О животных. Рассказ из сборника Были

           Поскольку мы с мамой жили в коммуналке, нам и в голову не приходило заводить какое-нибудь домашнее животное. Мама очень брезгливо относилась ко всяким зверюшкам. Однако, когда она сама была маленькая, в той же комнате, той же коммунальной квартиры, где проживала ее семья: мой дедушка, моя бабушка, моя тетя и моя мама, - кошка Пуся была. Мама мне про нее много рассказывала. У них, под большой кроватью, лежал веник. Однажды, они обнаружили, что весь веник был выложен мышками, которых натаскала кошка после удачной охоты.
      У меня животных никогда не было. Соседка, баба Наташа, кошку держала. Никто не знал, откуда она ее взяла. Кошку звали Дуня. Она была невероятно злой.  Она всегда шипела, ощерившись, на проходящих мимо людей. Я, правда, постепенно смогла найти к ней подход и, даже,  гладила ее по голове. С ней надо было просто ласково разговаривать.
       С дворовыми кошками и котятами мы, дети, играли. Мама всегда заставляла меня  после этого немедленно мыть руки! Возьмешь на руки котеночка, завернешь в какую-нибудь тряпочку и гуляешь с ним по двору, а он спит, и так приятно…
       А вот собак я панически боялась. Не помню, что было этому причиной. Мама говорила, что когда мне было  года два, она несла меня по улице на руках, и, вдруг, к нам подскочила собачонка с ужасно резким, оглушительным лаем. Я испугалась, стала плакать и кричать.  Мама считала, что именно с этого момента я и стала бояться собак. Хотя, я ничего не помнила. В детстве я, лишь только завидев вдали даже малюсенькую собачонку,  вся напрягалась и, если была возможность, переходила на другую сторону улицы. Больших бездомных собак я почти не боялась, а вот хозяйских, сторожевых боюсь до сих пор.
     Был один ужасный случай. Мы с моим кавалером гуляли вечером на Набережной, возле моей бывшей школы. Неподалеку тогда находилось отделение милиции. И вот я вижу, что два милиционера вывели гулять свою служебную собаку, немецкую овчарку.  Они стояли метров за пятьдесят от нас, я на них и внимания особого не обратила. Собака побежала свободно гулять куда-то далеко. Мы с кавалером  продолжали мило разговаривать. Вдруг, издалека, с противоположной от милиционеров стороны, появилась их овчарка. Она летела, быстро приближаясь, прямо к нам. Не успела я оценить ситуацию, как она, заскочив почему-то за меня, хотя кавалер находился ближе к ней по пути, с рычанием вцепилась мне в спину  на уровне лопаток и повисла на мне. Я заорала  от такой несправедливости. Кавалер стал меня защищать, отгоняя собаку, но она все равно хотела укусить именно  меня и крутилась вокруг, пытаясь достать меня зубами. Ему тоже досталось. Собака один раз вцепилась прямо ему в запястье левой руки, на  которой, к счастью, были часы. Часам пришел конец, собака их раскусила, смяла. Милиционеры, придя в себя, стали звать собаку:   «Дик, фу!..». Но собака не слушалась. Они подбежали и оттащили пса. Стали орать нам, чтобы мы убирались. Мы поспешно  ушли.  Первое, что я сказала: « Ну, вот, не зря я боялась собак!...»
     Нам очень повезло.  Никаких серьезных травм мы не получили. На спине у меня в районе лопатки были четыре глубокие ямки от собачьих зубов на фоне синяка, все это вскоре зажило. Было разорвано платье на спине, порван подол и трусы(!), у жениха  смят циферблат часов.
     Вообще, я с детства очень интересовалась миром животных.  Мама приносила мне из библиотеки института, где она работала, много книг о животных.  Я не просто читала эти книги, а изучала их. Перерисовывала иллюстрации, делала какие-то выписки. Однажды, когда мне было лет шесть, в городе по второразрядным кинотеатрам показывали фильм «Барабаны судьбы». Снят он был при участии некогда знаменитого   южно-африканского охотника Джорджа Майкла. Фильм меня поразил. Я впервые увидела дикую природу Африки, животных, жизнь коренных африканцев, охоту… Красной нитью  в фильме проходила мысль о защите природы,  об отказе от бездумного убийства диких животных.
    Мы с мамой ходили на этот фильм три раза. Потом я еще  прочитала замечательную  книгу Джона Хантера «Охотник» об экстремальной, опасной и романтической  африканской охоте, о любви к людям и животным. Вообще, я очень много читала литературы о природе, путешествиях, приключениях.
    Я знала, что заводить животное – это очень ответственно, поэтому я не ныла и не упрашивала маму завести котеночка…
    Однако,  когда моя шестилетняя дочь принесла первого бездомного котенка, я не могла устоять.  Мы назвали ее Пуська. Она была гладкошерстная, серо-белого окраса.  Она была довольно умненькая , дисциплинированная кошка, выезжала с нами в сад в дорожной сумке. Когда она выросла и стала просить кота, моя мама ее «пожалела» и вынесла как-то во двор. Кошка испугалась и спряталась под машину, стоявшую во дворе. Затем, она вообще куда-то исчезла. Сколько мы ее ни искали, так и не нашли. Очень долго горевали, плакали. Мы оказались неопытными кошководами.
