Как возникла Наука о земельной ренте

 Если Вы убеждены, что РЕНТА – это деньги, выплачиваемые за наем чужого имущества, Вы немножко ошибаетесь. Основоположник теории ренты Джеймс Андерсон – агроном, ученый, современник Адама Смита имел несколько иную точку зрения. Создавая свою науку, которой теперь пользуются агрономы всего мира, он применил непонятное слово «рента», возможно, позаимствовав его из древнегреческого словаря.
Слово переводится как «щель, дыра, прореха», что с деньгами ничего общего пока не имеет, но содержит некоторый намек на женское начало.
Таким образом,
 слово «рента», в понимании Андерсона, должно было обозначать величину земного плодородия, точнее, весь общественный продукт, полученный с того или иного земельного участка в течение года.
. Иными словами, рента (r) - это величина урожая. А  слово «рентабельность» (R) означало среднюю величину ежегодного урожая,приходящегося на единицу земельной площади (R= r/S). Эта величина указывает на средний уровень земного плодородия в той или иной местности. Однако...
 
 Однако всякий урожай, став товаром, измеряется денежной прибылью. Поэтому экономисты 18-го века приспособили теорию к своим нуждам. «Рента» у них превратилась именно в те деньги, которые выплачиваются за наем земельных участков, что и исказило ее первоначальный смысл. А «рентабельность» стала определять среднюю величину земельного дохода. Правда, агроном видит здесь одну величину, а арендодатель - другу.
Наём земельных участков и прочей недвижимости стал называться «арендой». Посредники, помогающие переоформлять аренду на других лиц, назывались «рентмейстерами», а люди, живущие на проценты от вложенного в банк капитала, или сданного в залог земельного участка,- «рантье». И так далее. Все эти слова являются однокоренными.


           ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СМЕНЫ (СЕМИ) ФОРМ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 Как ни странно, Карл Маркс познакомился с теорией ренты только тогда, когда приступил к написанию третьего тома «Капитала». Фридрих Энгельс подсунул ему брошюру на эту тему, купив ее где-то на книжных развалах. И, конечно, Маркс стал рассматривать ренту как продукт общественного потребления, полученного в процессе труда.
 Он заметил, что в этом процессе складываются свои отношения, которые зеркально отражают особенности каждой общественно экономической формации. Такие отношения он назвал «рентными отношениями».

 К сожалению, Маркс успел выделить и исследовать только три формы рентных отношений:  "отработочную", "продуктовую" и  "денежную ренту", которые характерны только для экономических формаций Настоящего Времени ("Капитал", том 3, часть 2, глава 47, Генезис капиталистической земельной ренты).

 Но мы начнем счёт от еще более ранних форм ренты, возникших в условиях Прошедшего времени. То есть, в условиях первобытного стада, где «производственные» отношения людей, собирающих с земли всё, что годилось в пищу, можно назвать 1) «собирательной рентой». Кто что собрал, тот то и потребил в пищу. Будем считать это первой формой рентных отношений диких людей.
 
  Вторая форма рентных отношений возникла в первобытнообщинном строе, зародившемся сразу после распада стадных отношений. Люди научились возделывать землю и выращивать себе жизненно необходимые продукты. Назовем это "земельной рентой".
Однако в этом строе оставалось множество ещё не осёдлых народностей, которые тоже научились запасаться собранной провизией впрок. Их свободолюбивая форма кочевых отношений еще не знала рабства, которое требует оседлости.
Благодаря кочевому образу жизни, цыгане, как народность не познавшая рабских оков, как-то пережили свой строй, «перекочевав» из полудикого Прошлого Времени в Настоящее Время. Специфику их дохода, за счет которого они выживают уже многие тысячелетия, можно назвать 2а) «цыганской рентой»...
...Кочующему цыгану скучно собирать урожай по зёрнышку. Он любит брать всё сразу, значит, украсть и перепродать. А там - на коня, и был таков... Сочтем этот способ приобретения материальных благ - той же второй формой рентных отношений (2а). И заметим, что в образе жизни этих кочевых народностей сегодня продолжают присутствовать реликтовые формы общинных отношений первобытного строя, правда, в очень измененной форме.

 Конечно, ни «собирательной», ни «цыганской ренты» Маркс никогда не называл. Но считал, что любая форма рентных отношений выходит из "земельной ренты". Поэтому следующие три формы рентных отношений он открыл и проанализировал достаточно глубоко. Воспроизведем только суть.
 
