Глава - 4. Компартия Индонезии

           О коммунистической партии Индонезии.


           Большая и, к сожалению, частая ошибка молодых коммунистических партий - считать, что если они коммунисты, то должны совершать социалистическую революцию всегда и везде, независимо от конкретных обстоятельств времени и места, иначе, мол, они перестанут быть коммунистами.

     Разумеется, это не так. Совершение социалистической революции - лишь конечная цель коммунистической деятельности, а к ней, в зависимости от обстоятельств места и времени, ведут определённые стадии. На каждой из стадий, предшествующих последней, коммунисты имеют свою, конкретную, необходимую именно на этой стадии, задачу, и надо выполнять именно её, не забегая вперёд, не только не ставя в повестку дня задачу самой последней, непосредственно социалистической, стадии, но и не замахиваясь на те промежуточные задачи, которые встанут перед ними на других, последующих, стадиях.

     Задачи каждой из стадий должны, во-первых, вытекать из уровня зрелости общества на этой стадии, а во-вторых, должны выполняться так, чтобы обеспечить переход к следующей задаче и в конечном счёте - к последней, завершающей.

     Вот почему молодым и не в меру "коммунистическим" коммунистам следует прежде всего всмотреться в текущую стадию, понять её место в долгом пути к социалистической революции и действовать в соответствии с именно её требованиями, а не в угоду своим нетерпеливым мечтам.

                (Подобная ошибка очень широко распространена и в среде нашей сегодняшней "левой" молодёжи. Многие полагают, что чем громче и прямее самовыразиться, тем революционней. Они забывают, что революционная политика - это наука, такая же наука, как, скажем, физика, химия, математика; в ней есть свои законы и теоремы. Революционная политика - это не прямолинейные радикальные возгласы, а ежедневное мучительное решение сложнейших политических уравнений. Сложнейших систем уравнений - я бы даже так сказал. Когда Ленин, говоря о задачах коммунистической молодёжи, призывал её прежде всего учиться, он знал, что говорил.)

            Но из сказанного вытекает и возможность другой, противоположной, ошибки. Коммунистические партии молодых освободившихся от старого колониализма стран могут возложить на лидеров национально-освободительного движения гораздо большие надежды, чем те объективно заслуживают. Коммунистические партии могут таким образом превратиться в послушный "хвост" радикальной мелкой буржуазии, разделить её иллюзии и, следовательно, неизбежно потерпеть крах вместе с крахом этих иллюзий.

            Очень трудно найти единственно верную линию в условиях таких специфических обществ, таких специфических процессов, глубокий разбор которых ещё не найдёшь ни в каких марксистских книжках. Для выработки правильной линии надо задействовать ум и опыт всего мирового коммунистического движения. Роль авторитетных международных коммунистических органов здесь чрезвычайно велика.

     Как неприятно бывает читать, когда какой-нибудь сегодняшний студент, набив свою голову очень разношерстной и зачастую дешёвой "интернетовской" левизной, высокомерно даёт рекомендации по сложным историческим процессам в Азии или Африке. На самом деле всё это ох как непросто, и даже у сильных местных компартий вероятность ошибок неизбежно очень и очень высока.

                * * *

            Разбор достоинств и недостатков политики индонезийских коммунистов имеет очень большое значение. Правильный анализ их деятельности позволит применить  положительный и отрицательный опыт этой деятельности при изучении подобных процессов в других странах так называемого "третьего мира".  Какие-либо ошибки или погрешности в выводах по этой теме поведут к ещё большим ошибкам во всей дальнейшей работе.

     Вот почему нельзя подходить к этой задаче поспешно и поверхностно. Казалось бы, имеется много текстов с выводами по этой теме, но ознакомление с ними показывает преобладание в них различных искажений, односторонностей или неаккуратной торопливости. Часто отсутствует глубокая основательность. Нередко отсутствует действительная правда. Явное происхождение многих таких текстов от официальных советских толкователей очень портит их качество, ведь оценка ревизионистской КПСС индонезийских событий была очень двуличной и, конечно же, совершенно не марксистской.

    
                ---
         
            Довольно понятным является факт активнейшего участия коммунистов в антияпонской и антиголландской  национально-освободительной борьбе. Нельзя не признать одним из самых важных результатов этого участия образование у компартии собственных вооружённых подразделений.
       
     Более-менее ясны и события 1948 года, когда спровоцированные реакционной буржуазией коммунисты выступили в неблагоприятных обстоятельствах и были разгромлены, потеряв руководящие кадры и свои вооружённые формирования.
       
