Нить музыки

Эпизод 1:
Мы уже подъезжали к Оренбургу, когда я осмелился задать водителю давно вырывающийся из меня вопрос:
- Скажи. Ты только ЭТО слушаешь? (из качественных колонок новой машины пятый час слышались рифмы «я – не я», «горе – море», «мусорок – уволок», лихо уложенные в три аккорда)
Ответ был неожиданным:
- Ты хочешь, чтобы я уснул?
- Нет, конечно! Еще этого не хватало! Но можно «не спать» и под иные звуки.
С явным неудовольствием водила покрутил магнитолу и остановился на первой попавшейся радиоволне.
- Такое пойдет?
- Битлы? Мне – да… Но я не об этом спрашивал.
- А о чем?
- Ты слушаешь и СЛЫШИШЬ только такую музыку?
Водила вырубил магнитолу и нервно закурил. И зачем я полез к нему с этими вопросами? Человек везет нас с четырех утра в центр области. Возможно, он перед этим даже не подремал. А тут я! Ответ снова меня удивил:
- Классикой насытился в музыкальной школе, когда мои родители отправили меня учиться на баян. Так что к этому у меня стойкий иммунитет. Все остальное – требует либо вникания, либо интереса. У меня этого нет. А шансон… Он не напрягает.
Я задумался. Мне нечего было ему ответить. Он решил слышать то, что слушает. Это его выбор.
Эпизод 2:
Стемнело так быстро, как это бывает в самом конце лета. Ужинать пришлось при свете луны, которая снова решила набрать вес вопреки всем новомодным диетам. Огурчики, колбаска на прутиках валежника...терпкий чай и разговоры…разговоры…
- У тебя новые «уши», сын.
- Ага. Подарили. Хочешь заценить?
- Давай.
- Я тебе «твою» музыку поставлю.
- Не! Ставь «свою».
- Хорошо…
Десять секунд одной песни, минута другой… Пробежался глазами по плейлисту. Хм… Почти никого не знаю, но появилось ощущение возвращения куда-то туда, в те времена, когда мне было… 16! Как и ему…
- Тебе все это нравится?
- Ну...да.  А что?
- Да так…
- Сын! А ты КАК слышишь музыку?
- Как?? Просто слышу… И даже могу ее играть. Ты ведь знаешь.
- Да. Ну, а эти песенки типа «О, Боже, какой мужчина»?
- Ты смеешься???
- Давай помолчим. Такая тишина в городе невозможна. Но! С рассветом снова рыбачим!
- А то!
Эпизод 3:
- Споешь?
- Бать! А надо?
- Давай нашу!
«Черный ворон» взлетел с первыми аккордами и полетел в открытое окно. Три первых куплета пели в унисон и, казалось, что песня не кончится никогда.
- Бать! Я дальше не знаю.
- Там много куплетов… У этой песни нет конца, как и у души.
- Я ее выучу…возможно.
- Дай Бог.



