Никто не забыт

Никто не забыт.  (Рассказ в письмах)

Просматривая списки солдат, погибших в Великую Отечественную войну, нашёл строку со знакомой фамилией:
Краснопеев Григорий Степанович, 1912 года рождения, гвардии рядовой, умер от ран 16.07.1943 года в 82-м отдельном медицинско-санитарном батальоне. Похоронен в с. Манаенки, Арсеньевского района Тульской области.
Это родной дед моей жены, со стороны матери. В семье хранятся несколько листочков и треугольников, написанных в промежуток от осени 1939 г. до 12 июля 1943 г.  Это реальные следы той эпохи, грозной, страшной, и уже такой далёкой. Перечитаем некоторые письма.
Необходимое пояснение:
Григорий Степанович Краснопеев родился и жил до 1939 г. в селе Ворогово Ярцевского (сейчас – Туруханского) района Красноярского края. Это таёжное село на берегу великого Енисея, находится на 61 градусе с.ш., в 600 километрах от Красноярска. Население живет охотой, рыбалкой, и до сих пор ведёт, большей частью, натуральное хозяйство.
Григорий был арестован в 1939 г. и осуждён на 5 лет лагерей за некое «экономическое» преступление. Впрочем, общеизвестно, что сталинский режим, таким образом, составлял себе трудовые армии бесплатных работников и потенциальных солдат. Краснопеев Г. С. был женат на Соколовой Марии Ивановне (1906-90) и имел дочь Розу (1938 г.р.)  Им писались эти письма. Орфография, по возможности, сохранена.
Письмо от 28 октября 1939 года:  (написано химическим карандашом на  четвертушке листа разлинованного от руки -   Абанская колония.  Арматурный список на выдачу спецодежды за январь 36 г.  в т.ч.:  сапоги, рубах нательных, кальсоны, сукно темносинее
«- Добрый день дорогие мои Маруся Роза Мама Мариша Шура Миля Юнриф (сестра, её муж, два их сына – Авт.)
Шлю сердечный привет и желаю всего хорошего сообщаю что я работаю в Абонской
колонии на треттим участке на строительстве
Маруся я писал послать кой-что низнай получила
или нет письмо ежели не послали посылку то пошлите
пару белья верхнуя рубашку свитр брюки
старые заплат для починки варешки ежели есть верхние
хоть брезентовые. Сахару масла немного махорки 6 шт.попирос
дешовых 5 пач сухорей немного здесь достать негде
деньги есть а купить негде. Пишите какие у вас есть
новости чем занимаетесь. Я в колонии из наших (из села Ворогово – Авт.)
один остальные остались в Красноярске, а сейчас незнай
где. Маруся еще пошлеш бумаги писчей Конвертов
марок на рубль спичек 2 пач. и замочик
пока все целую Гриша   28/X 39 г.
заплатки для починки рукав у тужурки»
*


На  обороте продолжение:
Маруся я пишу тебе четвертое письмо и петру писал и Степо-
ниде писал низнай получили или нет
Маруся сейчас в колонии идет большое строительство
строят фермы больницы ясли есть разговоры что
все сельхоз колонии переходят в мясо
совхозы а заключённых с малыми строками
будут освобождать а большие строка снижать
и работать будут вольно в
совхозе в 1940 году обезательно переведут. ещё
Маруся подищи опытного человека чтоб смок
написать жалобу в верховный суд РСФСР

Письмо от 21 декабря 1939 года:  (написано на половине тетрадного листа в линейку)
«- Добрый день дорогие мои Маруся Роза Мама шлю
сердечный привет передайте привет Шуре Марише Миле Юндрику
привет Петру Леонтию Георгию (братья Григория – Авт.) Маруся сообщаю тебе что письмо
твое получил 20/XII 39 г. в 8 часов вечера за которое очень благодарю
и которое меня очень обрадовало читал его несколько раз и еще
обрадовало что Розочка стала бегат и стала разговаривать
работаю Маруся тамже в Абонской с/хоз колонии сейчас на ц/участки
на распиловки за ноябрь получил 77 р а за те месеца не выдовали
переведу тебе Маруся рублей 100 Маруся ежели буду работать на
распиловки то буду помогать тебе потому что на рапиловки
больше всех работ получаем получил фуфайку ватнуя и брюки
Маруся ты пишеш что хотиш поступить работать разездным
инспектором но я незнай как я думаю что это для тебя
будет очень тяжело все время на морозе в разезде веть это
беспокойство а второе Роза будет скучать лучше на месте подыскать
какуянибуть работу хочется Маруся повидаться с вами но особенно
посмотреть на Розочку как она миленькая бегает ну ничего
буду стараться работать чтоб поскорее освободиться. Пиши
Маруся как вы живете какие новости с приветом
Целую ваш Гриша     21/XII 39 г.
*

