Великие Мекубалим и основные источники Каббалы

"Великие Мекубалим и основные источники Каббалы"

Эли Лапид

Считается, что первой книгой, повествующей о Высших Мирах, стал «Сефер Разиэль а-Малах» («Книга Ангела Разиэля»). В 60 хх гг ХХ столетия она была издана массовым тиражом, однако, несмотря на то что в древности эта книга действительно существовала, ее сегодняшний вариант каббалисты считают поздней подделкой (примерно третьего века до нашей эры), не имеющей связи
с первоисточником.

Следующий источник – «Сефер Йецира» (книга Созидания), написанная нашим Праотцом Авраамом примерно 3 700 лет назад. До наших дней она дошла в неискаженном виде. В крайне сжатой, концентрированной форме этот источник повествует о глобальных духовных процессах, предшествующих сотворению Нашего Мира, начиная от Эйн Соф (Мир Бесконечности). То, что у Бааль Суляма (см. далее) изложено на 2 000 страниц, здесь ужато до... нескольких! Понятно, что изучать эту книгу могут только очень продвинутые каббалисты.

Между Авраамом и Рабби Шимоном Бар Йохаем (2 ой век нашей эры) не появлялось сочинений, написанных языком Каббалы. РАШБ”И жил после разрушения римлянами Второго Храма (70 г. н.э.). Он был свидетелем восстания Бар Кохбы против римских захватчиков (132 – 135 гг н.э.), одним из духовных руководителей которого был его Учитель, Рабби Акива. После подавления восстания, римляне вознамерились выкорчевать иудаизм. Р. Акива и многие его товарищи были зверски убиты. РАШБ”И удалось бежать на Север Эрец Исраэль, в деревню Пкиин, где он скрывался в пещере со своим сыном долгие 13 лет, пока антисемитский порыв римлян несколько не поутих.

Именно там, в пещере, и была записана им одна из величайших книг по Каббале, о которой наслышано буквально все человечество – Книга Зоар
(Зоар на иврите означает «Сияние»).

На протяжении 9 веков Зоар изучался исключительно в маленьких, закрытых от внешнего мира каббалистических группках. Только в 11 веке люди узнали о его существовании. После смерти каббалиста Рабби Моше де Лиона его вдова решила продать рукописи, оставшиеся от мужа, и среди них – рукописную копию книги Зоар. Так о нем узнали массы евреев и неевреев.

Зоар написан, в основном, языком Агады, однако и каббалистические формулы и понятия в нем нередки. Он делится на 5 частей:

1. Предисловие к Книге Зоар – состоит из ряда статей, наиболее полно раскрывающий сокровеный внутренний смысл Торы
2. Книга Зоар – представляет собой каббалистическое объяснение недельных глав Торы
3. Новый Зоар – дополнения к некоторым недельным главам
4. Дополнительные части в книге Зоар, не являющиеся непосредственным комментарием на Пятикнижие, например Ситрей отиет (Тайны букв) и Тикуней Зоар.
5. Мидраш а-Нээлам – комментарии к различным частям Писаний и Пророков (составляющих вместе с Пятикнижием ТАНАХ), например, на Песнь Песней и Плач Иеремии о разрушении Иерусалима.

После невольной «публикации» книги Зоар расширяется круг изучающих Каббалу, и прежде всего это отразилось на еврействе Испании, духовном центре тогдашнего еврейского мира, которое переживало в 12 ом столетии свой «Золотой Век». Итог этого периода в Каббале был подведен РАМАКом (Рабби Моше Кордоверо), потомком беженцев из Испании, в 16 ом веке. В своей книге «Пардес Римоним» («Гранатовый Сад») он использует уже чисто каббалистический язык, практически не прибегая к Агаде.

Именно в этот момент появляется Рав Ицхак Лурия Ашкенази (АРИЗА”Ль), предложивший совершенно новый подход в систематизации и изучении Каббалы. По своему уровню и влиянию эта личность сопоставима с РАШБ”И, автором книги Зоар. Новшество АРИЗАЛя заключалось, в частности, в том, что Каббала проецировалась им на личную духовную работу. Это способствовало тому, что Каббала вернула себе роль духовной методики. Ведь ко времени АРИЗАЛя (вторая половина 16 го века), пользуясь доступностью книги Зоар, многие изучали эту книгу в качестве абстрактной философии на тему «сколько ангелов на небе», не ощущая ни малейшей необходимости в собственном духовном возвышении.

