Бодливой корове...

Слышала нехитрый рецепт счастья: «Не жалуйся ни на что и никогда – и будешь счастлив». Якобы ученые вывели такую формулу. Хм… Весьма сомнительная сентенция. Ибо можно и не жаловаться, но факт, привносящий стресс в твою жизнь, от этого не исчезнет. Можно даже, наподобие страуса, спрятать голову в песок, но это не значит, что ты гарантирован от пинка в выпяченную часть тела.

Какие жалобы мы слышим чаще всего? Не будем касаться политики, ограничимся бытовым уровнем. На одиночество или, наоборот, на мужей-козлов, на детей-оболтусов, на соседей-сволочей, на начальников-дураков. Ну, на мужей и детей мне жаловаться не приходилось, за их отсутствием. А вот с начальниками-дураками встречаться доводилось, и неоднократно. Иногда у меня даже возникало впечатление, что перед тем, как усадить их в кресло, с ними проводят трехмесячные курсы на тему: «Что тебе надо НЕ знать в новой должности? Что тебе незачем уметь? Что ты должен делать, чтобы не выполнять свои должностные обязанности? Как сделать умное лицо, разнося сотрудников, которые значительно лучше тебя ориентируются в работе? Как уволить хорошего работника, который несимпатичен тебе лично?»

Нет, я не буду обобщать, были у меня и очень хорошие начальники, со многими я даже продолжала общаться и после увольнения, в гости приезжала, подолгу разговаривали. От таких я уходила с сожалением, и единственной причиной моего ухода была всегда низкая зарплата, на которую очень трудно было прожить и которую они мне, хоть разбейся в лепешку, поднять никак не могли. Ну, или полная ликвидация фирмы.

Но вот вспомнился классический случай руководителя – дурака и неумехи. Точнее, руководительницы.

Занесло меня в 2007 году в некую фирму, назовем ее «ИнфоДом». Фирма занималась рекламной деятельностью, точнее, выпускала рекламные журналы разных профилей. Журналов было много, клиентов тоже, понадобился дополнительный работник на должность диспетчера. Собеседование проводила очень милая девушка, руководитель отдела. То да се, обычные кадровые и профессиональные вопросы, наплыв желающих, отбор. Наконец, звонок от этой Елены: «Мы выбрали вас, вы можете выйти на работу с завтрашнего дня?» Да, конечно. Зарплата тоже по тем временам была неплохая, хотя и «серая». Но так было везде в частном бизнесе.

Круг моих обязанностей был достаточно широк. Звонки клиентам, уточнение рекламных позиций, корректировка базы данных, статистика, опросы клиентов о позициях, которые для них наиболее востребованы, то есть прямое влияние на облик и содержание наших журналов, поиск в Интернете новых клиентов, а также тех, кто сменил название или адрес, но не удосужился нам сообщить, частично – обязанности менеджера по продажам, только с тем отличием, что сделку я вела не до конца, а передавала рекламным агентам. Систематический мониторинг работы курьерско-доставочной службы. От меня зависела их зарплата. Вот кто меня сначала принял в штыки. Но потом, когда самым хорошим работникам стали то поощрения высказывать, то премии выдавать, они меня полюбили.

В общем, и круг обязанностей был широк, и ответственность немаленькая. А мне после предыдущей работы все казалось так легко и увлекательно, все получалось, работа шла, и я от нее тоже получала удовольствие. Отношения с сотрудниками и с директором сложились, никаких интриг. Работала и работала. И вдруг звоночек: уволилась секретарша, без объяснения причин, только сказала, что работа гнилая, она поищет что-нибудь получше. Еще через полгода уже и не звоночек, а внезапный гром с небес: уволилась руководительница отдела, та самая Елена. Оказывается, у нее давно были напряженные отношения с директором, и ее все достало. Отдел замер: кто же будет следующим начальником, изменится ли что-то? Новым начальником назначили… оператора ПК из нашего же отдела, некую Аню Никулину, 24 лет. Мало того, утвердили ее уже сразу в должности заместителя директора, то есть второе лицо в фирме, если не считать главного бухгалтера и первого зама. Все это было более чем странно. Аня проработала в фирме 3 месяца, тонкостями работы не владела, образования у нее не было, только курсы ПК. Как же она будет руководить издательством? Но нам сказали: молодая, амбициозная, а чего не знает – узнает, разберется. Ну, посмотрим.

Какое-то время все шло по-старому, ведь налаженную работу сразу с места не свернуть. Аня тоже пока инициатив не проявляла, присматривалась, училась. Но вот она приступила к действиям. Первым шагом было увольнение офисного водителя-курьера. С мотивацией: а зачем он нам? У Виталия Львовича (директора) своя машина, а если что надо сотрудникам, пусть сами и делают, не инвалиды, есть ноги, метро и автобусы. Виталий Львович не возражал и вообще с этих пор переложил все офисные и издательские дела на Аню. Сам стал разрабатывать новое направление: учебно-преподавательское. Бизнес-семинары, конференции, тренинги. Но… для себя лично. На работу он приезжал к концу дня и долго сидел, писал лекции. Потом Аня добилась увольнения первого замдиректора, он ничего не делает, только кальян курит на лестнице да документы подписывает, а подписывать может и она. Потом было запрещено работать на дому, все должны работать в офисе. В офисе стало, как в банке с кильками. Все друг другу мешали.

