Рижские зарисовки

             Так уж сложилась наша жизнь, что мой сынишка впервые в жизни увидел море только в десятилетнем возрасте. Долгое время, к сожалению, неблагоприятные обстоятельства не позволяли надолго отлучаться из дому. Что ж поделать, так уж получилось. Когда стало возможно, в начале нулевых, мы стали путешествовать.
В том году весной и летом мы ездили в Санкт- Петербург и побывали в Петродворце. Вот там мой сын впервые познакомился с морем. Но Финский залив в Петродворце - это узенькая полосочка моря, даже другой берег виден. Тем не менее, начало было положено. Летом мы даже смогли окунуться на мелкоте, хотя что там за купание - воды по колено, бредёшь, бредёшь, а все мелко. Тогда же, в июле, родственники свозили нас в Сестрорецк. Добрались мы туда в жаркий вечер, ровно в полночь купались на прекрасном пляже в бархатной воде. Финский залив в этом месте широкий, это уже "настоящее" море. Да, там было чудесно, но, увы, всё было так кратковременно – нас торопили ехать. Сынуля мой ещё не знал, как можно нежиться на пляже, строить из песка замки, любоваться закатами, гулять по берегу вдоль моря. Мы ни разу не отдыхали у моря "по-настоящему".

           Наступил август. 15 августа в Литве праздник - Жолинес, выпало 4 знойных выходных дня. Обидно было бы эти дни провести дома. И вот тогда меня впервые осенило - поедем в Ригу! Останавливаться в отелях ещё мы не привыкли, и я стала думать, кто нас приютит.

            В начале нулевых в Риге жила вдова замечательного друга моих покойных родителей, тётя Руфа, как мы её называли, и её дочь, моя сверстница. Приглашение же погостить у них я получила ещё на Новый год, когда по телефону поздравляла наших друзей с праздником. И вот летом я снова созвонилась с тётей Руфой, и она любезно согласилась нас принять.

        В то время ещё курсировал так полюбившийся нам поезд Вильнюс-Рига. Отправлялся он из Вильнюса около полуночи, а прибывал туда в полшестого утра по нашему времени. И хоть этот поезд шёл долговато (сюда же входила граница в Йонишкес и Мейтене, двойной пограничный и таможенный контроль, всё это упразднили с вступлением стран Балтии в Евросоюз), нам эти поездки нравились. Мы любим настоящие ночные поезда, с купе, постелью. Это не "сидячка" - рельсовый автобус. В спальном вагоне ехала бы и ехала, далеко. Тем более, что было идеально чисто, комфортно.

          И вот мы на вечернем перроне. Приехали загодя, ещё ждать пришлось. Вот и подали поезд, не ожидали, что он такой короткий, всего 3 вагона. Заходим в вагон - непривычный, как оказалось - отреставрированный поляками вагон. В купе по 6 полок. Столики крохотные, чемодан под полку не влезает. Правда, диваны уже были мягкие, без тюфяков. Позднее тюфяки упразднили в вагонах всех поездов литовского формирования. Мой сынишка, любитель поездов, обследовал все, включая туалет. В вагоне было чистенько, уютно. Плохо только, что на крохотных столиках ничего не умещалось, а под узкие полки не влезал багаж. В купе мы были не одни, нашим соседям тоже не было куда девать вещи. Соседи наши были молодые швейцарцы, прилично говорящие по-русски. Они совершали тогда популярный у европейских туристов вояж - день провели в Вильнюсе и ехали в Ригу. Если бы не теснота из-за дурацких полок, компания их была очень приятной. Я угостила их изумительными яблоками из нашего сада, только что с дерева. Попробовал этот швейцарец наше яблоко и сказал, что только теперь он понял, что никогда в жизни не ел раньше настоящих яблок, то, что они покупают в магазинах, с настоящими яблоками ничего общего не имеет.

