Леонид Филатов

ЛЕОНИД  ФИЛАТОВ.
                ЗАПИСКА НА МОГИЛУ
Он замолчал. Теперь он ваш, потомки,
Как говорится, «дальше — тишина».
...У века завтра лопнут перепонки —
Настолько оглушительна она.
Л. Филатов, 1980 г.

Театр на Таганке - режиссерский театр. Любимов создал его. Являясь необыкновенной личностью, он собрал коллектив талантливых индивидуальностей. Режиссёр был диктатором в театре. Репетиции, на которых посчастливилось мне присутствовать, используя возможности работы, позволяли понять  сложный процесс рождения единого спектакля, в котором все действия  участников были подчинены единой цели. Но  сама репетиция  представляла  собой  споры, возражения, противодействие участников. Участники репетиций могли обидеть друг друга. Однако, готовый спектакль был всегда цельным.


И это не удивительно.  Ведь ведущие артисты театра - выдающиеся духовные личности, владеющие определённой гражданской позицией, интеллектом, были выразителями своего времени. Владимир Высоцкий, Алла  Демидова,  Иван Дыховичный, Вениамин Смехов, Инна Ульянова, Семён Фарада, Борис Хмельницкий, Виталий Шаповалов, Зинаида Славина…
 
Прерву свой рассказ воспоминанием о репетиции «Мастера и Маргариты», которому  была свидетельницей. Репетировали сцену возвращения соседа Маргариты с работы.  Позже Николай Иванович превратился в борова, и на нём Наташа летала над Москвой. Юрий Петрович не доволен игрой артиста. Показывает, как он представляет себе эту сцену. Быстрым шагом проходит в пустой зрительный зал. Где-то в конце я сижу одна. Рядом со мной  находится  большая сумка. Он хватает сумку и тяжелой походкой, еле волоча ноги, идёт к сцене,  приговаривая : «Я безумно устал после этой идиотской работы и  партийного собрания – абракадабра».  Доковыляв  до сцены, еле поднимается. И вдруг  происходит чудо: он видит  перед собой голую прекрасную женщину, медленно раскачивающуюся на качелях. ( Нина Шацкая  в  трикотажном костюме  телесного цвета, плотно обтягивающим тело). Замученный мужчина  мгновенно оживает, глаза блестят, движение тела повторяют движения красавицы. Вверх, вниз. Это чудо мгновенного перевоплощения гениального артиста  невозможно забыть. Конечно, это не главное в работе артиста, но  иметь это качество важно.


Сегодня  хочется рассказать о Леониде Филатове. Даже на пике славы не ощущал он  себя рождённым артистом, писателем, драматургом, режиссером. Но всеми этими профессиями он обладал. Любыми способами  Леонид Филатов хотел  рассказать о времени и о себе - в театре, в кино, на телевидение, в стихах, сценариях и пьесах. Он  личность, обладавшая гражданской позицией.
Он был неравнодушен к окружающему,  искренен.  Юрий Любимов сказал о нём: «Он живой, с ним интересно работать...»


Леонид Филатов родился 24 декабря  1946 года в рабочей семье. Когда мальчику было 7 лет, родители развелись. Сын с матерью переезжает в Ашхабад. Там в местной прессе опубликованы первые произведения школьника.

Окончив школу в 1965 году, Филатов отправляется в Москву  и тщетно пытается поступить во ВГИК на режиссёра. Но удаётся ему поступить на актёрское отделение  в Щукинское училище. «Время, когда я учился в Щукинском, было очень интересным. Мы ставили все — от Солженицына, Шукшина до Дюрренматта, Ануйя»,—вспоминает Леонид. Годы действительно были удивительно свободные, творческие. Это было особое время подъема в искусстве.