Письмо от 18 февраля 1940 года:  (написано на пол - листа в линейку)
«- Добрый день дорогие мои Маруся Мама и Розочка миленькая
дочка шлю сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жи-
зни передайте привет всем родным и знакомым вопервых сообщаю Маруся
что письмо от тебя получил третье которое было писано 26/I 40 г. получил
13/II 40 г. и телеграмму получил 14/II 40 г. в том что вы получили мои деньги
 подпись в телеграмми мама низнай почему или же Маруся где в отлучки
или же просто так январь месяц стояли сильные морозы сейчас по
теплило работаю Маруся все там же на 3-м участки на распиловки все пос-
тарому посылку вещевуя получил а с продуктами еще не получил низнай
в чем дело ждал ждал а сейчас уже и нет надежды или же где
затерялась или же просто в виду перегрузки где лежит на почте
с питанием по старому как и было как пильщикам добавляют всех
продуктов на 40% прикупал сало свиного мяса но очень дорого сахару
за все время получили 600 грамм потому что негде достать. Сейчас
Маруся хоть есть чем заняться в свободное время прочитываю по несколько раз ваши
письма радует меня то что Розочка бегает и разговаривает просто были
бы крылья слетал бы повидаться с вами Маруся писала что хотела
послать посылку ежели будет возмоность то пошли чтонибуть
 из продуктов из одежды и обуви мне не нужно пока всего есть
пошли бумаги писчей корондашей химических штуки две марок
хоть рубля на два возможно еще придется куда писать пошли
с Розочки и свою фотокарточки мне все с вами будет веселее
Сегодня выходной написал пять писем Нестерову Попову Пал.
Степониде, Георгию и тебе Маруся пока все Марусенька
пиши как вы живете кокие новости чем занимаетесь
Крепко целую Марусю и Розочку. Жду ответа Гриша   18/II 40 г.
Сегодня 21/II 40 г. получил от край прокурора ответ в том что он
мою жалобу направил Туруханскому прокурору на пересмотр
а от верховного суда еще ответа нет все


Письмо от 29 марта 1940 года:   (на четвертинке простого листа)
«- Добрый день дорогие мои Маруся Розочка Мама шлю
Сердечный привет и желаю всего хорошего передайте привет
Всем родным и знакомым  Вопервых Маруся сообщаю что
Посылки получил оби одну 24/III 40 и вторуя  25/III 40 г в семь часов
вечера за которые очень и очень благодарю за то что биспокоишся
обо мне миленькая моя теперь я потправлюсь хватит месеци
на два а там видно будет я уже послал два письма как
получил посылки и посылаю третье и еще получил самое
главное 28/III 40 г.  получил письмо и приеала моя Миленькая дочка
ко мне теперь мне с Розочкой будет веселее каждуя свободнуя
минуту все рассматриваю ее какая она миленькая большая
стала и самое главное всемирная красавица и немогу понять
Маруся ты пишешь что не пошлеш свою карточку потому что обижа-
Ешся на меня низнай что я тебе так опротивил или что я зделал пло-
Хое для тебя я все время старался для тебя миленькая Маруся но
Низнай на что обижатся но Маруся работаю на старом месте
Все постарому пиши Маруся прописывай все как живете

Письмо от 20 мая 1940 года:
«-Добрый день дорогие
Маруся Розочка шлю
сердечный привет и
сообщаю что кудато
 строчно собирают
наверно в итап       (этап-?)
где буду потом сообщу
время нет целую
                Гриша  20/V 40
Необижайся Маруся ежели долго
не будет ответу как доеду то сообщу»

Письмо написано на  обороте короткой ведомости, разлинованной от руки:

Список на дополнительный хлеб
Пильщикам 3-го участка
№ п/п
Фамилия Имя Отчество
Вес

