Имеет ли обоснованное право животное (животное вообще) относиться с некоторой долей превосходства к растениям? И далее: Имеет ли обоснованное право человек, присвоивший себе титул "человек разумный" относиться с некоторой долей превосходства к животным? И далее повторите свой вопрос: Имеет ли обоснованное право человек разумный относиться с некоторой долей превосходства к человеку-эго? Или, в Вашей интерпретации, имеет ли право Бог рассматривать человека как раба своего? Я думаю, ответ очевиден.

Вопрос 2:
Вопрос 2: Человек разумный мудр или умён?
Ответ. Людей разумных очень, очень, очень … мало. Практически, в наше время нет. Современный человек пользуется умом и мудростью одновременно. В разных соотношениях.

Вопрос 3:
Зависит ли разумность человека от его положения в обществе, материального состояния, образования и других социальных факторов?
Ответ.
Зависит. От того, в какой конкретно среде формировалась его социумная подпрограмма самосохранения и от его биологических особенностей. От других социальных факторов - не зависит.

Вопрос 4.
Эмоционален ли человек разумный? Если да, то является ли умение контролировать эмоции безусловной составляющей его разумности? Если нет, то как расценивать отсутствие в его поведении таких эмоций, как сочувствие, сопереживание, беспокойство за близких и т.д.?
Ответ.
Современный человек, безусловно, и эмоционален, и разумен. Будут ли у человека разумного присутствовать или отсутствовать эмоции, то это вопрос не по адресу. Поживём - увидим. Может быть, какой-то намёк есть у Лермонтова: "Но есть и божий суд, наперсники разврата! ‎Есть грозный суд: он ждет; ‎Он недоступен звону злата..."
Возможно, речь идёт о беспристрастном суде, где нет места эмоциям?

Вопрос 5:
Может ли человек разумный иметь вредные привычки, вредящие, прежде всего, ему самому?
Ответ.
Человек разумный - не может, животное вида гомо сапиенс - сколько угодно. Кстати, задайте вопрос Богу: курил ли Он и выпивал ли по праздникам.

Вопрос 6:
Человек разумный (с вашей точки зрения) - высокоморальное существо, или "ничто человеческое ему не чуждо"?
Ответ.
Мне - ничто человеческое не чуждо. Но я не отношу себя ни к людям разумным, ни, тем более, к высокоморальным существам.

Вопрос 7:
Возможно ли считать и дальше разумным человека, совершившего преступление под влиянием эмоций, но осознавшего свою вину, раскаявшегося и выработавшего для себя определённые нормы поведения, благодаря которым он стремится всеми силами больше никогда не навредить социуму?
Ответ.
Я сторонник презумпции невиновности в будущем. Считать или нет человека разумным, будет зависеть от его поступков, а не от намерений. Ибо судите о смоковнице по плодам её.

Вопрос 8:
Что есть разумность в вашем понимании?
Ответ:
Правильное понимание возможных последствий своих поступков. И чужих - тоже.

Андрей Якуп   26.02.2015 05:52   Заявить о нарушении
Наташа, царь Сулейман-ибн-Дауд - это я? Хорошо приложили. Действительно, посрамлён. Спасибо. Но я ценю крепкое словцо и не обижаюсь.

Андрей Якуп   26.02.2015 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.