С 1969 года Филатов начинает свой творческий путь в Театре на Таганке в Москве.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С Ю. П. ЛЮБИМОВЫМ

(в беседе с Ю. П. Любимовым участвовал старейший друг Театра на Таганке, член художественного совета театра Михаил Александрович Еремин)
«— Юрий Петрович, помните, как к вам в театр пришел Леонид Филатов?
— Помню. Он играл Актера из пьесы М. Горького «На дне». Мне это понравилось, и я сразу пригласил его работать, но он норовист, характер у него сложный... Мне очень нравится, как Леонид сочиняет пародии, по-моему, он достигает прекрасных по сути вещей, может, проникает через актерский свой дар? Не знаю, что здесь помогает. Он актер умный, с ним приятно беседовать и интересно работать.
— А есть что-нибудь, чего Леониду не хватает как профессионалу?
— Он очень много всего делает, а ему надо сосредоточиться, потому что выпала прекрасная возможность сыграть интересные роли в «Маленьких трагедиях», а он как бы забегался в славе... Звездная болезнь, я считаю, одна из страшных болезней, это как СПИД. Про человека говорят: «Прошел огонь, воду и медные трубы». Огонь и воду многие проходят, а вот «медные трубы» — редко кто. Леонид, надеюсь, пройдет «медные трубы», только, не дай Бог, кто это испытание не выдержит, теряет все. И нет уже ни трубы, ни огня...
— Как вы считаете, реализовались ли возможности артиста в театре?
— Филатов не совсем раскрылся в театре, у него больше возможностей».
 
Когда Юрий Петрович в первый раз уезжал в Италию, Анатолий Васильевич Эфрос ставил на Таганке „Вишневый сад“ с согласия и по приглашению Любимова. После лишения Любимова советского гражданства,  Эфрос назначен режиссёром  на Таганку.

Ю.П.ЛЮБИМОВ: «Мне было официально разрешено лечиться. В театр сообщили, что я вернусь через 2-3 месяца, а тем временем уже был назначен Эфрос. Все время шла игра, и, конечно, люди понимали эту игру. Москва знала, что происходит».
…Одних чиновников нельзя винить. Это не сталинское время, когда грозило что-то страшное в случае отказа. Тем более Анатолий Васильевич сам пережил когда-то трудную ситуацию, когда его выгнали из Театра Ленинского комсомола. Тогда все мы его поддержали, цех поддержал. А после смерти Володи Высоцкого все близкие мне люди видели, что тут со мной творили. Было ясно, что фактически дело идет на уничтожение... Я не хочу быть злым. Думаю, что тут было сильное влияние людей, окружавших Анатолия Васильевича. Он был человек слабый, надломленный чиновниками. Было время, когда они и с ним обращались жестоко»...


Об этом сложном времени для режиссёра я пыталась рассказать в «Рекомендации библиотекаря. Юрий Любимов».    http://www.proza.ru/2014/05/21/1824

Итак, тяжелейший конфликт,  закончившийся трагично. Труппа театра распалась. Через некоторое время скончался Анатолий Эфрос.


В это время  Филатов перешел работать в театр «Современник», где играл в 1985-1987 годах.

Позже Леонид Филатов  возвращается в Театр на Таганке, в котором работает до 1993 года.

 В 1993 году Филатов, Николай Губенко, Нина Шацкая, Наталья Сайко и другие актеры создали собственное творческое объединение, которое называлось "Содружество актеров Таганки".

 В 80-х годах пришла известность в кино.

С 1990 года печатаются произведения Леонида Филатова, среди которых, например, "Любовь к трем апельсинам", известные произведения "Про Федота Стрельца - удалого молодца" и "Сукины дети", не менее известное "Большая любовь Робин Гуда", "Лизистрата",  "Я - человек театральный", "Театр Л. Филатова" и другие. За авторство комедии «Лизастрата» Л. Филатову в 1998 году присуждается годовая премия, учрежденная литературным журналом «Октябрь».

В воспоминаниях о Леониде Филатове  рассказывается о работах со многими выдающимися  творческими личностями.

Эльдар Рязанов: «У нас было единомыслие. Не было разногласий, споров, ссор. Мне нравилось, как он работает: человек очень точный, дисциплинированный. Леня удивительно техничен. Например, при озвучивании он просто снайпер, мгновенно попадает в свою речь. Замечательно озвучивает. Леня пластичен, развит физически. Однажды на моей картине вдруг встал на голову. Я даже не пытался ему это предложить, потому что не знал, сможет ли он такое осуществить. Леня очень внутренне артистичен. В нем все: и любовь к поэзии, и умение сочинять стихи. Я считаю, что «Сказка про Федота» — крупное литературное произведение, единственное в таком жанре за все семьдесят лет. Я о таком просто не могу не сказать, и написана она крупным поэтом»...