     В последующем тексте нужно разобрать вопрос об отношении компартии к сукарновской политической линии и о практическом сотрудничестве с его властью. Насколько верны упреки в чрезмерной доверчивости коммунистов, в переоценке ими сукарноизма?
    
     Обязательно нужно рассмотреть работу коммунистов по созданию сильного фактора организованных низовых масс и по верному сочетанию легальности и нелегальности.
    
     Очень важно ясно понять, чего они хотели и как собирались этого достигнуть, и суметь правильно сопоставить это с тем, чего надо было хотеть и как надо было этого достигать.
    
     Позиция КПСС и влияние её на индонезийскую компартию в 50-х (влияние, как представляется, отрицательное), а также позиция китайской компартии по отношению к Индонезии в 60-х - это тоже вопросы, без которых не обойтись в этой теме.
    
     Причины краха сукарноизма в 1965 г. и причины одновременного катастрофического разгрома индонезийской компартии должны быть поняты как можно более глубоко и правильно.
      
     Только после полной ясности во всех этих вопросах можно будет завершить тему правильными итоговыми выводами, обобщающими этот очень поучительный исторический опыт.

                * * *
      
            Чтобы уверенно судить о процессах какого-либо общества, нужно его достаточно хорошо знать. Об обществах, отстоящих от нас так далеко и географически, и по времени, мы можем высказаться лишь предположительно, стараясь при этом не допустить слишком уж грубых ошибок.

     Очень специфическое и далёкое от нас индонезийское общество 50-х - начала 60-х  тем не менее должно быть нами рассмотрено с точки зрения правильности или неправильности действий его революционных сил. Что ж, попробуем, насколько это возможно, разобраться в этом вопросе, рассуждая очень осторожно, без совершенно ненужной здесь самоуверенной категоричности.

            Итак, ранее мы пришли к выводу, - и этот вывод, по-видимому, правильный, - что индонезийское общество того времени ещё не накопило объективных оснований для качественного антиимпериалистического процесса. С точки зрения исторического материализма, упрекать лидеров того национально-освободительного движения в непереходе к мерам полноценного антиимпериализма, вероятно, так же нелепо, как упрекать воду за то, что она не закипает при 50°С.

            Мы также пришли к выводу, что вопрос о социалистической революции тоже ещё не стоял в повестке дня той Индонезии, - крайне отсталого, полуфеодального общества, только-только выходящего из старого колониализма.

            В этих условиях преобладали, - и не могли не преобладать, - такие стремления большинства, которые в любом случае (выражают ли их прямо, открыто или одевают в одежды "мелкобуржуазного социализма") ведут в конечном счёте  к обычному многособственническому капитализму.

     Да, Индонезия пришла в конце концов к обычному капитализму. Однако мы отнесли ту Индонезию не к первому, а к третьему варианту развития в силу ряда особенностей в её тогдашних условиях.

    Особенности эти заключались в таком раскладе, когда политического всевластия не было ни у коммунистических, ни у капиталистических сил. Поначалу сильной крупной буржуазии, явно выделяющейся из общества и господствующей над ним, ещё не было, и резко оформленное капиталистическое классовое разделение ещё не сложилось. Влияние же коммунистической партии, бывшее довольно сильным в 20-х годах, чрезвычайно ослабилось после сокрушительного разгрома неудачного восстания в 1926 году и огромных военных потерь во время японской оккупации в 40-х. Вот почему национально-освободительное движение оказалось возглавленным политическими организациями мелкой буржуазии, естественно, довольно пёстрой по взглядам и видевшей перспективы Индонезии по-разному.

    Очень большая часть буржуазного общества видела перспективу Индонезии на обычном капиталистическом пути в экономическом и политическом сотрудничестве с западным капитализмом. Эта часть неуклонно усиливалась. Очень заметно восстанавливалось и влияние компартии, объединившей ряд других левых организаций и приобретавшей, благодаря социальным лозунгам, всё большую популярность у широчайших слоёв бедноты.

    Хотя группа Сукарно, проповедовавшая "мелкобуржуазный социализм", формально занимала руководящие позиции, но фактически вопрос о реальной власти ещё не был определенно решён, и для сохранения своего формального руководства в условиях нарастающих распрей "правых" и "левых" сукарновской группе приходилось постоянно балансировать между теми и этими .

    Вот почему такую Индонезию, несомненно не относившуюся ни к первому, ни ко второму вариантам и находившуюся под некоторыми притязаниями империалистических держав, мы относим к третьему варианту развития, хотя и не в достаточной степени оформившемуся.

