Мой город. Зимняя рыбалка

Мой город. Зимняя рыбалка.
 - Ну что же, кум, - произнес он задумчиво, - похоже, мы самые нетерпеливые в наших краях рыбаки.
Я усмехнулся, глядя на тонкий лед лесного озерца, лежавшего перед нами.
  Было начало ноября. Три дня и три ночи у нас стоял мороз под 10 градусов и мы, предварительно созвонившись, поехали на рыбалку. Тот лед, на который мы оба сейчас смотрели, ясно говорил нам, что мы поторопились. Тонковат.

  - Что будем делать, кум? - он помолчал и добавил, - Не домой же... погодка шепчет... Он обернулся ко мне и подмигнул.
  - Ну, уж нет. Может, попробуем? Я помню ты рассказывал о такой же рыбалке на первом льду в Лиепае. Как вы там с другом делали?
  -Да, помню, - отозвался он, засмеявшись, - Мы сбегали домой, благо Перконский канал был рядом с нашими домами. Притащили лыжи и забрались на лед! Одна беда — нельзя было приблизиться близко друг к другу! Мы поставили ящики на лыжи и начали рыбачить. Брала мелкая плотва. Но брала резво! Мы увлеклись... Лед был таким тонким, а глубина в том месте, совсем небольшая — было все видно! Опомнились только тогда, когда оказались на пол-ящика в воде — лед прогнулся! Мы поползли к берегу.
  Ну, а дальше... дальше, мы кинули жребий. Проигравший сбегал в магазин и мы уселись на берегу канала.
«Нарыбачились» мы тогда славно!

- Знаешь, что мы сделаем, кум, - добавил он, - ты сгоняешь за пивом, а я подготовлю кое-что. Возможно, мы еще и порыбачим!

  На том мы и порешили. Я сел в машину и поехал за пивом.
Вернувшись, я увидел на берегу подготовленные жерди и кума, сидевшего на льду, недалеко от берега, на таких же жердях.

- Пробуй! - воскликнул он, - у меня уже есть парочка окуньков. Только не близко ко мне! И пиво возьми бутылочку!
Я так и сделал. Двигая, по очереди жерди, пробрался на лед. Сделать лунку — пара ударов топориком. И вот, уже и у меня в ящике дергался первый окунек!
  - Все это славно, - я позвал его, - а как мы с пивом-то вопрос решим?
А как в американских фильмах, про бары... пускай бутылку по льду ко мне! Давай! Прицелься и... пошла!
Я прицелился. Плавно пустил бутылку пива и... попал! Кум ловко перехватил ее и поднял высоко над головой: - За первый лед, куме! - Он, сделав несколько глотков, отправил пиво ко мне. Несколько раз таким вот образом мы и посылали пиво друг другу.

Бутылка опустела, а мы... как и в рассказе моего кума, стали погружаться в воду...
Уже и солнце высоко поднялось. И мороз ушел. Мы засмеялись и поползли к берегу.

Выбравшись, мы стали думать, что делать дальше.

  - Послушай, кум, - сказал он, - не ехать же нам домой? Смотри, какая замечательная погода! Пива нам хватит... посидим?

  - Конечно, - отозвался я, - всю осень мы копались в картошке... Посидим! Вот, я уже давно хотел тебя расспросить о твоем городе, о Лиепае! Как там рыбачат? Что ловят? Как ты сам стал рыбаком? Ведь, как ты знаешь, я нигде, кроме Чудского озера, не бывал. Ну, еще здесь мы с тобой порыбачили.
Про летнюю рыбалку ты рассказывал да и читал я твой рассказ. А вот, про зиму?

Рассказ кума.

- Ну... давай за открытие сезона, кум!
Мы откупорили бутылки... немного помолчали и он начал....

- Знаешь, что самое интересное? То, что я по жизни никогда рыболовом-то и не был! А уж зимним...
Все началось, когда мы с семьей переехали в городишко недалеко от Лиепаи. На работу и с работы; в магазин и из него — приходилось идти через мостик. А он соединял два озера.
  Летом еще ладно, я ходил иногда, кидал спиннинг, иногда ловил щуку на живца... и все. Но зимой! Проходя мимо скукожившихся рыболовов, я искренне смеялся над бедными.
  Понимаешь, мы жили в малосемейном общежитии. Все были строителями, многие вместе работали, многие просто дружили. В общем - все всех знали довольно близко. 74 квартиры - 74 семьи!
  Приходилось и в субботу и в воскресение идти мимо них...в магазин, из магазина. Остановиться, поболтать. Ну и... сам знаешь, как это - выпить.
  Часто случалось и так, что на льду с ребятами проходил не один час. И не один "рейс" в магазин... Однажды...
  Сходил я магазин и, втайне от жены, купил самые простые, примитивные снасти. И вот....в одну прекрасную субботу...

  Схожу-ка я на озеро, поболтаю с ребятами, сказал я жене и отправился на озеро.

  Он закурил. Мы стукнулись бутылками и сделали по глотку пива.

  - Как ты видишь, кум, - продолжил он со смехом, - рыбалка та затянула меня на много лет! Это, конечно, была случайность, понятно, но... Тогда, на том озере, болтая с ребятами, я вытащил удочку из кармана и... все стали смеяться! Им было так весело видеть, как я, который издевался над зимними рыбаками во всю силу моего юмора, вдруг достал удочку.
  У меня не было ничего! Только малюсенькая удочка, на леске которой я привязал самую дешевую мормышку из магазина. И одет я был, как для простой прогулки!
  Неважно. Выбрав свободную лунку, под мостом, я опустил в нее свои "снасти". Сосредоточенно смотрел на кивок... минут 20! Рассмеялся и... пошел к рыбакам. Мне все было ясно: никакой зимней рыбалки!!!
  Никакого в тот день клёва не было и у ребят. Вино шло по кругу, все трепались про сверхуловы. По их рассказам выходило, что кадый из них был ОТМЕННЫМ рыболовом, только вот, сегодня... давление, наверное, упало - вот вывод опытных.