В 70-х годах популярными стали песни на стихи Филатова, написанные В. Качаном. А в 1996 году увидел свет диск с этими песнями – «Оранжевый кот». В 2000 году 26 мая Филатов был номинирован международной премией «Поэзия» - он получил награду в номинации «Поющая Русь».

В одном из интервью  Михаилу  Ерёмину есть высказывание  Леонида Филатова
 о таланте.

«— Что вы понимаете под словом „талант“? — Талант — это то, что от господа Бога, предназначение!.. Есть удивительно талантливые люди, совершенно нераскрывшиеся, всю жизнь прожившие как бы рядом со своим талантом... Очень важно словить Удачу. К одним она приходит поздно, когда они у же слепы и глухи, когда нет сил, здоровья реализовать себя, к другим — когда есть еще  силы работать...

 В моей жизни было много счастливых встреч с людьми, которые определили судьбу: не будь преподавателя Щукинского училища Альберта Бурова, я не пришел бы в Театр на Таганку; не будь Юрия Любимова, я не узнал бы таких людей, как Борис Можаев, Федор Абрамов, Альфред Шнитке... И, наверное, моя жизнь была бы совсем иной... Не будь работы на телевидении с режиссером Сергеем Евлахишвили, не было бы встречи с Константином Худяковым... Беспрерывная цепочка счастливых встреч, но она стала возможной, потому что я очень много работал, старался, чтобы меня заметили».


Из интервью с Владимиром Качаном (март 2000 года)

— Ни для кого не секрет, что львиное большинство песен слагается по принципу «раз дощечка, два дощечка — будет лесенка, раз словечко, два словечко — будет песенка». Я не хочу никоим образом обидеть хорошего поэта Юрия Энтина, сочинившего эти бессмертные строки, но тем не менее он как бы подытожил принцип действия поэтов-песенников, которые слагают по этому принципу хиты сезонов. Ведь мы очень часто встречаем подобный текст «лучшая подруга-лучшая подруга — что-то ты наделала, лучшая подруга, лучшая подруга — что тебе я сделала» т.е. рифма «сделала-наделала» это «как какала-накакала»... Или когда известный петербургский певец поет лирическую песню, как водится, об ушедшей любви и там встречаются слова « давно друг друга простя, сто лет спустя» мы даже не задумываемся, что правильно это «простив», но тогда рифма потребовала бы «спустив», а это уже песня несколько про другое. И поэтому говоря о Лене Филатове как не только о друге, а моем первом и основном соавторе по песням, нельзя не отметить, что он от этого принципа куда как далеко ушел.

Его стихи — это не песенные тексты и песни-стихи. Это осмысленная поэзия, которая имеет прямое отношение к чувству и уму.
Друзья до конца были с Леонидом Филатовым. В воспоминаниях есть интереснейшие фрагменты жены- Нины Шацкой, сына –Дмитрия  Золотухина, близких друзей .

Тяжёлая болезнь явилась причиной новых работ артиста на телевидении.

Начиная с 1994 года, Филатов работает также на телевидении. На телеканале ОРТ он ведет передачу об известных, но незаслуженно  забытых артистах «Чтобы помнили» производства REN TV. За цикл этих программ в 1996 году 16 мая Филатову присудили Специальную премию «ТЭФИ», которая вручается Академией российского телевидения. Кроме того, указом Президента Леониду Филатову присудила также Государственную премию в области телевидения и кино.

В 1993 году Филатов перенёс инсульт, в 1996 году — операцию по удалению одной почки, а в начале 1997 года — второй почки. Более двух лет он пролежал на гемодиализе — аппарате «искусственная почка». В октябре 1997 года актёру была сделана операция по пересадке донорской почки.

В октябре 2003 года Филатов простудился, и у актёра началось двустороннее воспаление лёгких.