Во-первых,

всякий рабовладельческий строй возникает только при оседлом образе жизни. При этом он порождает так называемую 3) «отработочную ренту», основанную на принуждении раба к труду. И Всё то, что производит угнетенный класс, у него отбирает класс эксплуататоров, оставляя тем лишь малую толику еды. (Это и есть первая форма рентных отношений по Марксу, но третья - по нашему с вами счёту).

Во-вторых,
 
основанная на насилии, отработочная форма отношений при феодализме постепенно переродилась в 4) «продуктовую ренту».
. Суть такого преображения в том, что  рабовладелец, став феодалом, понял, что тот же самый объем продукции раб может создавать без физического принуждения. И в сознании феодала стали зарождаться азы либеральной логики. Если у раба будет своя хижина,- думал он,- то появится и свой интерес к труду.
 С тех пор ярмо суровой барщины прогрессивно мыслящие феодалы стали заменять на обоюдовыгодный оброк. Так, взимая с крепостного населения продуктовый налог, они пришли к определенному классовому соглашению. Крепостное право облегчилось, и раб судьбу благодарил.
(Это вторая форма отношений - по Марксу, но четвертая - по нашему счету).
 
*** Главное различие между рабством и феодализмом «всего лишь» в форме присвоения чужого труда. Но это самое «всего лишь» делает феодализм гораздо более жизнестойкой формацией, чем рабство.

В-третьих,
 
развиваясь внутри феодального строя, подчиненные классы создали свои буржуазные отношения, характеризующиеся 5) «денежной рентой».
Так, вышедшая из народных масс, буржуазия начинает выплачивать феодалу оброк не натуральными продуктами, а деньгами. (Это третья форма отношений по Марксу, но пятая форма по нашему счету!).
***
 Вначале феодалы с восторгом восприняли такое новшество, - кто же не любит деньги! Но, по мере развития буржуазных отношений, произрастающих на феодальной почве(!), стало происходить нечто невероятное. "Денежная рента", вдруг, вошла в противоречие с "Продуктовой рентой", порой, приводя поместных феодалов к разорению. Этот процесс тем более обострился, когда бумажные или медные деньги перестали обеспечиваться золотом.
 С другой стороны, чтобы повысить собственные доходы, феодализм, как мастер денежных подтасовок, находит такие рычаги «управления» экономикой, которые нередко приводят к так называемым «медным бунтам». Как говорится, у власть имущих есть сто один благовидный способ обокрасть собственное население.
 В результате, конфликт между двумя формами рентных отношений толкает народ во главе с буржуазными идеологами на вооруженную борьбу с феодальным строем. Однако победа всегда остается за "Отработочной" и "Продуктовой" рентой. Эта дружная парочка неизбежно побеждает новые буржуазные порядки и, приструнив "обнаглевшую" "Денежную ренту", возвращает отрезвленное человечество на позиции рабского, а за тем, и феодального строя. Жаждущий денег и власти либерализм вновь терпит крах.
 
  Но борьба бесследной не бывает.
  Теперь буржуазия меняет тактику и ведет себя более осторожно. Стараясь мягко завоевать правящие позиции, она опять вежливо оттесняет феодалов от управления государством. Как-никак, денежная рента является чужеродным телом в организме феодального строя. Ее стихия - капитализм,- так она сама о себе думает.
. Так думал и Карл Маркс, принимая прижившийся в послереволюционной Европе Буржуазный строй за настоящий Капитализм, а будущий Капитализм, который должен начаться после «всемирной революции», - за Коммунизм.
(Ленин ухватился за эту ошибку Маркса, и стал строить коммунизм силовым способом.)

*** Здесь читатель должен вспомнить, что (теоретически) между (настоящим!) капитализмом и (настоящим!) коммунизмом никакого конфликта быть не может, ибо между ними находится (настоящий!) социализм, который можно определить как "бесконфликтный переход из одной формации в другую".

*** ВЕРОЯТНО(!), развиваясь в условиях современного Буржуазного строя, денежная рента окончательно подчинит себе как отработочную, так и продуктовую ренту, прекратив с ними всяческий конфликт. Скорее всего ей на помощь придет шестая форма рентных отношений.
Но как она выглядит?