            Вот в такой сложной ситуации и предстояло индонезийским коммунистам правильно поставить задачу данного этапа и найти правильный путь её выполнения.

    Если бы в национально-освободительной борьбе они обрели политическую власть, задачей, как уже говорилось, было бы поэтапное опосредствованное переустройство общества в направлении к социализму. Если бы власть определённо находилась в руках крупной капиталистической буржуазии и страна прямо и непосредственно входила бы в обычный капитализм, задачей была бы известная коммунистическая деятельность в низовых массах капиталистического общества, подготавливающая будущую социалистическую революцию. Если бы, наконец, внешние обстоятельства, - грубые притязания империализма, - вызвали бы движение общества к радикальному антиимпериалистическому противостоянию, задачей было бы максимальное содействие организации подлинно антиимпериалистической государственной и экономической системы в союзе с другими антиимпериалистическими силами общества.

     Но какова должна быть задача в той, в реально существовавшей, довольно специфической ситуации в Индонезии, находившейся лишь на недостаточно определившейся стадии третьего варианта?

                * * *

             А как вообще в политике осуществляется постановка конкретной политической задачи? Последовательность здесь такова.

            Прежде всего исходят из большой, стратегической цели, то есть из желаемого в конечном отдалённом итоге. Начать надо действительно с этого, потому что конкретная сегодняшняя задача обязательно должна не искажать движение к этой цели, а лежать в её русле, - обеспечить же это соответствие без ясного видения стратегической цели, конечно же, невозможно.

            Затем смотрят, каким именно объективным путём движется реальное состояние дел в направлении желаемой цели, через какие последовательные этапы проходит и на каком конкретно этапе из этого ряда в данный момент находится.

            Затем формулируется задача данного этапа в её должном виде: что  ДОЛЖНО быть сделано на этом этапе, в конкретных условиях этого этапа, чтобы общее движение к желаемой цели шло успешно.

            Далее оценивают расстановку сил и свои собственные средства с тем, чтобы определить, какая часть из этого должного может быть реально выполнена. Разумеется, при этом мобилизуются все резервы для того, чтобы не задачу сузить под наличные возможности, а наличные возможности подтянуть под выполнение задачи.

             После того, как выяснено, что при максимально мобилизованных возможностях можно выполнить лишь, скажем, 80% должного на этом этапе, этот объём работы и ставится как АБСОЛЮТНО ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ, самая минимальная конкретная задача для ближайшей практики.

            Таков общий принцип выработки всякой конкретной практической задачи.

                * * *

            Как же это применить к тому этапу развития Индонезии?

     Как бы  мы сформулировали сейчас стратегическую цель той индонезийской компартии? Социалистическая революция? Видимо, нет. Это слишком отдалённая перспектива.

     Желаемой стратегической целью для той компартии, вероятно, можно считать овладение прочной народно-демократической властью для последующего начала движения в направлении социализма.

     Каково же было реальное состояние дел? Оценка этого состояния показывает, что недостаточно развитое индонезийское общество находилось в то время на завершающем этапе обычной национально-освободительной борьбы, с критически назревшей необходимостью крестьянского антифеодального движения, с быстро нарастающей социальной дифференциацией, с неуклонно растущими претензиями крупной прозападной буржуазии на полную власть и с неизбежным, всё более явным вхождением сукарновской иллюзорной цели в исторический тупик.

     Что же нужно было сделать коммунистам на том этапе в пользу достижения сформулированной нами сейчас перспективной цели? Думаю, не будет неправильным, если эту конкретную задачу мы сформулируем так: использовать все средства и обстоятельства, мобилизовать все свои возможности для обретения реальной силы, позволяющей уверенно противопоставиться антинародной прозападной буржуазии в неизбежном скором столкновении с нею.

     Вероятно, это так, ведь как бы ни пошел дальнейший ход истории, - к антиимпериализму ли, вызванному неоколониалистскими притязаниями держав, к обычному капитализму ли, - в любом случае организационно сильная компартия, нашедшая активную массовую социальную опору, обеспечивала бы себе перспективу достижения своей стратегической цели на последующих этапах.

            Какие же меры могли бы дать реальную силу индонезийской партии?

              - Правильная организационная политика.
            
              - Правильное позиционирование в сукарновской политической системе.
            
              - Правильное нахождение массовой социальной опоры.

            
   В следующей главе мы и рассмотрим эти пункты более подробно.

           (mvm88mvm@mail.ru)


Рецензии