Отчет о Суздальском фестивале 2011

Я первый раз попала на Суздальский фестиваль, и ходила там, разиня варежку да глазки выкатив. Была в полном восторге от всего происходящего. В метре от меня проходили такие живые легенды, как Норштейн, Тумеля, Максимов, Меринов, Скворцова, всех не перечислю. В жюри состоял наш родимый Станислав Михайлович Соколов, было страшно забавно видеть его на сцене, даже забавнее, чем на экране. Чёрт, даже не знаю, как описать фестиваль. Слов не хватает, вот и несу муру.
Что могу сказать в общем?.. Ситуация скорее грустная, нежели наоборот. Работ было много, среди них немало даже хороших, даже отличных. Но общее впечатление не радостное. Почему? Не хватает одной очень серьёзной вещи. Профессионализма. Сурового и бескомпромиссного, натасканного профессионализма, без которого любая работа начинает терять качество. Я говорю не обо всех мультфильмах - выпуски "Горы самоцвета", "Смешариков", узорчатый мультфильм Тумеля и т.д. этим не страдали. Но всё же большая часть работ попахивала дилетантизмом. Слишком много арт-хауса, студенчества, любительства, эксперимантализма. Понимаю, это всё-таки фестиваль, но даже эксперементировать надо профессионально, а не из принципа "аниматор я никакой, так что прикрою своё неумение красивым словечком "арт-хаус", авось прокатит". Всё равно как первокурсник, который, не выучив перспективу, оправдывается, мол, Пикассо тоже чёрте-как рисовал. Один такой кабачок выкатился на сцену и вальяжно объявил, типа, "я ваа-а-аще не аниматор и снял мультфильм только, шоб доказать, что человек, ничо не смыслящий в анимации тожить могёт мультики ваять!"
Были даже такие работы, что просто плакать хотелось. Не понятно, как они просочились на фестиваль. Не хочу переходить на "личности", но скажу лишь что после первого утреннего показа сериалов желание посещать фестиваль отпало вообще, такую чушь там крутили.
Но потом стало лучше.
Чем дальше - тем достойнее.
Искренне обрадовали "Зубы, хвост и уши", "Приливы туда-сюда", "После", "Страницы страха", Оська-святой" (очень неплохой мультфильм, странно, что ничего не получил), "Шатало", "Прокофьев", "Ещё раз", узорная история Тумеля. Больше всего запали три мультфильма: "Девочка, которая порезала пальчик", "Подарок" и "Воробей, который умел держать слово". На самом деле хороших мультфильмов, заслуживающих внимания, было больше, я перечислила лишь те, которые задели лично меня.
Фестиваль проходил в очень домашней обстановке. Все шутили, смеялись и чувствовали себя "своими" (так и было). Дискутировали на обсуждениях жарко, но не зло. По сцене беззаботно бегали дети, которые, с одной стороны раздражали, но с другой придавали фестивалю что-то очень милое и приятное. Под конец, правда, их изгнали со сцены.
Самое трогательное было, что номинацию "дебютант" выиграл... Ни за что не догадаетесь кто.
Норштейн!
Да, он дебютировал, как актёр. Читал закадровый текст в фильме "Дедушкины валенки". И даже немного пел. ("Если кто-то не поверит, что это я, могу исполнить прямо здесь", - угрожающе добавил мастер перед показом).

Очень впечатлил вечер памяти Татарского. Когда я впервые услышала о его смерти, то ничего не почувствовала. Просто удивительно. Хотя, тогда, в 2007 году, я ещё ничего о нём не знала. И только потом, узнавая о мастере всё больше и больше, по осколкам собирая образ этого удивительнейшего человека я поняла, СКОЛЬКО потеряла, не встретившись с ним при жизни. И теперь горько об этом жалею. Дорожу каждым впечатлением, полученным от его работ, интервью, выступлений, историй. Я и не знала, что такие люди рождаются и живут рядом со мной. Прекрасный человек. Прекрасная судьба... уж простите мне мои сантименты.

Что важно.
Во-первых, на одном из обсуждений подняли вопрос о сотрудничестве аниматоров с композиторами. Как выяснилось, столь выгодный и, казалось бы, даже необходимый союз у нас практически отсутствует. Мастера настаивали на необходимости "знакомить" между собой аниматоров и молодых композиторов, музыкантов. Всех имеющих отношение к профессии прошу принять к сведению.

Во-вторых. Прошёл довольно любопытный конгресс на тему "Молодые писатели - будущие сценаристы?" (и везде-то это страшное прилагательное: молодые). Наталья Дабижа заострила внимание на двух моментах. Первый - опять-таки, объединение двух профессий. То есть, писателей нужно "влить" в нашу аниматорскую сферу, дабы они имели представление. Потому что только с ним они начнут работать в нужную сторону. Пусть посмотрят на мультипликаторов, послушают их запросы, пообщаются с ними и поймут, что вообще требуется нашей загибающейся империи анимации, какие сюжеты, герои и т.д.
Второй момент - это уже было почти что личное пожелание Дабижи. "Хочется героя!". Вот что она сказала. "Пусть он будет слабый, трогательный, добрый - но яркий, запоминающийся, любимый, как Чебурашка! Пусть будет герой, с которым мы сможем что-то делать!" Примерно так она и говорила, да.

Ну вот, вкратце и всё, что я могу рассказать про ОФАК :)


Рецензии