История Одного Костра

                Ты с Дьяволом самим на ты,
                Тебе ли пламени бояться?»
                И.-В. Гёте, «Фауст»

I) В одном из предместий Парижа
Почти у стены городской
Жила молодая Луиза,
Была с ранних лет сиротой.

На рынке, торгуя цветами,
Не слушала сплетни подруг
И чтеньем святого писанья
Она коротала досуг.

Луиза о счастье мечтала,
Любви загорелся в ней свет
Как это бывает в начале—
Чуть позже шестнадцати лет.

Луизу ждал Жак каждый вечер
На Сены крутых берегах,
Где он первый раз ее встретил,
Идущей с цветами в руках.

Однажды уже вечерело,
Сгущалася синяя даль;
Привычно к мосту подходила
Луиза, закутавшись в шаль.

Но к страху ее, к изумленью
С другой он в обнимку стоял.
С небрежным холодным презреньем,
Он, к ней повернувшись, сказал:

«Меня ты поймешь, я надеюсь,
Я больше тебя не люблю.
Утрату восполнить сумеешь
Ты этою сотней экю».

Луизе в глаза усмехаясь,
Ей деньги протягивал Жак.
От слез удержаться пытаясь,
Она отступила на шаг,

И к Жаку спиной повернувшись,
Пустилась бежать вдоль реки.
От грез ее сердце очнулось,
Сжимаясь от страшной тоски.

С души дома сбросив оковы,
Любви и отчяйнья полна,
На древней кровати дубовой
Слезам дала волю она.

Но в полночь внезапно разлился
Таинственный свет в темноте,
И Дух пред Луизой явился,
Светясь в неземной красоте.

И взгляд Его гордый и сильный,
Одежды золоченной вид
И взмах за спиной черных крыльев—
К себе все Луизу манит.

И молвил Дух: «Ты меня знаешь—
Стоит пред тобою Князь Тьмы.
Я в вечности бездне метаюсь,
Пленяя людские умы.

И каждому то обещаю,
Чего он желает и ждет—
В реальность мечты обращаю,
Паденье сменяю на взлет.

Луиза, сейчас ты страдаешь,
Забыть хочешь чувства свои.
Получишь и ты, что желаешь,
Несчастная жертва любви».

«Тебе, искуситель, предавшись,
О Рае забуду мечты.
Я, грешницей вечной оставшись,
К спасенью сожгу все мосты.

Но мне нужно только забвенье,
На свете я жить не хочу,
Убей меня в это мгновенье,
Чем скажешь за то отплачу».

И Дух ей ответил: «Прекрасно!
Пожертвуй спасеньем души.
Ты кровью горячей и страстной
Со Мной договор подпиши.

Но знай: умереть ты не сможешь,
Тебе предначертано жить.
Ты в сердце тоску уничтожишь,
И снова захочешь любить».

«О если б Ты знал, как мне больно!
Горит под ногами земля…
Помилуй! Страдать мне довольно!
И буду навеки Твоя…»

И быстрым движеньем кинжала
Запястье она рассекла
Из раны глубокой и алой
Пульсировать кровь начала.

Простилась Луиза с свободой—
Чуть кончик пера заскрипел,
И девушку тотчас в холодных
Объятиях сжал Люцифер.


II) С той ночи для слез и печали
Луиза не знала причин.
Страницами древней Вульгаты
Она разжигала камин.

Обычно на мессе воскресной,
Держась ото всех стороной,
Луиза не пела Te Deum,
Воды не касалась святой.

Когда в час вечерний на город
Спускалась туманная мгла
Так часто за книгою черной
Она Люцифера ждала.

…Плескалася Сена неслышно
Была середина весны,
И спали твердыни Парижа
Под заревом полной луны.

Князь Тьмы и Луиза в молчанье
Сидели в тот вечер вдвоем.
Зачем-то никак не кончалась
Бутылка с бургундским вином…

«Я буду с тобой откровенным,-
Так речь свою Дьявол начал.-
Сквозь мрак беспросветных столетий
Так долго тебя Я искал.

Ты знаешь, свободным сознаньям
Во многом помочь Я готов.
С презрением Я отвергаю
Ничтожных смиренных рабов.