    Вскоре, наша дочечка опять принесла котеночка. Но уже домашнего, хорошенькую киску,  типа норвежской лесной кошки. Мы ее назвали Ася . Она была умная , но с волевым характером, не позволяла панибратства. Дала мне лапой в глаз, когда я, играя с ней, стала качать ее, как ребеночка. Еще она очень любила быстро скрести лапками по полированной поверхности мебели, особенно по утрам. К тому времени у нас появился грузовой мотороллер «Муравей». Отец семейства грузил нас в кузов, и кошку, в том числе,  когда мы отправлялись на дачу. Кошка с развивающейся на ветру шерстью ехала, поставив лапки на борт кузова, и смотрела вперед.
     Ася раза три рожала котяток. Всех их мы раздавали. Ася была очень смелая и, однажды, побежала прогонять чужих бездомных собак от ворот нашего сада. Она скрылась из виду в лесопосадке, которая граничила с нашим садом. Больше мы ее не видели. Так она и пропала.
    На момент исчезновения Аси, у нас в «гостинке» жили еще две кошки: одна - дочка Аси,  трехцветная Черепашка (Пася) и маленький котенок, самой примитивной, дикой  серой окраски, гладкошерстная Дуня.  Дуню мы нашли в  длинном общем коридоре на нашем этаже. У котенка был сломан хвостик, не ходили задние лапки и сильно гноились глазки. Совершенно измученный зверечек.  Я принесла ее к нам на кухню, положила в коробочку. Там она спала ровно сутки! Стала я за ней ухаживать, помыла , глазки  протерла напоила, накормила.  Котеночек  ожил. И, через несколько дней проявил себя самым неожиданным образом.
    Третьим животным, которое пришло к нашей двери и было принято в нашу семью, был хомяк. Открыл муж дверь, чтобы утром  идти на работу, а перед  ним, сложив лапки, сидит под  дверью хомяк. Пришлось его в наш «теремок» взять, такая, значит, наша судьба. До прихода Дуни,  Хома прожил у нас полтора года, почти хомячий век. Ася и Пася относились к нему лояльно. Ежедневно Хома совершал вечерний моцион, который ему устраивала моя мама.  Трехлитровая банка, где обитал Хома,  укладывалась на стол, чтобы он мог выйти. На столе кучками выкладывались мелко нарезанные овощи, крупы, бумажечки и так далее… Хома выходил , гулял, собирал в банку то, что ему нужно, ел… Две кошки , Ася и Пася,  заворожено  наблюдали за этим действом, поставив передние лапки на стол.
     В очередной раз все было, как обычно. Хомячок ходил, кошки стояли, наблюдали…  Только под столом  сидел маленький котеночек Дуня, не намного больше хомяка ростом. И случилась оплошность! Хома оступился и упал на пол. Он и раньше неоднократно  оказывался там, но теперь все закончилось катастрофой. Котеночек мгновенно профессионально вцепился зубами в голову хомяка, сопровождая свой бросок жутким воем. Моя мама, пытаясь освободить Хому, получила от Дунечки удар когтями по рукам, из царапин пошла кровь. Котенок хватку не ослабил, рычал, выл. Мама причитала, кошки остолбенели… Жуть!.. Победа была за Дуней. Хома умер мгновенно. Потом все поплакали, положили хомячка в коробку, и дочка  отнесла его на улицу где-то похоронить.
    Дуня стала самой моей любимой кошкой. Она была необыкновенно умна. Не драла мебель, не гадила где - попало, всегда встречала нас, сидя у входной двери , могла прогонять одним взглядом собак, запрещала нам  громко выяснять семейные отношения, очень не любила посторонних кошек и котят, следовала определенным  ритуалам, которые сама устанавливала … Она была, как домоправительница. Мы всегда «прислушивались» к ее мнению.  Дуниных котят мы всегда раздавали. Она состарилась естественным образом и перестала, в возрасте восьми лет, рожать котят. Всего она давала  потомство четыре раза.
     У нас были и другие кошки. В моем пруду жили разные рыбки, раки. В сад приходили ежики. Однажды, возле нашего сада поселилась пара сов. Был момент, когда мы встретились с совой лицом к лицу, долго смотрели друг на  друга на расстоянии всего двух метров, пока не надоело. Белки нас вообще не боялись. Я могла кричать на белку, чтобы она ушла с орехового дерева, а ей все нипочем было, сидит и спокойно грызет орех.  О животных я могу говорить долго.  Это одна из моих любимых тем разговора. Я никогда не относилась к ним свысока, и считаю их совершенно равноправными  с нами жителями Земли…


-----
На фото мадагаскарский лемур вари (лат. Varecia variegata).
Снимок сделан в Парке обезьян (Monkey Park ), остров Тенерифе.


Рецензии
Однако, мать... как же ты "плодовита" на всякую живность!
Благодарю сердечно, просто море положительных эмоций от рассказа❗💯 А позитивчик мне сейчас очень к месту (надо же как-то восстановить душевное равновесие, утраченное в свете последних событий). 🤪

Хеккуба Крафт   03.06.2020 09:49     Заявить о нарушении
Ой, спасибо, Наташенька!
Держись, всё будет хорошо!
Ирина.

Ирина Шатуновская   03.06.2020 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.