Добралась и до нас, диспетчеров. Нас было трое. Татьяну Георгиевну уволила, ее нагрузку распределила между мной и Маргаритой. Потом задумчиво сказала: «Вообще-то, знаешь, я собираюсь оставить одну Маргариту, а тебя перевести в рекламные агенты». Я офонарела и вежливо разъяснила ей незаконность ее намерения. Она вроде отступилась. Но стала ко мне подходить с дополнительными поручениями: организовать семинар Виталия Львовича, найти и заинтересовать бизнесменов-слушателей (чисто ее работа), отправить электронные письма (тоже), потому что сама она этому искусству так и не научилась, организовать всероссийский семинар по рекламной деятельности (организация, помещение, город, участники и прочее). Спрашивается, какое я, диспетчер, имею к этому отношение? Но – срочное задание Виталия Львовича. Сходить на почту, отправить письма. Сходить в банк, отнести документы (а ведь и там, и там надо очередь стоять, это время, отобранное у моей основной работы, от которой меня никто не освобождал). Потом отправила меня на другую почту, куда нам тоже приходила корреспонденция. Принеси, что там накопилось. Я пришла на эту почту за два километра и обалдела: нашей почтой было битком набито пространство под тремя почтовыми столами, а стопка извещений на нее, которые мне вручили, в толщину была около десяти сантиметров. Я вернулась, вручила ей извещения и сказала: «Заполняй и иди туда сама. И попробуй все это унести. А мне дай возможность заниматься своей работой». После чего она с почтой от меня отстала. Но ее бурная деятельность продолжалась. Премии для курьеров она давно отменила, но теперь ее перестало устраивать количество самих курьеров, слишком много их, слишком много мы им платим. Пошли увольнения.

Ввела правило: рекламным агентам устанавливается план, за невыполнение – вычеты из зарплаты, за систематическое - увольнение. У старых работников появилась безнадежность в глазах. Да и я была дезориентирована, вся работа разваливалась на глазах, коллектив разваливался на глазах, лично я уже просто не знала, чем мне заниматься в первую очередь. Стонала и Маргарита – второй диспетчер. Как-то мы с редактором одного журнала обменялись втихаря репликами. На какую-то фразу она меня тихо спросила: «Ты тоже думаешь, что нам всем недолго осталось?» На что я ответила: «Ну, если ничего не изменится…» Но что могло измениться, если выше Ани авторитета не было? Виталий же Львович от всего самоустранился, занимаясь только своими семинарами.

Долго ли, коротко ли, подошел декабрь. По ранее утвержденному графику, во второй половине мне полагались две недели отпуска. Я подошла к Ане. Она заныла: «Ой, такое горячее время, давай в январе». Январь, как известно, мертвый месяц для бизнеса, так что смысл был. Я согласилась, написала заявление на вторую половину января. Через два дня Аня с возмущением говорит мне: «Как это?! Я думала, ты возьмешь отпуск с 1-го!» - «Извини, с 1-го по 10-е и так выходные, они в отпуск входить не могут.» - «Ну, я еще подумаю, посоветуюсь с Виталием Львовичем.» И еще через день: «Знаешь, мы пришли к решению: мы будем тебе лучше предоставлять дни в счет отпуска. По 1-2 в месяц.»

Это был финиш. Я взяла лист бумаги и написала заявление на увольнение, зарегистрировала у секретаря (тоже Ани, кстати) и оставила на подпись. Больше меня ничего не заботило. Я сидела на своем рабочем месте эти две недели и ничего не делала. 30-го декабря Алла, главный бухгалтер, выполнявшая одновременно обязанности кадровички, выплатила мне зарплату, компенсацию за отпуск (причем, зная всю подноготную, из расчета «серой» зарплаты, а не «белой», которая составляла всего 5 тысяч) и отдала трудовую книжку. 31-го я уже на работу не пошла. Вот просто не пошла. Меня с этой фирмой больше ничего не связывало, и мне не было до них дела.

Но с девочками, с которыми дружила, все же перезванивалась еще какое-то время. Анины реформы на мне не закончились. Через три месяца Алла, главный бухгалтер, заболела. На больничный ее не отпустили. Она приходила на работу с лекарствами, которые ей надо было принимать. И все-таки однажды свалилась, после чего Аня заявила директору: «Да она наркоманка, сидит на колесах, даже на работе не стесняется их глотать». Возмущенная таким хамством, тем более от соплячки, Алла плюнула ей в рожу и взяла расчет без отработки, это было в ее возможностях. А работа… Опытный главный бухгалтер не пропадет, и в дальнейшем у нее все сложилось в другом бизнесе.

Но, как утверждает народная мудрость, сколько веревочке ни виться, а кончику быть. Аня зарвалась. Потребовала от начальника типографии переделать весь уже отпечатанный и готовый к рассылке тираж журнала, чтобы вставить небольшой рекламный модуль. А ведь это какие деньги! Вот уж тут начальник типографии прорвался к сознанию и телу Виталия Львовича и высказал ему все, что он об этой дуре думает. Остатки коллектива добавили информации, рассказав про все выходки Ани и реальное положение дел в фирме, которое можно было охарактеризовать только как разруху. Оценив и придя в ужас, директор потребовал от Ани в две недели исправить все, что она натворила. Она, естественно, ничего исправить уже не могла, да вряд ли и хотела. После чего ей сделали в трудовой запись о профнепригодности и выставили без зарплаты, без компенсации за отпуск и выходного пособия.

Говорят, бодливой корове Бог рог не дает. Но вот когда он иногда отворачивается, некоторые телки, у которых чешутся растущие рога, дорываются до дела. Вот тогда такое и получается…



…А это уже был кризисный 2008-й. И в своем текущем состоянии «ИнфоДом» не выжил. А возможно, этого, хотя бы и с некоторыми потерями, можно было избежать…


Рецензии