Как я была на домашнем концерте у Лермонтова

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

С шумного, слепящего огнями Нового Арбата, от Дома Книги я поднялась на три-четыре ступеньки, ведущие вбок, и оказалась на Малой Молчановке, где сразу тихо и темно. Светились теплым розовым светом окошки старого деревянного дома. Деревянная калитка. Мощеная дорожка.

Я еще помню одноэтажные деревянные дома наших друзей и знакомых, куда я тоже приходила на свет окошек, открывала калитку, шла по двору, поднималась на деревянное крыльцо…

Здесь тоже было деревянное крыльцо, и дверь не заперта. Это дом Лермонтова, где он когда-то жил с бабушкой Елизаветой Алексеевной. Он потом писал, что это были его счастливые годы. И дом помнит это.

Я прошла по скромным маленьким комнатам со старым скрипящим паркетом. В юношеской светелке наверху, с низким потолком, - его стол, на нем книги, черновики стихов, ноты...
 
Ноты на столе у Лермонтова были – скрипичные пьесы Маурера. В 1829 году кто-то из друзей этого дома записал в своем дневнике, что 21 декабря здесь слушали, как Мишель исполнял на скрипке Маурера.

Сегодня в 21 веке 21 декабря в этот дом пришли профессиональные музыканты. Молодой скрипач Владимир из оркестра «Новой оперы» блестяще исполнил по этим старым нотам яркую виртуозную пьесу Маурера, которая когда-то звучала здесь.

А ведь было тому разносторонне талантливому мальчику из начала девятнадцатого века от роду 15 лет! Мы спросили у Владимира, насколько сложна для исполнения эта мелодия. Он помахал смычком и сказал, что не настолько сложная, насколько неудобная для исполнения. Но пятнадцатилетний мальчик с ней прекрасно справлялся.
Ну, Мишель, класс…

Владимир умчался на спектакль, а домашний концерт у Лермонтовых-Арсеньевых продолжался.
Семнадцатилетняя Алина – уже состоявшийся музыкант, она дипломант конкурсов исполнителей. Ее инструмент – русская гитара, которую она начала осваивать с четырех лет.
Перед концертом я усмотрела в мансарде дома гитару на кушетке. Милая хозяйка дома подтвердила, что Лермонтов брал уроки игры на гитаре у гитариста-виртуоза того времени Михаила Высотского.
 
Алина исполнила Баха, Генделя, а потом изящную мазурку неизвестного нам автора:
Еще был дивный романс Булахова «Не пробуждай воспоминанья», который я полюбила с тех пор, когда в начале 80-х мы были в этом доме с исполнительницей этого романса, потрясающей певицей Ниеле Амбразайтите из Литвы:
И под конец прозвучала народная песня в обработке того самого Высотского «Ах ты, матушка, голова болит». Милую гитаристку долго не отпускали.

Две студентки консерватории, Катя и Оля, такие красивые, фортепиано и скрипка, исполнили очень темпераментную пьесу Венявского. Высокие музыкальные эмоции наполнили старый дом. Они сыграли еще несколько вещей, потом скрипачка ушла, а пианистка играла нам мазурки Шопена, старинные романсы.

Я представила себя идущей по темной улочке мимо этого дома с приглушенным светом в окнах, из них доносятся звуки прекрасной музыки. Это могло быть сегодня, а могло происходить таким же зимним вечером 21 декабря 1829 года. И окна так же светились. И звучала та же музыка.

…Мы живем в непрерывном потоке времени, и все его моменты связаны между собой. Как важно, когда существует такая Связь Времен.


Рецензии