           Летняя ночь в поезде пролетела быстро, да и спать-то нам не дали - две пограничные проверки , сначала проверяли литовцы в Йонишкес, потом - латыши в Мейтене. Играли тогда в границу. Правда, таможенники в сумки не лезли, только спрашивали, не везём ли чего такого, запрещённого, но багаж наш был незначительный, интереса не вызывал, однако, пограничный паспортный контроль, проверка, все это было. Все эти процедуры производились среди ночи. После проверок чуток поспали, по-летнему рано начало светать. Уже надо было подыматься и приводить себя в порядок.

        И вот уже за окном величественная Даугава, высокие шпили соборов Старой Риги - Большой Пётр, Домский собор... Поезд идёт по длинному железнодорожному мосту - медленно, торжественно. Мне всегда вот этот момент прибытия поезда в Ригу нравится. Всегда такое ощущение праздничности, что ли. И все кажется знакомым, каким-то своим, нет такого впечатления, что приезжаешь в чужой город. Итак, старая Рига встречает нас!

            Швейцарцы помогли нам допереть наш здоровенный чемодан и выставить из вагона. Что и говорить, носильщиком была только я, сынуля ещё был слабенький помощник. Встречала нас дочь тёти Руфы,  и мы на такси поехали к ним в Саркандаугаву. Там, в небольшой квартирке жила только пожилая хозяйка  и её любимая собачка, уже немолодой скотчтерьер Чапа, как и полагается, чёрный пёс. Чапа обычно лежала под столом или в своём углу и не вмешивалась в нашу жизнь.
Мы перекусили и решили немедленно ехать к морю. Хозяева нам посоветовали ехать в Вецаки – с железнодорожной станции совсем рядом с их домом это всего три остановки на электричке.

            Итак, мы отправились на станцию. Вокзальчик - неприглядное деревянное строеньице сарайного типа. А вот и электричка, народу порядком, едут из Риги в сторону Саулкрастов. Мы едем. За окном Кэшэзерс - довольно большое озеро. Невнятный и сердитый голос машиниста сообщает остановки – Мангали, Зимельблазма, Вецдаугава, всюду  станционные строения - невзрачные сарайчики. А следующая уже Вецаки. Здесь вокзал симпатичный, с башенкой со шпилем. Здесь же KAFEINICA (кафе, латв.). От станции до моря - минут 10 ходьбы по прямой тенистой улице. Наконец мы у моря!

               Сын сбрасывает тапочки и бежит по шёлковому песочку - знакомится с морем, которое навсегда стало его замечательным другом. Располагаемся и идём купаться. Вода прохладная, но это ничего - это ведь море! Вообще-то мы собирались только искупаться и вернуться в Ригу, но, попав на пляж, возвращаться так сразу расхотели. Сынуля открыл для себя столько удовольствий - песочек, в котором можно было копаться, на котором можно было рисовать длинные железные дороги, морскую гладь, бескрайнюю синь, это все для него было ново. На пляже мы пробыли до двух часов дня и поехали обратно в Ригу.

У тёти Руфы мы пообедали, что-то приготовила она, что-то я. Помню, она сказала:
- Может я вам не угодила?
- Что Вы, тётя Руфа, - сказала я, - обо мне уже давно никто не заботился, поэтому я вам так благодарна.
- Да, ты права. Это так хорошо, когда кто-то о тебе заботится...

          Она рассказала мне о прогулке с каким-то своим знакомым, как он её оберегал, когда они переходили улицу, и как эта нехитрая забота её, давно овдовевшую, живущую отдельно от детей, так необыкновенно растрогала.

            После обеда мы поехали в старый город, это было не очень близко. Ехали на трамвае, хотя могли бы добраться и электричкой. Рижские трамваи оказались не чета тогдашним раздолбанным питерским, с которыми мы уже познакомились, - быстрые, современные, чистые и красивые. С собой мы взяли видеокамеру, и очарование этого пятничного вечера прекрасно запечатлелось на видео - площадь Свободы, симпатичный парк, каналы, мостики, фонтан возле оперного театра, узкие улочки Вецриги (Старой Риги, латв.). Очень много людей гуляет – пятница, впереди выходные. За столиками уличных кафе полно народу. Старушка Рига - достояние пешеходов, автомобилей не видно - здесь не их царство. Уютные, роскошные рестораны и кафе, почти всюду рядом с ними столики на открытом воздухе. А сколько музыки - и воспроизводимой, и живой! А вот и Домская площадь, затем "Большой Пётр". У Домского собора одиноко играет виолончель.