Леонид Филатов скончался 26 октября 2003 года в ЦКБ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ .

Про Федота-стрельца, удалого молодца
Сказка для театра
(по мотивам русского фольклора)
Жене моей Нине посвящается.

 Фрагмент. Начало.
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Служба у Федота — рыбалка да охота. Царю — дичь да рыба, Федоту — спасибо. Гостей во дворце — как семян в огурце. Один из Швеции, другой из Греции, третий — с Гавай, и всем жрать подавай! Одному — омаров, другому — кальмаров, третьему — сардин, а добытчик один! Как-то раз дают ему приказ — чуть свет по утру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём — агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке начало...

 
ГЁЗЫ

Слышите «охи»? Слышите «ахи»?
Это для гёзов строятся плахи.
Солнце лучом нам прощальным машет,
Стонет земля похоронным маршем.
Эй, не робейте!
Пойте и пейте!
Не умереть после смерти сумейте!
Нашим грехам индульгенций не хватит,
Гёз за прожитое жизнью заплатит.
Эй, голенастый В робе цветастой!
Выпей ты с нами! Выпей за нас ты!
Кружится все разноцветной мозаикой;
Море в неводе солнечных зайчиков,
Солнце, земля и небо, за руки
Взявшись, крутятся в пестрой мозаике.
Солнце в бокалы
Луч свой макало,
Пенилось солнце в прозрачных бокалах.
Пенилось, билось, бурлило игриво,
Словно шипучее золото пива,
Пенилось весело, пенилось грозно.
Грозно, как кровь неотмщенного гёза.
Эй, не робейте!
Пойте и пейте!
Не умереть после смерти сумейте!
Л. Филатов, 1963 г.

КЮХЕЛЬБЕКЕР

Ему какой уж месяц нет письма,
А он меж тем не ленится и пишет.
Что ж сообщить?.. Здоровьем он не пышет,
И это огорчительно весьма.
Он занемог и кашлял целый год,—
Хвала его тобольской Дульцинее,—
Он мог бы захворать еще сильнее,
Когда б не своевременный уход.
Но что он о себе да о себе,
Унылый пимен собственных болезней!
Куда важней спросить, — да и полезней! —
Что слышно у собратьев по судьбе!
Как друг наш N.?.. Прощен ли за стихи?..
Он числился у нас в дантонах с детства!..
(N. поступил на службу в министерство,
Публично осудив свои грехи.)
Как буйный R.?.. Все так же рвется в бой?..
О, этого не сломит наказанье!
(R. служит губернатором в Казани,
Вполне довольный жизнью и собой.)
А как там К.?.. Все ходит под мечом?..
Мне помнится, он был на поселенье!..
(К. взят на службу в Третье отделенье
Простым филером. То бишь стукачом.)
Как вам не позавидовать, друзья,
Вы пестуете новую идею.
Тиран приговорен. Ужо злодею!
Зачеркнуто. Про то писать нельзя.
Однако же ему не по себе,
В нем тоже, братцы, кровь, а не водица,
Он тоже мог бы чем-то пригодиться,
Коль скоро речь заходит о борьбе!
Таких, как он, в России не милъен,
И что же в том, что он немного болен?
В капризах тела, верно, он не волен,
Но дух его по-прежнему силен.
Он пишет им, не чуя между тем,
Что век устал болтать на эту тему.
Нет добровольцев бить башкой о стену,
Чтоб лишний раз проверить крепость стен.
Все счастливы, что кончилась гроза!..
...А он, забытый всеми, ждет ответа,
Тараща в ночь отвыкшие от света
Безумные навыкате глаза...
Л. Филатов, 1988 г.

ДУЭЛЬ

Итак, оглашены
Условия дуэли,
И приговор судьбы
Вершится без помех...
А Пушкин — точно он
Забыл о страшном деле —
Рассеянно молчит
И щурится ни снег...
Куда ж они глядят,
Те жалкие разини,
Кому, по их словам,
Он был дороже всех,
Пока он тут стоит,
Один во всей России,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Мучительнее нет
На свете наказанья,
Чем видеть эту смерть,
Как боль свою и грех...
Он и теперь стоит
У нас перед глазами,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Пока еще он жив,
Пока еще он дышит —
Окликните его,
Пусть даже через век!..
Но — будто за стеклом —
Он окликов не слышит,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Л. Филатов, 1984 г.

