Минутка ностальгии. 10 необычных мультфильмов моег

Что такое необычные мультфильмы?
Это те, которые выделяются из мэйнстрима, конечно же. Не по каким-то конкретным критериям (таких критериев может быть очень многов одном фильме и всего один - в другом, но сути это не меняет). Мэйнстримом для меня были: Дисней/Пиксар/вся продиснеевская анимация, советские мультфильмы и американские с итальянскими сериалы. Кстати, до сих пор скучаю по многим из этих сериалов))) Например, Мыши-Байкеры с Марса...шутка)
Но были и такие, которые не попадали ни под одну из вышеперечисленных категорий. Они и были для меня необычными. Они ещё в раннем детстве перевернули моё представление об анимации и её возможностях.
Ладно. Поехали.

1. "Волшебники"
Ральф Бакши, 1977, США.

Если бы семья обычного палестинского паренька не была бы вынуждена бежать в Соединённые Штаты, мир потерял бы весьма незаурядного мультипликатора.
Мультфильм "Волшебники" разносит в клочья стереотип того, что мультяшки - это добрые создания с глазами Бэмби. Он приводит в ужас ванильных обитателей морем крови, насилием, эротическими мотивами и бунтарским возгласом... против всего этого. Мультфильм вообще-то антивоенный. Он о любви и мире. О том, как за них нужно сражаться и чем стоит пожертвовать. На глубокую философию не претендует, но вызывает очень сильные эмоции.
Кажется, эту кассету притащил старший брат, и она немедленно была засмотрена мною до дыр. В детстве это был мой самый любимый мультфильм.
Вообще-то Бакши нельзя назвать особенно выдающимся режиссёром. Брутальный творец, из тех, что снимают кино в стиле комиксов, обожают эротику и фэнтези, особенно вкупе. Но "Волшебники" заслуживают особенного внимания, как прекрасный образец культуры США в 70-е. И не только.
Основная суть сюжета такова: фэнтези-мир с эльфами и феями разделился на две враждующие половины. Первые, как настоящие хиппи, живут в лесах, пьют из ручья и нюхают цветочки. Вторые - это мутанты, которые поклоняются технике, особенно оружию, а так же войне и насилию. Такое соединение жанров даёт художникам и сценаристам почти неограниченную свободу действий. В мультфильме есть всё: акварельная живопись, образцы фантастической графики 70х, электронный саундтрек, целая толпищщщщщща самых разных колоритных персонажей, первые потуги видеографики, карикатуры на военную службу и религию, вставки кадров из фашистских хроник...
Словом, если вы решитесь посмотреть всю эту бурляющую энергией боевика культурную кашу - оргазм мозга обеспечен. Особенно, если вам нравится искусство Америки тех лет.
П.С. Кстати, именно оттуда Мэтт Стоун и Трэй Паркер повзаимствовали фразу "Сволочи! Они убили Кенни!" Только в волшебниках вместо Кенни был Фриц)

2. "Секрет Крыс"
Дон Блат, 1982, США

Дон Блат достоин особого места в мире анимации хотя бы потому, что в его списке числятся такие жемчужины, как "Земля до начала времён" и "Все псы попадают в рай". Но ярче всего мне запомнился именно "Секрет Крыс". На первый взгляд мультфильм вполне обычный - диснеевские персонажики, семейная драма главной героини, антропоморфные зверюшки. Но мультфильм каждый раз оставлял странно-тягостное впечатление, не смотря на хороший конец.
"Секрет крыс" очень сильно повлиял на моё детское сознание. Знаете, дети часто видят в мире, вроде бы таком обычном и привычном, странные и пугающие вещи, которых не понимают. И режиссёр словно выразил своё понимание. Потому что в мультфильме под всеми симпатичными персонажами, семейной атмосферой и забавными гэгами прятался тот другой мир, тот самый "секрет". И особенно контрастно смотрелось, когда миссис Брисби, милая беззащитная мышка, оказывалась внутри страшного и мрачного мира.
Мира, где древний филин покрыт паутиной в своём логове. Мире, где твоих собратьев пытают в лабораториях. В мире, где царит смерть и предательство. В мире, где умирающий колдун с когтистыми пальцами становится твоей единственной надеждой.
Что удивительно - в этом мультфильме двух положительных персонажей сделали страшными и уродливыми. И вообще, в "Секрете" много страшного. Сейчас оно уже не так впечатляет, как в детстве, когда увиденное воспринималось наполовину бессознательно.
Но в воспоминания остались навсегда.