Основной работой АРИЗАЛя считается «Эц Хаим» (Древо Жизни), в котором описание Высших Миров сочетается с правилами духовной работы. То, что в Зоар изложено достаточно сложным для восприятия языком Агады, АРИЗАЛЬ объяснил «техническим» яыком взаимоотношений и зависимостей различных Духовных Объектов. Не менее известно и другое его сочинение, «Шаар а-Гильгулим» (Врата Перевоплощений), в которой он излагает порядок инкарнаций различных частиц Общей Души, называемой также Адам а-Ришон (о сотворении которого говорится в первой главе Пятикнижия).

Новый (а точнее, восстановленный первоначальный) подход АРИЗАЛя был с благодарностью воспринят многими поколениями каббалистов, число которых резко возросло. Одним из основных продолжателей «лурианского» подхода стал РАМХАЛь (Рабби Моше Хаим Луццато), живший в 17 ом веке. Его книги «Месилат Йешарим» (Путь прямодушных) и «Даат Твунот» являются подробной инструкцией личного Духовного Восхождения, шаг за шагом, ступень за ступенью. Он описывает Духовный Путь как последовательное развитие личной связи человек – Творец.

Восемнадцатый век был отмечен началом хасидского движения. Основателем его был Рабби Исраэль БЕШТ (аббревиатура Бааль Шем Тов),
который стремился внести элементы духовной практики даже в жизнь
самых простых, неученых евреев, ввиду чего был атакован представителями более закрытой «литовской» школы, опасавшихся (и не без оснований, как показала дальнейшая история хасидизма, особенно в ХХ веке) профанации Каббалы.

Что интересно – Виленский Гаон (АГР”А), возглавивший «миснагдим» - противников хасидизма из «литовской» школы, и сам был большим каббалистом. Его ученики опубликовали его наследие - а это ни много ни мало, как ... 70 книг по Каббале!
Среди них можно отметить «Эвен Шлема» (Совершенная мера), посвященная практике духовной работы, и особенно «Коль а-Тур» (Зов Горлицы), в которой описываются стадии наступления в глобальном масштабе Эры Машиаха, т.е. периода Раскрытия Лика Творца всему человечеству.
Мы уже стали свидетелями некоторых этапов – широкое распространение
Каббалы (благодаря деятельности Бааль Суляма, см ниже) и массовое возвращение евреев в Эрец Исраэль.

Но вернемся к хасидизму. Наиболее известной книгой, написанной одним из лидеров этого движения, является, бесспорно, «Тания» - труд основателя ХаБаДа Альтер Ребе. Эта книга посвящена способам преодоления человеком своего низшего, животного начала и подъему его к Свету, но и не в меньшей степени – доступному современникам описанию устройства Высших Миров и Путям Божественного Провидения.

Мы постепенно приближаемся к нашим дням. В начале 19 го века на заброшенной окраине Европы – Балканском полуострове, живут и работают два раввина – р. Калишер и р. Алкалай. Именно они впервые открывают евреям, что не Машиах придет и соберет евреев в Эрец Исраэль – а наоборот, евреи должны собраться в Эрец Исраэль, хотя бы физически отстроить Страну и начать выполнять Заповеди, связанные с Землей Израиля - и именно это откроет дорогу Машиаху.

Их голос практически не был услышан (хотя и откликнулся парадоксальным образом – ведь дед основателя политического сионизма Теодора Герцля был как раз одинм из верных приверженцев р. Калишера), но в начале ХХ века появляется Рав Авраам Кук, подход которого вызвал переворот в еврейском религиозном мире – а именно, возникновение нового ортодоксального еврейского течения (наряду с хасидским и «литовским») – религиозного сионизма. В своей книге «Орот» р. Кук концентрируется на вопросах национальной жизни и государственного строительства.