1
Краснопеев Г. С.
0,500 гр

2
Юдин Ив. А.
0,500

3
Попов Т. М.
0,500

4
Чернов В. К.
0,500

5
Потапов Д. М.
0,500

6
Снопченко А. Е.
0,500

7
Белаев Г. Ус.
0,500

8
Колпоков А.
0,500


                Всего
4 килог


Письмо от 12 июня 1940 года:  (написано на обрезанном листе обёрточной бумаги)
«-Добрый день дорогие мои Маруся Розочка Мама
шлю я вам свой сердечный привет и привет всем остальным и
знакомым Вопервых Маруся сообщаю что мы доехали до места
12/VI 40 г. до города Котлас и от Котласа 40 километров в тайгу
где начинаем работать в лагере проводим железнуя дорогу на
север приступаю работать 13/VI 40 г. нагружать землю на вагоны
за дорогу ослаб ехали 22 дня а сейчас пока ничего по пути
были остановки в Красноярски на станции стояли двои суток
пока новостей нет что будет дальше напишу еще Маруся
ежели есть возможность то пошлите посылки из продуктов
передай от меня Петру ежели добывает рыбу то пущай
завялит стерлятки три четыре из одежды и обуви
мне ничего ненужно пока есть все махорки штук 10 бумаги
писчей ниток для починки пиши Маруся как вы живете
чем занимаетесь какие новости
Мой адрес  Архангельская область Сольвычиговский район
пос. Каряжма  поч-ящик № 219/3 Ж   пока все
Крепко целую Розочку Марусю
Ваш Гриша   12/VI 40 г.
адрес  Архангельская область Сольвычиговский район пос. Каряжма  п/я  № 219/3.  Ж
сейчас Маруся я отехал далеко пять тысяч
километров от Красноярска
*

Письмо от 27 июля 1940 года – по штемпелю:  (написано на листе обёрточной бумаги, сложенной треугольником)
«22/VII 40 г. - Добрый день дорогие мои Маруся Розочка Мама шлю я вам свой сердечный
привет и желаю всего хорошего еще передайте привет всем родным и знакомым вопервых
Маруся сообщаю что я уже с 12/VI 40 г. послал три письма но ответу дождаться не могу
незнай получили или нет писал Петру и Георгию (братья Григория – Авт.)
и не кто не отвечает. Работаю Маруся
на старом месте на земленных работах делаем насыпь для железной
дороги за последние дни чтото желудок заболел врач признает что катар
желудка работаю пока ничего Маруся ежели будет возможность то насуши
сухорей хоть пшеничных а то от черного хлеба хуже получается болесь два раза
выписывали мне сухорей через больницу получил два кила пошлите еще
чтонибуть из продуктов и из жиров хоть немного пока все пиши Маруся
как вы живете чем занимаетесь какие новости с приветом к вам
крепко целую ваш  Гриша
Мой адрес  Архангельская облость Сольвычиговский район пос. Коряжма п/я 219/3-Ж
*

Письмо от 7 сентября 1940 года – по штемпелю Усть-Ухта Коми АССР и 27 сентября 1940 – по штемпелю Ворогово:  (написано на листе обёрточной бумаги, сложенной треугольником)
 «30/VIII 40 г. - Добрый день дорогие мои Маруся Розочка Мама шлю я вам свой сердечный
привет и желаю всего хорошего еще передайте привет всем родным и знакомым
Вопервых Маруся сообщаю я что я сейчас на новом месте работаю переехали
на 700 километров дальше строим эту же дорогу на старом месте закончили
работаю на земленных работах здоровее пока ничего улучшилось болел дней
пять животом а сейчас пока не чувствую пришли на место 15/VIII 40 года
ехали пораходом трое суток по железной дороге ехали и на афто
машине и два дня шли пешком до места по тайге
остальное все по старому писал я вам с 34-го лаг/пункта несколько
писем низнай получили или нет нимогу дождатся ответу пишите
как вы живете чем занимаетесь как Розочка живет наверно уже
большая стала миленька не обижайся Маруся что долго не писал потому что
незнал определенного места пока все крепко целую Марусю Розочку ваш
Гриша
Мой адрес Коми С.С.Р.  п/о Усть-Ухта  Сев-Жел-дор-строй
10-го отделения 1-ой Колоны. получ. Краснопееву

От следующего письма сохранился только конверт – самоклееный, из грубой бумаги, 
один угол погрызен крысами. На внутренней стороне конверта табель: квадраты-выхода на работу, фамилии. Фамилии видны не все: Краснопеев, Чернов, Соловьев, Усков, Сорокин, ?, Аршинов, Овчаров, Шереметьев, Гаврилов, ?, ?.
Письмо от 25 февраля 1941 года – по штемпелю отправления.
Кому   Красноярский край Туруханский район с. Ворогово
Получить   Соколовой Марии Ивановне

 Отпр   Коми АССР  п/о Кожва  п/я 220/5  3-го отдиления Колона №67
             Краснопеев Григорий Степанович
*


Следующие письма датированы уже 1943 годом.
Письмо от 16 марта 1943 года – по штемпелю. Полевая почта №492
   Красноярский край Ярцевский район с. Ворогово
     Соколовой Марии Ивановне