  Эй, чья это там удочка кувыркается, вскричал один. Все обернулись. Под мостом, моя удочка пыталась скрыться в лунке! То встанет вертикально, то упадет на лед. Твоя? Хватай, тащи, чего ждешь!
  Я побежал! Удочка не давалась... Все-таки я ее поймал. Стал тащить да не тут то было!
 
  Мой товарищ засмеялся, видимо, вспомнив тот день.

  - Ну, - продолжил он, - взял я удочку в руки и...бежать по льду!! Даже хохота не слышал от возбуждения. Только услышал, как мне орут - стой, придурок, забирай рыбу-то!
  Бросил, значит, я ту удочку и назад! На льду трепыхалась плотва. Да, что там плотва - плотвина!!! Весом около кг. Видел бы ты меня, кум, в тот момент!!! Кое-как снял я ее скрючка, снова опустил леску в лунку и... как очень хитрый - снова ушел к парням выпить, да и успокоиться надо было ведь.

  - И...что? - не вытерпел уже я, - На этом же не кончилось?

  - В тот день, - сказал он, отпив глоток, - я вытащил таким образом 4 штуки! Единственный, кстати, из всех рыбаков!
  Так все и началось, кум...

  Мы поднялись размять ноги. Солнце уже грело вовсю. Рыбалке, разумеется, кранты. Ничего - у нас вся зима впереди! В наших краях, она бывает очень долгой, в иные годы, аж до середины апреля!
  Он протянул руку и обвел озеро вокруг: - смотри, кум, какая здесь красота!!! Почти 20 лет я здесь, сколько мы с тобой озер обрыбачили! А Лиепая...в памяти, как вчера! Замечательный, красивейший город!
  Природа и люди этот город словно создали для рыбалки, хотя природа и надсмехается своей погодой над рыбаками.
  - Я ни разу там не бывал, ответил я, - опиши его! А главное, какую рыбу там ловят, где? На реках или на озерах, а, может, на море?

   - Да, море... к сожалению, море в Лиепае не годится для зимней рыбалки. Оно не замерзает. Ты же понимаешь, те времена, о которых я тебе рассказываю, были времена Советские. Я прожил в этом городе 45 лет и все эти годы были советскими. Что это значит?
  Город-порт. Флот. Военные. Где рыбачить? Было только одно место, где рыбаки могли "оттянуться" - Зимняя Гавань. Она замерзала и... туда набивалась вся корюшка Балтийского моря! Корюшка... для рыбаков да и для всех жителей города наступали "рыбные" времена. Город наполнялся запахом свежих огурцов!!! Всюду, где бы ты не был... в трамвае ли ехал, в автобусах, или просто шел по городу, везде пахло огурцами!
  По размеру, Гавань была небольшой, а рыбаков в городе, как ты сам понимаешь, было много. Да что там рыбаков! В это время, почти все мужчины города становились рыбаками!
  Гавань в городе; магазины рядом; в магазинах полно дешевого и крепкого "Агдама"... можешь себе представить, в каком состоянии с рыбалки возвращались мужики.
  Но... были и такие дни, когда военному командованию Гавани кто-то звонил свыше и требовал очистить военную гавань от гражданских. Приказ!
  И вот, в разгар ловли, в Гавань входил корабль. В рупор командир орёт... корабль медленно двигается... ломает лед.
  Представь картину. На льду места свободного нет! Глубина здесь около 11 метров. У каждого рыбака по две-три удочки. Ящики. Все уставлено "Агдамом" и закуской! А корабль приближается. С корабля приказ покинуть лед. Со льда все кричат, чтобы корабль, его командир, команда, вся Советская власть шли бы на....
  В борт корабля летят пустые бутылки! Но... утонуть или просто искупаться в ледяной воде никому же не хочется... а время собирать снасти нет! С другой стороны, командиру топить своих, советских рыбаков тоже ведь не хочется, поэтому корабль движется осторожно.
   Ближние к кораблю рыбаки хватают ящики, вино, закуски и удочки и бегут от корабля. Леску времени выбирать нет... они бегут, а за ними тянутся лески с блеснами... бегут туда, где и так все уже забито рыбаками!
  Мат стоит над Гаванью, тебе не передать!

  Я сидел на ящике и хохотал. Он был неплохим рассказчиком и так, сидя на месте, но сейчас...
  Он бегал по берегу, изображая сразу всех. И командира с рупором в руке и рыбаков, убегавших с ящиками и удочками, и матом крыл за всех. Я совершенно ясно представлял ту, городскую гавань!

  - Ёхайды, - он уселся на ящик, утомившись, - что-то я увлекся! Поехали-ка к тебе, кум. Посидим еще с пивком, пусть твои детишки вокруг бегают, слушают.

  -Верно, отозвался я, - поехали! Зима вся впереди, еще и порыбачим и послушаем твои рассказы.

  И мы приехали ко мне. Как я не просил кума рассказать еще что-нибудь...он не согласился. В другой раз, так он сказал...клянусь собакой!!!
 Ёхайды...
 


 

 


Рецензии