По следам гвардейской Таманской 2

            Первые адреса героев-гвардейцев были выяснены. Полетели письма в разные концы нашей необъятной Родины: в город Светловодск УССР, Таганрог, Ейск, Симферополь, Краснодар, Ессентуки, в станицу Ленинградскую Краснодарского края и в районный посёлок Елань Волгоградской области.
         Одним из первых откликнулся М.Ф.Лебедев.
         
 Михаил Федорович Лебедев прошёл славный боевой путь, был тяжело ранен, перенес 13 операций. Раны не сломили бойца. Он боролся против бандитизма в Западной Украине. Это были не простые бандиты, а украинцы-националисты, которым не нравилась советская власть. Вскоре они были разбиты, а ставленники Гитлера, подобно Степану Бендере, бежали за границу, где и их настигла карающая рука нашего народа.
          В феврале 1946 года по состоянию здоровья был уволен из рядов Красной Армии и вернулся в свой хутор Верхнеподпольный. Немного поработал в колхозе, а в августе того же года поступил в Азово-Черноморский институт механизации и окончил его в 1951 году. Работал научным сотрудником, преподавателем, директором, главным конструктором, заместителем главного технолога производственного объединения «Днепроэнергостойиндустрия». Михаил Федорович прошёл путь от бойца до учёного.
    


           Он писал ребятам:
         «Дорогие мои юные донцы!
         Ваше письмо вызвало во мне большую, большую радость, хотя я и получил его на больничной койке. Гвардейская Таманская мотострелковая Краснознамённая ордена Суворова  дивизия имени М.И.Калинина самая близкая и дорогая моему сердцу, так как я прослужил в ней более семи месяцев. Вы спрашиваете о моем боевом пути в годы войны и о годах послевоенной мирной жизни. Обычно на такие вопросы трудно отвечать самому, но постараюсь кое-что сообщить.
         Мой боевой путь начался в восемнадцать лет у стен нашего с вами родного города Ростова, затем Кубань, Северная Осетия, горы Кавказа. В Таманской дивизии я стал комсомольцем.  В 1943 году освобождал вместе с моими боевыми товарищами Советскую Кубань. Самыми запоминающимися останутся бои на подступах к станице Крымской, здесь бои были очень жестокими и особого накала достигли в марте и апреле 1943 года. Враг бросал против нас огромные силы, нам приходилось выдерживать по 1500 самолетовылетов в день. Особенно тяжелые бои были за хутор Голубовский.  Гвардейцы-пехотинцы и артиллеристы (я тогда был подносчиком снарядов в противотанковом артдивизионе) с честью выполнили свой долг перед Родиной и не пропустили врага. Выделить кого-либо в этом бою, мне кажется, невозможно, здесь были все герои. Бои с врагами в этот период нарастали все больше и больше, и вот 7-го мая 1943 года враг был выбит из станицы Крымской – самого укрепленного пункта немцев, который являлся их передовым рубежом, так называемой, «голубой линией» обороны немцев на Кубани.
          Спустя три месяца после взятия станицы Крымской началось наступление всех войск Северо-Кавказского фронта. Перед самым наступлением из числа молодых солдат и комсомольцев создавались ударные резервы. Такой резервный отряд   был создан и в нашем батальоне (я в то время был командиром отделения), а его командиром стал Иван Игнатьевич Фандеев (он тогда был заместителем командира батальона капитана Слободчикова). На второй день наступления на моих глазах был ранен в обе ноги самый близкий мне тогда человек, Иван Игнатьевич Фандеев. А через пять часов и меня ранили в ногу. Лечился в госпиталях Краснодара, Сочи, Свердловска и Челябинска. Когда меня вылечили, я оказался негодным к строевой службе и уже не вернулся к своим товарищам. В сентябре 1944 года меня как нестроевого направили в полк особого назначения по ликвидации бандитизма в западных областях Украины».
         Ребята с большой заинтересованностью отнеслись к письму бывшего односельчанина. Завязалась переписка. Ребята узнали, как в одном из боёв М.Ф.Лебедев попал в плен, в котором пробыл семь дней. Он дважды бежал. Второй раз побег был успешным  благодаря простой казачке. Она укрыла его на три дня, рискуя при этом и своей жизнью и жизнью своих двух маленьких детей. М.Ф.Лебедев знал её имя и имена двух её сестер, долго их разыскивал и в 1971 году нашел. В 1972 году отправился к ним, чтобы поблагодарить за своё спасение. Встреча была радостной и до глубины души трогательной. Звали эту женщину Евдокия Ивановна Кракотец, и проживала она в хуторе Копанском Краснодарского края.  М.Ф.Лебедев считал её своей сестрой и поддерживал с ней самую тесную связь. Тесная связь у ветерана установилась и с учащимися Копанской неполной средней школы, у которых М.Ф.Лебедев являлся почётным пионером.
      

   


Рецензии