Луиза, в тебе Я заметил
Какой-то особенный дар.
Ты будешь прекрасная ведьма,
Для ангелов сущий кошмар.

Тебя ожидала могила
На смерть тебя бог осудил.
В ту ночь своей темною силой
Я планы его изменил.

Для этого Мне твою волю
На время пришлось подавить.
Но клятва не действует боле
Ты вправе сама все решить.

Поверь, не хочу в твоем взгляде
Читать постоянный укор
И ненависть тихих проклятий…
Держи, это твой договор».

Луиза слегка побледнела
И слезы смахнула рукой.
Упала она на колени
Был взгляд ее полон тоской:

«Мой Князь, почему так сурово
Меня Ты решил наказать?
Ты знаешь – всегда я готова,
За нашу борьбу жизнь отдать.

Едины слова мои с делом!
И чащу я выпью до дна!
Клянусь, что душою и телом
Всегда Тебе буду верна.

Я сердцем отринула Бога
И жертву его на кресте,
Одна нам с Тобою дорога
К великой и грозной мечте.

И будет пред миром развенчан
Лжеца-Иисуса обман.
И в грозном сраженье последнем
Погибнет проклятый тиран!»

Князь Тьмы с лучезарной улыбкой
К себе ее нежно привлек:
«Прости, что подверг тебя пытке
Прости, если был Я жесток.

Сегодня все ведьмы Европы
Слетятся к Наварры горам,
На скалах отвесных и тропах
Шабаш проходить будет там.

Ну что ж, моя милая ведьма,
Летим через черную мглу…
Великая Пятница – время
Предаться разврату и злу».

И выросли черные крылья
Тотчас у нее за спиной.
На юг Люцифер и Луиза
Летели под полной луной…

И вот показались уступы
Высокой скалистой горы,
Долина внизу протянулась—
Там всюду пылали костры.

По воздуху ведьмы летали,
Движением правя метлы;
Колдуньи и маги плясали
И блеяли громко козлы.

Но лишь Люцифер поднял руку,
Лишь бросил призыв тишины—
Безмолвною стала округа,
Внимая словам Сатаны:

«Привет вам, Мои Легионы!
Хранит вас Великая Тьма!
Попрали Мы бога законы,
Нам кара его не страшна.

За доблесть, отвагу и верность,
Наградою будет вам Ад.
Грядет время битвы последней!
Клянитесь: ни шагу назад!»

Все разом – живые и тени,
Влекомы порывом одним
Тотчас преклонили колени
Пред Грозным Владыкой своим.

И клятвы минута настала,
Все светом кругом залилось.
Над скалами «Ave Satanas!»
Чарующим эхом неслось…

Уже начиналось застолье
Гремел богохульствами пир.
На черном высоком престоле
Сидел Лучезарный Мессир.

Из кубка напиток кипящий
Мессир с удовольствием пил.
А некогда Римскому Папе
Сей кубок как череп служил)

И музыка флейты лилася
Блуждали огни тут и там,
Стонали тринадцать монахов,
Прибитых гвоздями к крестам.

И маги пред троном Кумира
Дары принялись возлагать.
В ответ улыбался Князь Мира,
Сапог разрешал целовать.

А слева от Черного Трона
Немного от лести пьяна,
От ведьм принимала поклоны
Бесовского бала Княжна.

Но вот стоны яростной страсти
Наполнили воздух во мгле,
И тысячи пар в черных рясах
Катались по теплой земле.

И Дьявол, желания полон,
Всем телом прижался к Княжне:
Луиза на Черном Престоле
Опять отдалась Сатане.

III) А Жака в то время невеста
У гроба стояла с свечой.
Он умер, сраженный болезнью,
Свирепой в те годы чумой.

Но слезы ее не душили,
Лишь злоба, как яд душу жгла:
«Во всем виновата Луиза,
И порчу она навела.

Ужель на колдунью управу
В Париже нигде не найду?
Аббату сейчас Нотр-Дама
Донос написать я пойду».

Аббату спустя час в Соборе
Она говорила: «Приор!
Случилась беда со мной, горе
О нем поведу разговор.