3. Жёлтая подводная лодка
Джордж Даннинг, 1968, США/Великобритания

Блестящий дуэт художника Хайнца Эдельмана и режиссёра Джроджа Даннинга сумел воплотить самые невероятные фантазии легендарной бит-группы! Оба этих уникума всегда выделялись на своих поприщах, всегда шли собственной дорогой, всегда отличались оригинальностью исполнения. Возможно, именно поэтому долго не могли найти достойного применения своим талантам.
Но когда им выпал шанс, оба вцепились в проект с неутолимой жадностью.
Мультипликация как мировое искусство не существовала бы без музыки, да и трудно себе представить более сочетающееся с ней визуальное искусство. Мультипликация безгранична; она подвижна, в ней нет ни законов физики, ни геометрии. Это мир, где любой образ - словесный, музыкальный, мысленный, - обретает одушевлённую форму. И к какому искусству ещё было обратиться такой безграничной группе, как "Битлз"? Иначе быть не могло, и Даннинг с Эдельманом это доказали.
Мультфильм перевернул целый культурный пласт в своё время, и его влияние на развитие анимации нельзя переоценить. Достойная работа к достойной музыке.
Помню, мне очень нравилось то, что в мультфильме всё было так странно и непонятно, и в то же время очень просто. До сих пор пересматриваю его не меньше раза в год.
П.С. Царствие небесное и светлая память Эдельману. Спасибо тебе за всё, чем ты обогатил наш мир.

4. "Стена"
Алан Паркер, 1982, Великобритания

Это, конечно, не совсем мультфильм. Но я думаю, нельзя не согласиться с тем, что "Стена" не была бы и вполовину столь впечатляющей, если бы не анимационные вставки.
Как я уже и писала, мультипликация - это младший сиамский близнец музыки. Но "Стена" демонстрирует совершенно иную с ней связь, нежели "Жёлтая подводная лодка".
Фильм и сам по себе великолепен. Я посмотрела его в третьем классе. И на следующий день на уроках могла думать лишь о том, как хочу разгромить школу, как хочу ломать парты на фоне пылающего здания и орать "We don't need no education!!!"))))) Шутка.
Про анимацию могу сказать лишь то, что ни один рисованный мультфильм не произвёл на меня большего впечатления, чем клипы Pink Floyd. И качество исполнения, и монтаж, и режиссура, и художественное решение... Самый яркий клип - под песню Goodbye Blue Sky. Меня даже на слезу прошибало.
Ни одно произведение мирового искусства не воспитало во мне более ярой ненависти к несправедливости и жестокости. Никто не сумел показать отвратительные внутренности насилия и злобы откровеннее, чем режиссёр фильма "Стена". Мультфильмы - это не только пропаганда доброты и светлости.
Мультипликация может быть куда более страшной и жёсткой, чем кино. Опять-таки: благодаря своей неограниченности. Она может изобразить тёмную сторону человека во всём её его мерзостном блеске: гигантским жирным червём с опухшими губами, безлицыми молоками, распускающимися цветами пошлости и похоти, визжащей марионеткой, конвульсирующей ни нитках собственных комплексов...
Пожалуй, клипы "Стены" достойны звания "самой мрачной карикатуры на мораль современного человека".

5. ""Шимпакость/Манкибоун"
Генри Зелик, 2001, США

Если уж я "Стену" назвала "не совсем мультфильмом", то Шимпакость следовало бы назвать вообще "почти не мультфильмом". Анимации там гораздо меньше, да и то в основном спецэффекты. И всё же фильм достоин особого места в нашем списке. Во-первых, это один из немногих фильмов, которые сняты как мультфильмы (этой категории фильмов я потом посвящу отдельную тему). А во-вторых это, наверное, единственный во всей истории кино фильм О МУЛЬТИПЛИКАТОРЕ!
Много ли вы таких знаете?! Полно фильмов об актёрах, музыкантах, писателях, художниках, но о мультипликаторах...
Главгерой - слегка психопатичный художник, который однажды бросил рисовать страшные карикатуры на свои комплексы и занялся анимацией. Однако с самого начала фильма начинаются неприятности - он попадает в кому, а из неё - в гротесковый ад, где встречается со своими кошмарами. В том числе и самым главным - похотливой подлой обезьянкой Шимпакостью...
Роль главного героя исполнил Брендан Фрэйзер. Он очень убедительно изобразил вселившегося в его тело Шимпакостника)))
Фильм абсолютно сюрный и психоделический. Смерть там - капризный чернокожий индеец, в аду тусуется Стивен Кинг, Фрэйзер бегает в теле покойника со сломанной шеей, нам показывают ночной собачий кошмар, где пса кастрируют кошки в белых халатах - словом, полнейший и безвозвратный вынос мозга.
Не тратьте деньги на кислоту. Посмотрите "Шимпакость".

6. "Игра Джерри"
Ян Пинкава, 1997, США

Короткометражная жемчужина студии "Пиксар".
Вопреки традициям фильм безмолвный. Вопреки традициям фильм не весёлый. Смешной, но не весёлый.
После шумного приключенческого "Флика", в бонус к которому записали "Игру Джерри", было очень странно внезапно увидеть тему старости и одиночества. Мультфильм снят очень, почти по-старчески, тихо. Никакого пафоса, гэгов, никакой подчёркнутой драматичности. Но от этого он становился ещё более пронзительным.
Одинокий человек со своими маленькими проблемами и радостями. Миру нет до него дела. У него свой собственный мирок, в котором не осталось никого, кроме него самого. Там только шахматы, очки и осенние листья на скамейках. Маленький старичок со своими маленькими радостями. Маленькая жизнь.
Маленький человек.
Пять маленьких минут длиной в большую жизнь.

