По следам гвардейской Таманской 3

Вскоре пришли письма от других ветеранов Великой Отечественной войны. С интересом знакомились ребята с письмами ветеранов, в которых те рассказывали о своём боевом пути  в составе   2-ой  гвардейской дивизии.
         Финько Антон Антонович начал войну 27 июня 1941 года.
          Свой первый бой А.А.Финько принял, обороняя г.Витебск. Затем были тяжелые бои за Смоленск, где противник понес большие потери в живой силе и технике. После взятия  Смоленска фашистские войска устремились к городу Ельня. Этот район окружен командными высотами, покрыт сплошным лесным массивом. Однако противник, не считаясь с огромными потерями в живой силе, продвигался вперёд и овладел г. Ельня. Здесь наступление немецких войск было приостановлено мощными контрударами  Красной Армии. Войска противника должны были захватить Ельню и двигаться на Москву, для чего были сосредоточены отборные войска СС, вооруженные сильнейшей боевой техникой.
           4 сентября 1941 года командующий 24-ой армией генерал Ракитина  отдал приказ всем войскам Ельнинского направления, в состав которых входил и 395 стрелковый полк, где проходил службу А.А.Финько, перейти в решительное наступление, разгромить противника и взять г.Ельню. 395 стрелковым полком командовал в то время подполковник Бабаджанян, ставший позже маршалом бронетанковых войск, награжденный Золотой звездой Герой Советского Союза.  Лейтенант Финько командовал противотанковой батарей.
          Во время тяжелых боев за освобождение г.Ельни  лейтенант Финько находился со своей батарей на передовой вместе с пехотой. Полковой комиссар Пивоваров подал команду: «Вперед, дорогие товарищи, Родина нас не забудет!»  Все с криками ура бросились вперед. Противник контратаковал, пустив со своими солдатами танки. Завязался тяжелый бой. Были подбиты два немецких танка. Командир батареи был ранен в руку, но не оставил поле боя, а продолжал поддерживать артиллерийским огнем красноармейцев, уничтожая живую силу противника. Лейтенант Финько оставался в строю до полного освобождения города Ельни. 
          8 сентября 2-ая гвардейская дивизия по железной дороге была переброшена на Глуховское и Курское направление, где гвардейцы вели упорные бои с противником. Позже 2-ая дивизия вошла в 40-ую армию Юго-западного фронта, а с марта 1942 года 56-ую армию Южного фронта и вела бои в Таганрогском и Ростовском направлении.  Во время ожесточенных боев под Таганрогом, возле села Политоотдельское, 20 апреля 1942 года А.Финько ранило в голову и контузило. Вначале его отправили в г.Ростов, а затем эвакуировали в Армавир. Затем были госпитали городов Пятигорска, Нальчика, Орджоникидзе. В Орджоникидзе молодой офицер не только проходил курс лечения, но и был комендантом Затеречного района.
          В январе 1943 года после излечения возвратился в свою дивизию и был назначен командиром гаубичной батареи 3-го дивизиона 21 гвардейского артиллерийского полка.
            В это время шли бои за освобождение Кубани.  В марте  была сильная распутица, что сильно затрудняло движение войск. Особенно тяжело было с материальной частью, орудиями и боеприпасами. Но несмотря ни на какие трудности гвардейцы наступали по пятам противника до самой Голубой линии, до станицы Крымской. В связи с выгодными условиями местности, господствующей высоте 121,4,  противнику удалось занять оборону и продержаться до 15 сентября 1943 года.
          Возле станицы Крымской проходила железная дорога, и по ней можно было бы подвозить живую силу и технику, однако для этого необходимо было овладеть железнодорожным мостом. Чтобы решить эту задачу, была создана комсомольская штурмовая группа под командованием А.Финько.
          Днем, 29 апреля, на опушке леса для получения приказа по выполнению важного задания были собраны командиры взводов   вместе с командиром штурмового отряда. Были определены действия каждого взвода в установленных направлениях, время снятия постов и немедленное закрепление занятых рубежей. А.Финько сам находился в первом взводе, действовавшем на основном направлении. И в ночь под 30 апреля, согласно поставленной задаче,  гвардейцы- комсомольцы заняли железнодорожный мост. В дальнейшем этот мост все время находился в наших руках, что сыграло большую роль в продвижении нашей боевой техники.
          За проявленный героизм, мужество и отвагу комсомольцам-гвардейцам, участвовавшим в данной операции, командованием полка была объявлена благодарность.  Многие были представлены к правительственным наградам.
          При подготовке прорыва Голубой линии А.Финько было приказано скрытно вывести по подготовленным заранее путям передвижения орудия, выбрать выгодную боевую позицию и подготовить данные для стрельбы прямой наводкой. Орудия было выдвинуты в район пехоты, чуть правее высоты 121,4, и замаскированы. По приказу начальника группы артиллерии орудия были мгновенно выведены для стрельбы прямой наводкой. Своим огнем они уничтожили те огневые точки противника, которые не могли быть уничтожены пехотой. Затем под огнем противника были отведены на заранее подготовленные позиции, где и встретили появившиеся немецкие танки. Атака гитлеровцев захлебнулась.
          После прорыва сильно укрепленного района Голубой линии наши войска  освободили Таманский полуостров и вышли к керченскому проливу. 3 ноября 1943 года 1-ый и 6-ой стрелковые полки с Темрюкского порта высадились на крымскую землю. Пришло время освобождать Керченский полуостров. В этот день был сильный шторм, который доходил до восьми  баллов. При таких погодных условиях артиллерия переправляться не могла, и она вела огонь с косы Чушка. Когда 4 ноября шторм утих, наша артиллерия под огнем противника стала переправляться на Керченский полуостров.  После переправы орудия заняли место в боевых порядках пехоты и начали вести огонь, чтобы развить наступление. В дальнейшем пехота приостановила свое продвижение и заняла оборону. Батарея А.Финько заняла огненную позицию в полутора километрах севернее  высоты 115,4, которая находилась справа керченских катакомб.  Наблюдательные пункты некоторых батарей, в том числе и А.Финько, были на самой высоте 115,4, всего в 100-150 метров от пехоты противника.  Противник решил уничтожить  наблюдательные пункты и атаковал высоту. Не теряя времени, А.Финько вызывает огонь на себя и по пристреленному реперу №3 дает приказ первому орудию открыть огонь и уничтожить наступавших фашистов. Остальные командиры батарей, чьи НП находились на этой же высоте, вели огонь своих батарей по наступающему противнику с фланга. Эти решительные действия позволили ликвидировать угрозу окружения  высоты 115,4.
          24 апреля 1944 года наши войска прорвали оборону и вели наступление до самой Сапун-горы, которая была взята штурмом 8 мая. Этот был наиболее укрепленный район перед Севастополем, и 9 мая Севастополь был освобожден. В плен было взято много живой силы противника,  его боевой техники.
          После освобождения Крыма 2-гвардейскую дивизию  перебросили на Западный фронт по направлению Литвы, Латвии и Восточной Пруссии. Победу гвардии капитан встретил 9 мая в городе Кенигсберге. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-ой степени и пятью медалями.
          Боевые подвиги и примеры храбрости противотанковой батареи лейтенанта А.А.Финько отмечены в Гвардейской Таманской книге, страница 40.


Рецензии