          Когда я смотрю это видео, мне кажется, что я переношусь в сказку. Мы заходим в собор - как раз начинается органный концерт. Билеты не дёшевы , но пропустить такой концерт нельзя.

             Публика рассаживается, затихает, и дивная музыка заполняет зал.
Ах, как я люблю орган! Орган и средневековые соборы. И как фантастически орган  звучит в Домском соборе! Низкие звуки ползут по сводам, сотрясая их, надвигаются, заполняют пространство. И совсем необычно - высокое, печальное пение скрипки. Она плачет, словно жалуется о чем-то... И опять орган - сильный, мощный, мужественный. Водоворот чувств, звуков, эмоций. Можно ли всё это описать словами?

            После концерта мы погуляли уже недолго и поспешили "домой" - уж больно устал мой ребёнок - бессонная ночь в поезде, столько впечатлений. Спать мы свалились, едва успев поужинать.

             Cледующий день был субботний. К морю мы отправились с самого утра. Когда со станции мы шли на пляж по тенистой улочке и наслаждались прелестью летнего утра, я впервые подумала - хорошо бы снять жилье у моря и вдоволь побыть здесь. И в дальнейшем мы ежегодно стали ездить в Юрмалу, но это уже было потом.
В ту субботу людей на пляже было немало. Но главное – появились волнишки, и стала просто изумительной вода. Она здорово потеплела. И вот мы с сынулей так здорово впервые накупались, напрыгались. Я ему рассказала, как в детстве на море (и на Чёрном, и на Балтийском, я–то всюду бывала) мы прыгали на волнах и всегда кричали «Кит-кит!», когда набегала очередная большая волна. Ну и мой малыш наловил «китов», напрыгался вдоволь. А сколько железных дорог он нарисовал на песочке, длинных-предлинных! Сколько радостей и удовольствия доставил ему пляж!

            К вечеру мы вернулись в Ригу и опять побывали в старом городе, погуляли  в ещё необследованных уголках, поснимали видеокамерой. Как и в пятницу на улицах было многолюдно и очень уютно. Сынуля моментально стал ориентироваться в путанице старинных улочек, железнодорожных станций, проспектов и магистралей.
Ах, эти прогулки! Впечатление слилось в единое целое, неразличимое по дням. Наше видео получилось удачно, как настоящий фильм, и мы очень любим его смотреть.

            Старинные узкие улицы, ярко освещённые уличные кафе, сияющие огнями нарядные витрины магазинов, вывески казино. И много музыки, она повсюду - весёлый аккордеон недалеко от "Большого Петра", печальная одинокая виолончель на Домской площади, суровое пение органа и трепетный плач скрипки под сводами Домского собора. И многоголосый шум беззаботного, отдыхающего в тёплые выходные города.

             Темнеет, зажигаются огни. Мне очень понравились маленькие факелочки прямо на тротуаре возле входа в кафе недалеко от "Большого Петра". Загадочно и красиво.

            На краю старого города стоит памятник латышским стрелкам на набережной Даугавы. В советское время почитаемый монумент сейчас не в чести, но его не ликвидировали. Когда-то здесь алели темно-красные розы, сейчас - никаких цветов, хотя памятник явно ухожен.

               А рядом - спокойная, широкая Даугава. Догорает закат. В лучах его необыкновенно смотрятся мосты, особенно струны вантового моста. Вдали - длинный железнодорожный мост через островок, соединяющий два берега. По нему как раз спешит электричка. Мы перебегаем улицу по подземному переходу и идём на мост недалеко от  "Стрелков", чтобы запечатлеть на видео эту красоту. По воде скользят теплоходы, прогулочные катера. Даугава - река достаточно серьёзная по сравнению с нашими литовскими речками.