7. "Чудотворец"
Станислав Соколов, 2000, Великобритания/Россия

Добрый и светлый мультфильм о жизни Иисуса Христа. Кровопролитная демонстрация пыток Мела Гибсона ему даже в подмётки не годиться. Вообще, я считаю "Чудотворца" единственной достойной экранизацией Евангелие.
Первый полнометражный кукольный мультфильм, который я увидела в своей жизни.
Кстати, сейчас я учусь у его режиссёра. И руководитель моего диплома была главным аниматором в этом мультфильме))
Но 11 лет назад, когда я впервые увидела трейлер по телевизору, я, конечно, не могла знать о том, что буду учиться у них. 11 лет назад я просто молча наслаждалась прекрасной анимацией.
Примечательно, что в мультфильме убрали все сцены именно с чудотворствованием. Превращения воды в вино и всего такого прочего не было.
Иисуса показали скорее как лекаря. Как он исцелял, лечил, спасал. Разве можно лучше продемонстрировать то, что называют "любовью к людям", чем через врачевание?
Создатели не мудрствовали лукаво. Они не пытались трактовать Евангелие, разбираться в образе Иисуса, в смысле его слов и так далее. Мультфильм очень прост и бесхитростен. Он очень простым языком рассказывает нам о понятии "доброта".
"Чудотворец" очень христианский, в лучшем смысле этого слова. Иисус в нём - не Бог, а человек.
Человек не человеческий... но человечный. (Чувствуете разницу?)
Если ваши дети когда-нибудь спросят вас о том, кто такой Иисус Христос, покажите им этот мультфильм. Он даст исчерпывающий ответ.

8. "Властелины времени"
Рене Лалу, 1982, Франция/Венгрия/Германия/Великобритания/Швейцария

Мультфильм в своё время произвёл впечатление не только на меня, но и куда более старшее поколение родителей, и даже бабушек-дедушек. Для многих в России это был первый зарубежный фантастический фильм.
Тогда был как раз "взрыв" моды на фантастику, космос, звёздные корабли и тэдэ. "Властелины времени" стали настоящей отдушиной, где режиссёры и графики могли дать волю фантазии.
Из-за северного характера создателей фильм получился немного более нудноватым, чем динамичные американские боевики, но так же более экзотичным и философским. Он наполнен изумительными пейзажами, странными созданиями и яркими героями, очень типичными для тех лет. Белозубый герой, сексапильная красотка, мудрый старик и противный педерестичный подлец пересекают космос, выполняя важную миссию и заодно пытаясь спасти мальчика, застрявшего на безымянной планете.
Фильм нордически спокойный и неторопливый, смотреть его легко и приятно. Развязка неожиданная, но психоделические мотивы отсутствуют. Отлично подходит для приятного времяпровождения с целью приобщиться к прекрасному.

9. "Выкрутасы"
Гарри Бардин, 1987, СССР

Думаете, только за рубежом снимали страшный и мозговрывающий сюр? Щас!
В СССР этого добра было ещё больше. Посмотрите мультфильм "Его жена курица". Или спецвыпуски "Пилота". А один из самых ярких представителей отечественной анимации "для взрослых" - Гарри Бардин (кто не в курсе, он недавно закончил работу над "Гадким утёнком").
На его счету как простые детские мультфильмы, так и жутковатые работы "Конфликт", "Юбилей", "Брак", "Адажио" и два мультфильма, которые считались смешными, но которых многие дети боялись - "Брэк!" и "Тяп-Ляп маляры".
"Выкрутасы" - мультфильм-притча. История о том, как человек жертвует всем ради сомнительных ценностей. И выглядит это в исполнении Бардина действительно довольно страшно.
Хотя у него все мультфильмы страшноватые. Некоторые дети плакали, когда их показывали. Это не шутка.
"Выкрутасы" получили Золотую Пальмовую ветвь в Каннах в 88ом.

10. "Следствие ведут Колобки"
Александр Татарский, 1986-1987, СССР

Татарский... Да, список необычных мультфильмов без этого имени в любом случае был бы неполным! По поводу творчества этого мультипликатора я готова много постов подряд изливать лучи радости и восхищения, но опять-таки, этому лучше отвести отдельную тему.
Вообще-то не только "Колобки", отнюдь. Все работы Татарского, ВСЕ, абсолютно все можно назвать необычными. Даже необыкновенными. Первый на родине режиссёр анимационного андерграунда, лидер арт-хауса, свежая струя в застойном совке. Кстати, вы знаете, что на ОФАКе утвердили награду имени Татарского? Я вот не знала.
При просмотре его работ в детстве всегда возникало странное чувство, какое-то хулиганское. Его мультфильмы были действительно очень странные и ни на что не похожие, но при этом они не были "взрослыми", как у Бардина, понимать их было легче.
Мне безумно нравилась и нравится до сих пор энергетика мультфильмов Александра Татарского. Сейчас, когда детство уже кончилось, симпатия к его личности только возросла.
От всех его зрителей, которые в подгузниках смотрели "Колобков" в девяностых, благодарю Татарского за то, что он показал нам КАК МОЖНО.
И мыслить, и делать...


Рецензии