Эпизод 4:
Гости уже разошлись. Праздник закончился. В гостиной бескрайний стол. Никого, только мама, допивая чай, смотрит в темное окно. Из нашей огромной магнитолы кто-то что-то поет про БАМ. Я забираюсь на ее колени и тут начинается она… «Снегопад, снегопад… Если женщина просит… Бабье лето ее торопить не спеши…» Что со мной? Ком в горле… Изнутри, наружу – вырывается ЧТО-ТО. Я не могу понять что! Музыка. Голос. Слова. Мне 5 лет! Ну что я мог понимать в этом возрасте? Но вот они - тихие слезы по моим щекам. И вот оно - мое рыдание на последнем припеве и взволнованное удивление мамы:
- Вадимка! Ну, ты что? Не плачь! Мааааленький мой…
Эпизод 5:
- А зачем он поехал петь перед карателями???
- Он пел детям.
- А зачем с «ихним» флагом шел на демонстрации???
- Он шел с нашим флагом. Да. На пиджаке ленточка с цветами флага нашей БРАТСКОЙ республики. В ней живут наши БРАТЬЯ. Или я что-то путаю?
- Они убивают! Они стреляют! А он их поддерживает!
- … Мне жаль вас.
- Себя пожалей! Предатель!
Стало как-то не по себе. Шел домой как в тумане. А в голове строчки из ЕГО песни… песни «предателя» Макаревича:
Кто тут прав, кто не прав – я прошу Вас, не надо, не спорьте.
Слишком короток век,  - не прошел бы за спорами весь.
Мы увидимся все в позаброшенном аэропорте,
При попытке успеть на когда-то отправленный рейс…
Мой выход:
Мы каждый день слышим миллионы звуков. Если бы наш мозг обращал внимание на каждый из них – мы давно сошли бы с ума. Вы когда-нибудь прислушивались к тому, что «звучит» вокруг Вас, когда Вы идете на работу? Я – не особо. Только очень резкий и неожиданный звук может вернуть меня в реальность из моих мыслей. Даже ночь не дает нам полной тишины. Что-то постоянно булькает, шуршит, мяукает. А теперь представьте,  что Вы оказались в абсолютной тишине! Резко и на долгое время. По-моему…тоже один из поводов, чтобы сойти с ума. К чему это я? А! Да! Много разных звуков – плохо. Нет звуков – тоже плохо! Что тогда хорошо? А хорошо то, что ласкает наш слух, мило нашей душе. Музыка – часть этого. Гармония звуков и созвучий заставляет нас пуститься в пляс и неожиданно для нас самих заплакать…  Музыка порой так врезается в наше подсознание, что мы невольно можем напевать одну и ту же песню неделями, а то и месяцами! (Самое интересное, что она может нам абсолютно не нравиться! Так я пел песню глубоко уважаемой мною Софии Ротару «Дикие лебеди» ТРИ!!! месяца!) Есть такие мелодии, которые «пускают в нас корни» и живут внутри до скончания наших земных дней. У меня таких несколько. Причем из разных направлений. Из классики самая живучая на данный момент - симфония Рахманинова. 2-й концерт для фортепьяно с оркестром. Да я не умничаю и не занудствую!   Вы все ее слышали.  «Загуглите» и послушайте вместе со мной. Из рока пожалуй… Дорз – Рeople are stranger. Она гениальна в своей простоте, как Yesterday Битлз. Я подсел на музыку, как на…хлеб насущный. Если я ее не ставлю в магнитофон – она звучит внутри меня постоянно, …но хорошо, что не круглосуточно. От хорошего тоже нужно отдыхать. Во времена подростковости я делил музыку на хорошую и плохую. Попса мне казалась музыкой для недалеких людей (вроде как «умным» был). Но с годами (читай – «с опытом»), я понял, что музыка не может быть плохой. Она может быть – не моей в данный момент. Скажите мне в восемнадцать лет, что я в сорок начну напевать песенки группы Ласковый май, - да я бы рассмеялся Вам в лицо! Нет! Они не стали «моими», но и не вызывают уже того негатива, как это было ранее. И мне кажется, что не так важно, кто и Что слушает. Важно, что мы вообще еще в состоянии ЧТО-ТО слушать и самое главное – УСЛЫШАТЬ. Нужная музыка найдет путь к душе, желающей радости или покоя. Вот только одна просьба – не трогайте музыку, которая Вам не нравится. Однодневки и так канут туда, куда им и дорога… Вечная же музыка – останется в сердцах поколений. Скоро зима. Обратите внимание, сколько раз на улице будет исполнен «Ой, мороз, мороз!» в течение этих трех месяцев. Слушайте! Пойте! Наслаждайтесь! Но не трогайте эту нить, которая связывает нас с теми, кто был и с теми, кто еще будет.
Эпиграф он же Эпилог:
Из Андрея Вознесенского:
Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном -
не трожьте музыку руками!
  ………………………………………….
Руками ешьте даже суп,
но с музыкой - беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.

Без эпизода:
Кто сказал, что музыку нельзя НАПИСАТЬ в газете??
Споем?!! Я начну, а Вы подхватывайте!
Най-на…
На-на-на-най-на-на-на-на…
На-на-на-на…
На-на-на-на-на…
(Думаю, Лев Валерьянович не будет в обиде за то, что мы без него … по-семейному?)


Рецензии
Очень тонко и душевно написано. Знаковый, особенные песни всегда рождают в душе некие трепетные ассоциации. Ассоциации материализуются в забытые воспоминания. И так далее. Действительно, есть музыка, песни, которые сопровождают меня всю жизнь. Поначалу я удивлялся, почему у других людей совсем не так. Как можно жить без музыки? Вернее жить с ней, но воспринимать как фон, или ритм для покачивания ногой. Но вот оказывается есть еще люди для которых музыка, это что-то особенное. Например автор этого рассказа))

Денис Ганин   09.11.2020 14:21     Заявить о нарушении
Спасибо! Радостно встретить собрата "на алмазном пути"))

Вадим Осьминкин   09.11.2020 19:33   Заявить о нарушении