             Темнеет, сотни нарядных огней отражаются в зеркальной глади реки. Это очень красиво. Мы пробираемся опять в водоворот весёлой вечерней старушки Риги и ещё долго бродим по её улочкам и площадям.

               А вот предпоследний день и вечер мы полностью посвятили морю. Погода была очень жаркой, а вода вполне приличной, не очень холодной, что на Балтике не всегда бывает. Море было совершенно спокойным. Вечером же мы решили вернуться опять на море, хотели посмотреть закат на море - сынуля мой ещё ни разу не любовался на это зрелище. Мы взяли видеокамеру и поспешили на вечернюю электричку.

            Был тихий, безмятежный вечер, как Есенин писал - "лучезарный". После шумного дня все успокоилось, мягкий свет, зеленоватая вода. На пляже людей совсем немного. Солнце медленно садится в море, догорают дневные краски. Мы прощаемся с вечерним морем, вернее, знакомимся и прощаемся. Это был наш последний вечер на море в том году - завтра уже уезжаем. И мы очень довольны, что не поленились съездить и подарили себе этот вечер.

          Последний день выдался очень жарким. Это был самый жаркий день за время нашего пребывания. Море с утра было абсолютно спокойным, лазоревым, тонуло в туманной дымке. А вот вода, увы, стала ужасно грязной - неожиданно пришли какие-то водоросли. Из-за жары люди всё равно лезли в эту странную воду. Напоследок мы прогулялись вдоль моря, и мой сынуля бросил в воду традиционный сантим (примеч. мелкая денежная единица Латвии до перехода на евро) - чтобы вернуться сюда ещё.

            Вернувшись в Ригу, пообедали, собрали наши пожитки, чтобы все было готово, и отправились прощаться со старой Ригой. Мы всегда в поездках перед отъездом прощаемся с полюбившимися местами. Побродили по улочкам, полюбовались на соборы, опять фотографировали и снимали на видео.

            Поезд на Вильнюс уходил поздно вечером. И вот мы в вагоне. Оказывается, мы - единственные пассажиры, больше нет никого - это наш вагон! Нерентабельно, конечно, но нам удобно чрезвычайно.

            Поезд трогается, тихо заводят свою железнодорожную песню колеса: "тук-тук". За окном медленно проплывает привокзальная площадь, высокие шпили Большого Петра, Домского и других соборов. Поезд въезжает на мост. Тысячи праздничных огней выплёскиваются в гладь реки и сияют, горят. Это так красиво. По мосту мы едем довольно долго, а потом поезд ныряет в темноту.

         Мы одни, как хорошо, никто не мешает. По просьбе сына записываю в наш дневник все, что не успела записать в Риге. Наши дневники и легли в основу этих записок.

         Что ещё сказать? Мы неплохо попутешествовали в том уже далёком году. Помимо поездки в Латвию, несколько раз побывали в Москве и Санкт-Петербурге, посетили лучшие музеи и театры, объехали изумительные окрестности Петербурга. Видимо, за предыдущие долгие годы затворничества, связанные неблагоприятными  обстоятельствами, возникла необходимость поездок, перемены мест, наверно тот год этому неплохо послужил.

         Это обычные записки, не о необыкновенных приключениях, не об экзотических странах. Здесь все просто, как проста наша жизнь. И если мне удалось хоть немного привлечь Ваше внимание и заинтересовать – то, значит, писала не зря. Всем, кто читал - спасибо!



Фото автора. Панорама с обзорной площадки «Большого Петра».


Рецензии
Написано искренне, вкусно и с любовью. Читала с удовольствием.

Ирина Полонская   21.03.2021 22:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, это один из моих ранних путевых репортажей

Эми Ариель   21.03.2021 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.