Как много еретиков стало!
Как дерзки порой их дела!
Так ведьма одна колдовала
И мне жениха извела!»

Аббат ей с улыбкой ответил:
«Уладим мы все, дочь моя.
От Церкви святого возмездья
Никак не спасется змея!»

IV) Стояла Святая Суббота
Заря так прелестна была.
И вот как всегда на работу
Луиза по городу шла.

В глазах ее счастье искрилось
Светилося солнца сильней -
Ведь страстные ласки Мессира
Еще не остыли на ней.

Вот место свое за прилавком
Луиза уже заняла,
С улыбкой слегка напевая
Венки и букеты плела…

Но мысли ужасной явленье
Луизу от грез отвлекло:
В душе всколыхнулось волненье
Предчувствие злое пришло.

«Дорогу!»- послышались крики,
И прятался в страхе народ.
Внезапно галопом на рынок
Влетел инквизиторский взвод.

Нырнуло за тучи светило
Раздался над городом гром
И стража Луизу схватила,
Сомкнувшись железным кольцом.

«Вот санкция! Именем Церкви!»
Молчала Луиза в ответ.
Из рук её выпал на землю
Повязанный лентой букет.

Когда же её уводили
Разверзлась небесная твердь.
Лишь взглядом её проводили
Подруги на верную смерть.

…Под мутной завесою ливня
Конвой вёл Луизу в Собор.
Вот стража ворота открыла,
Поднявши тяжелый затвор.

И в темном глухом коридоре
Уже ждал аббат в тишине.
Монахам команду он отдал:
«Оставьте нас наедине!»

Он обнял Луизу за плечи,
Ее к своей рясе прижал:
«Признаюсь, я страстно о встрече
Со столь милой девой мечтал!»

Но с силой его оттолкнувши,
Луиза сказала в ответ:
«Аббат, вы хотите нарушать,
Важнейший церковный обет».

Аббат ей ответил: «Ах, вот как!
Прислужница зла, замолчи!
Получишь по полной, красотка.
Скорее ко мне, палачи!»

Ведут ее в мрачный застенок,
Аббат начинает допрос:
«Мы будем судить тебя, ведьма,
Ответь на наш первый вопрос—

Как смела ты Церковь святую
Отвергнуть, коварная мразь?
Поведай, когда с Сатаною
Вступила в преступную связь!

Ответь, как волчицей бродила
И кровь выпивала детей?
Как порчей в могилу сводила
Ни в чем не повинных людей?

Ответь, как грозу вызывала,
Губя урожай, а потом
На мерзкий шабаш ты летала
Похвастаться сделанным злом?»

Луиза без тени сомнений
Ответила: «Все клевета!»
Аббат ей: «Вставай на колени!
Моли о пощаде Христа!»

Но гневом вдруг взор её вспыхнул:
«Того не добиться всем вам.
Аббат! Пусть я лучше погибну,
Но Дьявола я не предам!»

И вздрогнул аббат в изумленье:
«Я много процессов видал.
Но, братья, таких откровений
От ведьм никогда не слыхал!

Но мы её гордость сломаем,
Принудим признаться во всем,
Раскаяться ведьму заставим
Железом, огнем, колесом».

V) В минуты те над Нотр-Дамом
В отчайньи кружил Люцифер.
От ужасов пыток напрасных
Спасти Он Луизу хотел.

Но Крест неприступной стеною
В Собор Ему путь преграждал,
И свистом колдунью ночную—
Летучую мышь он позвал:

«В подземные мрачные своды
К Луизе скорее лети,
Скажи ей—до солнца восхода
Клянусь ее завтра спасти».

И черные крылья расправив
В тумане заоблачных сфер
К воротам прекрасного Рая
Направил полет Люцифер.

И Петр распахнул Ему двери,
Прошел Люцифер чрез сады,
Туда, где архангелы пели,
Пред Богом составив ряды.

И Дьявол, меж ними пробравшись,
Колени пред Богом склонил:
«Создатель, к тебе Ангел Павший
Надежды свои устремил.

Во имя святой твоей власти
И светлого к Раю пути
Луизу избавь ты от казни,
От пыток ею защити!»