Народная комедия в двух действиях на темы Аристофана "Лизистрата". Фрагмент.
Дорогие читатели, особенно внимательно прочтите строки. Вам не кажутся они
пророческими?

Лизистрата

Постой!... Ты что-то путаешь в запале!
Известно ведь любому пацану:
На вас не нападали. Вы - напали.
Вы первыми затеяли войну!

Вы гражданам защиту обещали,
А получился форменный скандал!…
Кого и от кого вы защищали,
Когда на вас никто не нападал?

Ах, сколько на земле людишек подлых!
Такие уж настали времена!...
Вы подлость преподносите, как подвиг,
И просите за это ордена!

Предводитель (надменно)
Позвольте вам заметить с укоризной -
И поскорей возьмите это в толк! -
Мы выполняем долг перед Отчизной,
Священный перед Родиною долг!

Лизистрата (раздумчиво)
Пред Родиной, конечно, неудобно...
Долги, конечно, надо отдавать...
Но почему она - в уплату долга -
С вас требует кого-то убивать?
И коль у вас пред ней долги такие,
Что даже жизнь - в уплату их - пустяк,
То хочется спросить вас, дорогие,
Зачем же вы одалживались так?
Коль Родина удар наносит сзади,
Да так, что аж в глазах потом круги,
То лучше, дорогие, не влезайте
Вы к этой страшной Родине в долги!

 1998


О, не лети так, жизнь!..
Слегка замедли шаг.
Другие вон живут,
Неспешны и подробны,
А я живу, мосты,
Вокзалы, ипподромы
Промахивая так,
Что только свист в ушах!..
О, не лети так, жизнь!..
Мне сорок с лишним лет.
Позволь перекурить
Хотя б вон с тем пьянчужкой,
Не мне, так хоть ему
Немного посочувствуй —
Ведь у него, поди,
И курева-то нет!..
О, не лети так, жизнь!..
Мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр,
Дай прочитать афишу,
И пусть я никогда
Спектакля не увижу,
Зато я буду знать,
Что был такой спектакль!..
О, не лети так, жизнь!..
Я от ветров рябой.
Позволь мне этот мир
Как следует запомнить,
А если повезет,
То даже и заполнить
Хоть чьи-нибудь глаза
Хоть сколь-нибудь собой!..
О, не лети так, жизнь!..
На миг, но задержись!..
Уж лучше ты меня
Калечь, пытай и мучай,
Пусть будет все: болезнь,
Тюрьма, несчастный случай —
Я все перенесу,
Но не лети так, жизнь!..
Л. Филатов, 1986 г.

ПАРОДИИ
ТАГАНКА

Евгений Евтушенко

Мне говорил портовый грузчик Джо,
Подпольный лидер левого движенья:
«Я плохо понимайт по-русски, Женья,
Но знаю, что Таганка—хорошо!»
Потягивая свой аперитив,
Мне говорил знакомый мафиозо:
«Таганка, Женя, это грандиозно!
Мадонна, мне бы этот коллектив!..»
Душою ощущая ход времен,
Забитая испанская крестьянка
Сказала мне по-русски: «О, Таганка!
Проклятый Франко, если бы не он...»
Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
Сказала, деловито сняв рейтузы:
«Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
Считают, что Таганка победит!..»
О том же, сохраняя должный пыл,
Мне говорили косвенно и прямо—
Рабиндранат Тагор и далай-лама,
И шахиншах... фамилию забыл...
Поскольку это шло от естества,
И делалось, отнюдь не для блезира,—
Спасибо вам, простые люди мира,
За ваши безыскусные слова!
Меня пытал главарь одной из хунт,
Он бил меня под дых и улыбался:
«Ну что, таганский выкормыш, попался?
А ну положь блокнот и стань во фрунт!..»
Таганка, ты подумай, каково
Мне в сорок лет играть со смертью в прятки!.
Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке.
Они про вас не знают НИ-ЧЕ-ГО!