    Полевая почта  492 часть 68
             Краснопеев Гр. Ст.
 «?/III 43 года - Добрый день дорогие мои Маруся Розочка Мама шлю я
вам свой сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей
жизни еще передайте привет всем родным и знакомым.
Вопервых Маруся сообщаю я вам прибыл на место 11/III 43 года
сейчас обучаемся живу пока ничего здоров. Освободился из
лагеря 1/I 43 года в лагере работал слесарем по
ремонту авто-машин проходил курсы двух месячные на шофера
но не докончил в виду переездки на другое место
курсы проходил в августе 1941 года пока все мой адрес
Полевая почта 492 часть 68  Пишите как вы живете чем
занимаетесь с приветом к вам целую ваш Гриша
*


Письмо от 3 мая 1943 года – по штемпелю. Полевая почта   (написано на почтовом листке)
                Смерть немецким оккупантам!
Куда   Красноярский край Ярцевский район село Ворогово
Кому     Соколовой Марии Ивановне

Адрес отправителя:    Полевая почта  57396 И
             Краснопеев Григорий Степанович

Арт.  МГ 42-5293                цена 4 коп.
             Тип. «Москопромпечать» по заказу Московской конторы Главбумсбыта
*

На обороте:
 «1/V 43 года - Добрый день дорогие мои Маруся Мама и милая
Дочка Розочка шлю я вам свой сердечный привет и поздровляю
с праздником первого мая еще предайте привет всем родным
и знакомым вопервых Маруся сообщаю я вам что я жив и
здоров пока еще обучаемся в военной подготовке. Новостей
пока нет никаких все по прежнему знакомых не вижу не
кого пишу я вам письма часто пишу на всех но
ответа не откого дождатся не могу хотьбы Маруся телег-
рамой сообщила как вы живете и кто есть дома пишите
чем занимаетесь как Розочка сибя чувствует как Енисей прошел
как рыбачите мне очень скучно без рыбы как из дома еще свежей
рыбы не едал пишите все мой адрес Полевая почта 57396 И
с приветом к вам целую ваш Гриша
*

Письма Григория Краснопеева простые, безыскусные, искренние. Они пронизаны тоской обычного человека оторванного от родимого села, от родных и близких. В письмах из лагерей, из бараков и казарм, ощущается тоска по вольной жизни, по широкому Енисею-кормильцу, по тайге. И по любимой дочери, которая без отца растёт, делает первые шаги, лепечет первые слова.
Любовь к жене, к маленькой дочке в письмах выражаются буквально двумя словами: «целую» и «миленькая». Это говорит лишь о скромности, о целомудренности Григория. И также беззаветно, трепетно, без красивых слов он любит свою Родину.  Пусть и суровую к своему сыну, но всё равно родную. И человек, выдернутый из нормальной жизни жестокой государственной системой, страдает, тоскует, но безропотно выполняет самую тяжёлую работу, идёт на мучения и даже смерть.
И вот последнее письмо, написанное на четвертушке тетрадного листка в линейку, без штемпелей. Видимо, прислано вместе с похоронкой.
«12/VII 43 года - Добрый день Маруся Мама дочка Розочка шлю я вам
свой сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни
Вопервых Маруся сообщаю я вам что я жив и здоров до сего
время обучаемся а сейчас подготовляемся в наступление на
разгром врага Маруся сколько не пишу я вам писем но
ответа дождатся от вас не могу низнаю как вы живете
Пиши Маруся как вы живете чем занимаетесь мой адрес
Полевая почта 57396 И пока все крепко целую Марусю
Розочку с приветом к вам ваш Гриша
*

12 июля 1943 года на северном фасе Орловско-Курской дуги советские войска начали наступательную операцию «Кутузов». На правом фланге Брянского фронта ( командующий генерал-полковник М. М. Попов) действовала 61 армия генерал-лейтенанта П. А. Белова. От города Белев, через реку Ока на город Болхов, превращённый фашистами в сильнейший опорный пункт, наступала 76-я гвардейская стрелковая дивизия (ныне – 76-я Псковская десантно-штурмовая дивизия). В составе этой дивизии был танковое подразделение, где служил  гвардии рядовой Краснопеев.
Григорий Степанович Краснопеев не совершил больших подвигов, да и участвовал только в одном бою. Но он прожил свою кроткую жизнь, в то нелёгкое время, честно, достойно, и отдал её за Родину, за нас, потомков.
Вечная слава русскому солдату!


Рецензии
Слава и вечная память героям! Можно одну правку? Но он прожил свою кОроткую жизнь..

Наталия Незнакомкина   15.04.2023 08:54     Заявить о нарушении
Спасибо! Правку принимаю )

Сергей Малухин   16.04.2023 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.