И бог отвечал: «Разве смерти
Теперь уже Дьявол не рад?
Расписку предъявишь ты жертве
И душу возьмешь с собой в Ад…»

«Создатель, при мыслях об этом
Признаюсь, во Мне стынет кровь!
Зачем в ледяном Моем сердце
К Луизе зажег ты любовь?»

«Ты Ангелом светлым был раньше
И первым твореньем моим,
В тебе, даже после изгнанья
Любви дар остался храним!

Мольбы о Луизе напрасны,
Она, искупив грех, умрет,
Ее палачей Ад ужасный
И твой приговор в бездне ждет…»

«Создатель, мы любим друг друга.
Спасенье, Рай, неба простор—
Со Мной все грозит ей разлукой», -
Сказал Люцифер, подняв взор.

И прежняя гордость блеснула
В притворно-покорных глазах.
Эдема земля содрогнулась,
Вселяя в архангелов страх.

«Смири свою гордость и страсти,
Но встань из Эдемской пыли.
Ты мной наделен ныне властью
Вершить Суд в пределах земли».

И низко склонившись пред Богом,
В ответ слова молвить не смел.
Сквозь сумрак Вселенной глубокий
Вернулся к земле Люцифер.

И демонов черное племя
Собрал Он на срочный совет:
«Друзья, настает наше время -
Готовим в Париже рассвет!»

Пока же в астрале начался
Столь важный для всех разговор.
Вернемся не медля, пожалуй,
К Луизе в Парижский Собор:

Один из суровых монахов
В жаровне щипцы накалил.
Луиза рыдала: «Мой Дьявол!
Зачем обо мне Ты забыл?!»

Но тотчас в застенке Собора
Всколыхнулось пламя свечей,
Летучая мышь сквозь затворы
Влетела, как призрак ночей.

К Луизе спустившись на плечи,
Сказала: «Не бойся, Княжна.
Поверь, не наступит рассвета,
Придет за тобой Сатана».

Монахи же с ужасом явным,
Крестясь, отступили назад.
«Оставим в покое до казни
Мы ведьму»,- сказал им аббат.

VI) Восточный край неба не резко
Светлел, предвещая восход.
Давно уж на площади Гревской
Гудел и толпился народ.

И все с нетерпением казни
Коварной колдуньи здесь ждут.
Застыла толпа вдруг в молчанье -
Луизу под стражей ведут.

Аббат пред толпой начинает
Луизы читать приговор:
«Колдуний всегда обличает
Святой Инквизиции взор.

Расплата равна преступленью
Но милость готовы явить
К злодейке. Вот наше решенье:
Без кровопролитья казнить».

На хвороста связках монахи
Ее привязали к столбу.
В смертельной тоске взгляд прощальный
Луиза кидает в толпу.

И думает: «Где мне взять силы?
Немного еще потерплю
И встретит в Аду меня милый
И вечность я с Ним разделю».

Монахи огонь зажигают,
Летит черный дым от земли,
Костер, словно факел, пылает
И рвется к небесной дали.

Но жертву не трогает пламя,
Оно будто в миг ожило—
К Луизе тихонько ласкаясь,
Веревки на ней лишь сожгло.

И в страшном огне подняв руки,
Она закричала: «Князь Тьмы!
Приди к своей верной подруге,
Злодеев преступных казни».

И небо вдруг мгла затянула,
Явились десятки чертей.
С костра лишь Луиза шагнула,
Как встал Люцифер рядом с ней.

И в страхе толпа всколыхнулась,
Решив, что Суд Страшный настал.
К монахам слегка повернувшись,
Так Дьявол аббату сказал:

«Ты зло причинил моей милой,
Хотел без вины наказать,
За то тебя Тьма осудила
В огне адском вечно пылать».

Взглянул Люцифер на аббата
И местью сиял его взор.
И пламенем тотчас объятый,
Упал Нотр-Дама приор.

В тот миг Люцифер и Луиза
Исчезли в сияньи зари.
Но долго французы дивились
И в чувства придти не могли.

(с)Fr. Gilel Elohim, 12-27 декабря 2000г.


Рецензии