Роберт Рождественский

Может, это прозвучит
Резко,
Может, это прозвучит
Дерзко,
Но в театр я хожу
Редко,
А Таганку не люблю
С детства.
Вспоминается такой
Казус,
Вспоминается такой
Случай:
Подхожу я как-то раз
К кассе,
Эдак скромно, как простой
Слуцкий.
Говорю, преодолев
Робость,—
А народищу кругом—
Пропасть! —
Мол, поскольку это я,
Роберт,
То нельзя ли получить
Пропуск?..
А кассир у них точь-в-точь
Робот,
Смотрит так, что прямо дрожь
Сводит:
«Ну и что с того, что ты —
Роберт?
Тут до черта вас таких
Ходит!»
Вот же, думаю себе,
Дурни!—
А в толпе уже глухой
Ропот! —
Да сейчас любой олень
В тундре
Объяснит вам, кто такой
Роберт!
В мире нет еще такой
Стройки,
В мире нет еще такой
Плавки,
Чтоб я ей не посвятил
Строчки,
Чтоб я ей не уделил
Главки!
Можно Лермонтова знать
Плохо,
Можно Фета пролистать
Вкратце,
Можно вовсе не читать
Блока,
Но... всему же есть предел,
Братцы!
...Но меня, чтоб я не стал
Драться,
Проводили до дверей
Группой...
Я Таганку не люблю,
Братцы.
Нехороший там народ,
Грубый.

Белла Ахмадулина

О, вряд ли кто-нибудь предполагал,
Что я, бродя в окрестностях Таганки,
Однажды с праздным видом чужестранки
Рискну войти в тот сирый балаган!..
Надменно и взыскующе шурша
Программкой предстоящего миракля,
Я села. Все затихло. И обмякла
Моя высокомерная душа...
...Как заново рожденная на свет,
Я шла к дверям. И тут явился некто,
Чей лоб, на редкость чуждый интеллекта,
Являл намек, что он — искусствовед.
Он закричал: «Должно быть, это сон!»
(Когда б мы с ним вот так столкнулись лбами
Не здесь, а раздевалке N-ской бани,
Он, верно, был бы меньше потрясен.)
Он продолжал: «В Москве полным-полно
И даже свыше нужного, пожалуй!
Иных театров. Есть Большой Малый.
Есть МХАТ. Качели. Шашки. Домино».
Я улыбнулась: «Вам не по плечу
Представить жизнь вне покера и дерби,
А мне, мой друг, за собственные деньги
Угодно видеть все, что я хочу...»
Он пригрозил: «От взрослых до детей
Любой поклонник данного театра
Закончит век в приемной психиатра,
Страдая от навязчивых идей!..»
Я рассмеялась: «Уж скорее вы—
Находка для Канатчиковой дачи,
А впрочем, я желаю вам удачи,
Которой вы не стоите, увы!..»
...Я шла домой, бедное чело
Точила мысль, похожая на ранку:
Сойти с ума! Примчаться на Таганку!
Пробиться в зал, где шумно светло!..
Во тьме кулис, ликуя скорбя,
Узреть простых чудес чередованье!
Прийти в восторг! Прийти в негодованье!
Прийти домой! И там прийти в себя.

Расул Гамзатов

У нас в ауле есть такой обычай:
Мужчина—что поделаешь, Восток!—
Приходит дом избранницы с добычей,
Способной вызвать в девушке восторг.
И если горец сватает горянку,
Он знает, свадьбе попросту не быть,
Покамест он билеты на Таганку
Для милой не сумеет раздобыть.
Для этого нужны — коварство кобры,
Злость барса и выносливость коня,
А все это, к моей великой скорби,
Из всех мужчин есть только у меня.
Печально, но под крышами аула
Не родился еще такой орел,
Который бы без помощи Расула
Билеты на Таганку приобрел.
Мне вывернули душу наизнанку,
Когда я раз приехал в Дагестан:
«Расул, достань билеты на Таганку!
Ты можешь все! Пожалуйста, достань!»
И, обращаясь к целому аулу,
Я простонал, согнувшийся в дугу:
«Хотите турпоездку в Гонолулу?
Пожалуйста! А это — не могу».