Учение р. Кука поясняет нам, каким образом возрождение еврейской жизни в Эрец Исраэль и создание Еврейского Государства становится прологом Эры Машиаха, началом процесса полного Избавления всего человечества. По его мнению, возрождение еврейской общины в Эрец Исраэль создает «тело» первого на Земле исправленного человеческого сообщества, а массовое изучение Каббалы вдыхает в него «душу».

...Начало ХХ века. В Эрец Исраэль прибывает из Польши р. Юда Лейб Ашлаг, названный впоследствии Бааль Сулям («Сулям» - это название его сплошного комментария на книгу Зоар). До репатриации в молодости он был учеником Адмора из Калушина рабби Меира Шалома Рабиновича, бывшего потомком “Святого еврея”, и он приходил к нему ночью, в два часа по полуночи, чтобы заниматься вместе с ним. После кончины своего учителя и рава Адмора из Калушина, Бааль Сулям стал учеником его сына, рабби Еhошуа Ашера из Фурсова.

Бааль Сулям и сам становится Бааль Асага (Постигающим). Будущее и прошлое открыто ему. В 1921 году он рассылает письма известным раввинам Европы, предупреждая их, что надо уводить оттуда народ. «Над Европой сгущаются черные тучи» - пишет он, но к нему никто не прислушивается, хотя он и пользуется авторитетом в религиозном мире. Предотвратить Катастрофу не удается...

В 20 ее годы Бааль Сулям  начинает другой труд – составление каббалистического учебника Талмуд Эсер Сфирот (Учения
о 10 Сфирот), который на сегодняшний день является настольной книгой всех каббалистов. ТЭС представляет из себя подробное разъяснение основных идей и понятий книги Эц Хаим АРИЗАЛя. Он был издан в 1926.

После войны р. Ашлаг приступает к капитальному труду всей его жизни –
составлению сплошного комментария «Сулям» на всю книгу Зоар. Ни один каббалист до него не получал разрешения Свыше на такую работу...

Параллельно он пишет большое количество статей, в которых
доступно и популярно, на понятном нам языке, разъясняет основные принципы Каббалы и способы индивидуальной и групповой духовной работы.

Обычно порядок изучения работ Бааль Суляма таков:
1. Акдама ле сефер а-Зоар (предисловие к комментарию на книгу Зоар).
В ней он дает ответы на самые кричащие вопросы человеческого бытия...
2. Акдама ле ТЭС (предисловие к Талмуду Эсер Сфирот). В ней он дает
обобщенную картину Высших Миров и их соответствий ступеням личного духовного возвышения человека.
3. Птиха ле Хохмат а-Каббала (введение в Мудрость Каббалы).

Следующий этап работы – углубленное изучение ТЭС, очень желательно – под руководством более продвинутого в Каббале Наставника.

Дело Бааль Суляма продолжил его сын-первенец, р. Барух Ашлаг
(сокращенно РАБАШ), живший в Бней Браке. Он воспитал целую плеяду (порядка сорока человек) Учеников. Вокруг этой Группы формируется постепенно новое поколение каббалистов. Один из них, р. Готлиб, открыл каббалистическую ешиву в поселке Тельзстон под Иерусалимом.

Один из наиболее известных трудов РАБАШа – многотомный сборник статей Биркат Шалом, совершенно незаменимых в практике духовного возвышения. Эти статьи содержат тысячи советов и разборов различных духовных ситуаций, так что на любом этапе Восхождения каббалист может опереться на этот материал.

Другое ответвление духовной школы Бааль Суляма - иерусалимское -
ныне представлено двумя каббалистическими ешивами в Старом Городе - одну из них возглавляет р. Шейнбергер, другую - недавно ушедший от нас в лучший мир р. Брандвайн. К сожалению, его сын, продолживший дело отца, тоже недавно нас покинул


Рецензии
Бога нет. Это еще Гагарин доказал, своим полётом в космос.
Так и вам - приходится доказывать без доказательств!

Алексей Черепанов   27.03.2018 20:21     Заявить о нарушении