Сергей Михалков
ТАГАНКА И ФИТИЛЬ
(басня)

Один Фитиль, гуляя спозаранку,
Увидел у метро какую-то Таганку
и говорит: «Сестра,
Куда как ты остра,
Занозиста не в меру!
Слыхал, опять прихлопнули премьеру?
Вот я... Могу воткнуть свечу
Кому хочу.
Однако же молчу!..
«А ты? — Фитиль Таганку поучает,—
Худа, бледна,
Всегда в загоне и всегда одна...»
Таганка слушает и головой качает,
Потом тихонько отвечает:
«Фитиль, Фитиль пошел ты на...»
Мораль сей басни такова:
Таганка не всегда права.
Нельзя, когда стоишь с лауреатом,
Браниться матом.
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МУЛЬТФИЛЬМОВ «НУ, ПОГОДИ!»


Давид Самойлов

Мне захотелось выпить и поесть.
Я заглянул в кафе. Меня знобило.
Внесли графин. В графине что-то было.
И подумал: «В этом что-то есть!»
Я сел за столик. Рядышком, в углу,
Сидели Волк и Заяц. Их беседа
Была занятной. На правах соседа
Я наблюдал их странную игру.
Вначале Заяц плюнул Волку в суп.
Затем смахнул под стол его цыпленка.
Он сделал это столь умно и тонко,
Что Волк подумал: «Ба, да он не глуп!»
Тщедушный Заяц был ничтожно мал
В сравненье с Волком, истинным гигантом,
Зато превосходил его талантом,
И Волк прекрасно это понимал.
Подумав, Заяц вылил Волку в торт
Остатки недопитого глинтвейна.
Он сделал это столь интеллигентно,
Что Волк подумал: «Эк воспитан, черт!»
Противники заспорили всерьез.
Столкнулись глыбы двух мировоззрений.
Добро и Зло. Посредственность и Гений.
Дантес и Пушкин. Мускус и навоз.
Тут Заяц вдруг нанес врагу прямой
Удар, вложив в него всю силу духа.
Удар пришелся Волку прямо в ухо,
И Волк подумал: «Амба, боже мой!»
Отважный Заяц знал в ударах толк,
Он понимал, что глупо ждать ответа.
Легко представить, что ему на это
Ответил бы духовно нищий Волк.
Меж тем внесли горячую фасоль,
Душистый плов спешил за ней вдогонку.
Я битый час вертел в руках солонку,
И вдруг меня пронзило: «В этом—соль!»

Борис Слуцкий

Мухи имеют совесть.
Дико, но это так.
Вот вам простая повесть,
Грубая, как наждак.
У одного главбуха,
Ползая на столе,
Некая дура муха—
Бац—и нашла сто рэ.
Твердая, как зубило,
Строгая, как пила,
Муха так поступила:
Муха их не взяла.
Вот она чешет брюхо,
Вот она ест бульон.
Муха. Простая Муха.
Муха, каких мильён.
Кланяюсь Мухе в пояс
И отдаю в набор
Эту простую повесть,
Честную, как топор.


Фильмография

1970 — Город первой любви — Борис, шофёр
1978 — Иванцов, Петров, Сидоров — Алексей Петрович Петров
1979 — Экипаж — Игорь Скворцов, бортинженер
1980 — Вам и не снилось… — Михаил
1980 — Кто заплатит за удачу? — Фёдор Чумак, карточный шулер
1980 — Откуда в траве рыба? (к/м)
1981 — Женщины шутят всерьёз — Борис Проворный
1981 — С вечера до полудня — Ким Жарков, сын писателя
1981 — Ярослав Мудрый — воевода Твердислав
1982 — Голос — Сергей Анатольевич
1982 — Грачи — Виктор Грач
1982 — Избранные — господин Б. К.
1983 — Из жизни начальника уголовного розыска — Слепнёв
1983 — Исповедь его жены — Бекрайтис Ричард
1983 — Петля — инспектор Васильев
1983 — Соучастники — следователь Хлебников
1984 — Европейская история — журналист Хайнц Ренке
1984 — Успех — Геннадий Максимович Фетисов
1985 — Берега в тумане — Дмитрий Степанович Шелапугин
1986 — Чичерин — Чичерин
1986 — Чужая белая и рябой — озвучивание, Любомирас Лауцявичюс
1987 — Забытая мелодия для флейты — Леонид Филимонов
1987 — Загон — Крафт / Мустафа ас-Салем
1987 — Претендент — Тед Стивенс
1988 — Город Зеро — инженер Алексей Варакин
1988 — Радости земные — Клим Бобрищев
1988 — Шаг — Гусев
1990 — Сукины дети — Юрий Михайлович
1992 — Алиса и Букинист — эпизод
1993 — Благотворительный бал — Виктор Бершадский

Телеспектакли

1973 — Фредерик Моро (телеспектакль) — Фредерик Моро
1976 — Мартин Иден (телеспектакль) — Бриссенден
1977 — Кошка на радиаторе (телеспектакль) — Валентин Кузнецов
1977 — Любовь Яровая (телеспектакль) — Михаил Яровой
1978 — Часы с кукушкой (телеспектакль) — Валентин Николаевич Кузнецов
1978 — Эцитоны Бурчелли (телеспектакль) — Афанасий Хвощ
1978 — Капитанская дочка (телеспектакль) — Швабрин
1979 — Осторожно, ремонт! (телеспектакль) — Валентин Кузнецов
1979 — Ярость (телеспектакль)
1981 — Повести Белкина (телеспектакль) — Сильвио
1988 — Про Федота-Стрельца, удалого молодца — автор и исполнитель
1993 — Игроки-XXI (телеспектакль) — Ихарев

Режиссёр

1990 — Сукины дети.

Прошу прощения у читателей. Я почти ничего не рассказываю о Леониде Филатове как
об артисте кино, режиссёре, о других его дарованиях. В основном  моя цель- дать отрывки из литературной деятельности  и библиографию. При желании читатели могут найти с  помощью библиографии много интересных материалов о творчестве талантливого человека. С уважением!

Библиография.

Советская литературная пародия//Леонид Филатов — М., «Книга», 1988, т. 1.
Филатов Л. А. Про Федота-стрельца, удалого молодца. — МГЛ Интернэшнл, 1990.
Филатов Л. А. Сукины дети. — РИО ПФ «Красный пролетарий», 1992.
Филатов Л. А. Про Федота-стрельца, удалого молодца. — Изд. центр АО «Диалог — Сибирь», 1996.
Филатов Л. А. Стихи. Песни. Пародии. Сказки. Пьесы. Киноповести. — У-Фактория, 1999.
Филатов Л. А. Любовь к трем апельсинам. — Триэн, 1999.
Театр Леонида Филатова. — У-Фактория, 1999.
Филатов Л. А. Нет худа без добра. — ЭКСМО-пресс, 1999.
Филатов Л. А. Кн. 3. Гамлет. — Полное собрание сочинений в пяти книгах. — М.: АСТ: Зебра Е, 2006. — 316 с.

Литература
Воронецкая Т.В. Леонид Филатов: Жизнь и творчество. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.
Сушко Ю.М. Самая лучшая сказка Леонида Филатова. — Биографии великих. Неожиданный ракурс. — М.: Эксмо, 2011. — 352 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53756-3.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Майя Владимировна. Читала про Филатова с удовольствием. Очень люблю его роли, его стихи, его Федота-стрельца. Когда-то даже пыталась выучить сказку наизусть. Настолько она мне нравилась. И со временем мнение не изменилось, хотя, бывало, что прежние кумиры вдруг теряли свою привлекательность. Перечитала стихи и фрагменты из более крупных произведений. Некоторые строки и в самом деле звучат пророчески, что только подтверждает талант автора.

Спасибо Вам за это путешествие в прошлое!

С уважением -

Нина Роженко Верба   22.02.2015 13:02     Заявить о нарушении
На здоровье, Нина.

Майя Уздина   22.02.2015 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.