. Карл Маркс внимательно проанализировал «коммунистическую», как он полагал, форму отношений, предсказав, что после всемирной революции, (читай «после мирового экономического кризиса» -то, что сегодня и наступает во всём мире), деньги как таковые должны исчезнуть.
. Но сами по себе, как мы теперь понимаем, деньги из обращения выпасть не могут. Их должен вытеснить подобный им эквивалент. Следовательно, при "коммунизме", (читай, при грядущем капитализме), денежная рента должна развиться в какую-нибудь 6) «электронно - компьютерную ренту»(!), которая позволит всему населению приобретать товары по безналичному расчету.
  Как видим, эта электронная форма ренты будет характеризовать не буржуазные, но весьма устойчивые капиталистические отношения, которые (в современном) буржуазном обществе  еще только зарождаются...
 *(По нашему счету это будет шестая форма рентных отношений, порожденная либо зародышем современного капитализма, который не успел родиться, а уже сам родил собственную ренту,- вот, акселерат! Либо - методом перерождения бумажных денег в электронные. *Выбирайте здесь ту версию, которая вам ближе к сердцу или уму)...

 Уверяя, что при коммунизме наличные деньги должны исчезнуть, Маркс, как видим, ошибся только на одну формацию!!! Вероятно, Он не учёл, что развитой феодализм, должен был разродиться Буржуазным строем, который и подготовит почву для прихода настоящего Капитализма...
****
Заметим, что наиболее ярким примером (идеального!?) переходного состояния общества от Феодализма к Буржуазному строю стало такое государство, как Советский Союз. В нём, в его колхозно - совхозной части производства общественного продукта доминировала такая форма отношений, как отработочная и продуктовая ренты. А в области внешней торговли с другими странами - денежная рента. И конечно, распад этого государства явился ярчайшим примером акта рождения Буржуазной формации.
 И только тогда, когда наступит Капитализм, тогда, как и предсказал Карл Маркс, все поголовно должны будут перейти от денежного расчета наличностью к безналичному расчету по магнитным карточкам,- приложил и готово...

 Этот процесс (перерождения наличности в безнал) пока проходит гладко, и, главное(!), пока без конфликтов,- денежная рента против электронных расчетов пока(!), как говорится, не "возникает". (Конечно, если не считать Украину 2014 - 2015гг., где блокада электронных карточек стала методом экономического удушения неугодной части населения. А что вы тут хотите?! Феодально Буржуазный строй, в лице правящих олигархов, цепляется зубами за "личные" сверхприбыли, растаскивая экономику государства по своим закромам. Вот над такими господами, безудержно рвущимися к власти, и должен быть установлен строгий общественный контроль. Иначе - беда...)

И тут следует понять(!), что, вопреки убеждению (великого пУтанника!) В.И.Ленина,  социальный конфликт (в каждом отдельном государстве) должен возникнуть, во-первых, при переходе от Феодализма к Буржуазному строю, а не от Капитализма к Коммунизму...
 Но поверьте, что все иные переходы - "ничто", по сравнению с переходом от современного Буржуазного строя к Капитализму.
Этот конфликт и вызовет если не всемирную революцию (по Марксу), то всемирный экономический кризис ("война всех против всех"), к которому, как видим, движется всё человечество.
  Ведь этот (экономический) конфликт постоянно подогревается искусственным ростом денежной массы, что и вызывает рост инфляции во всём мире. Так, постоянно допечатывая бумажные деньги и бросая их в обращение, буржуазные правительства практически всех европейских и азиатских стран подводят свои государства к обострению конфликтов как внутри своей страны так и между странами. И только полное развитие электронно-компьютерной ренты и вытеснение денежной ренты будет способно предотвратить назревающие конфликты и мировую резню, конечно, если электронные деньги нельзя будет "подпечатывать" также, как бумажные.

. В общем, перепутав Буржуазный строй с Капитализмом, Маркс ошибся "только!" на одну формацию. А Ленин эту ошибку "спрятал" на самое видное место - на обложку своей книги "Империализм, как высшая фаза капитализма". Поэтому мы с вами (советский народ во главе с КПСС) и не могли эту ошибку обнаружить как до 91-го года, так и после него. Ну, что тут скажешь? Все мы (вся страна) проявили великую глупость!!! Ведь, К.Маркс утверждал, что переход в светлое будущее случится не в отдельно взятом государстве, а во всём Мире одновременно. А мы не верили, пытаясь построить коммунизм в отдельной развитой феодальной стране, то есть, в СССР. Вот Союз и развалился (1991г), уступив дорогу Буржуазному строю...

***   ***   ***

И так,
 если установится такое положение, когда абсолютно каждый человек сможет проверить свои доходы с помощью электроники, тогда, надо полагать, у правящего класса чиновников и олигархов уже не получится грубо присваивать себе «излишки» чужого труда... Вероятно, эта хитрая функция перейдет к капиталистам(m)...
 ...если, конечно, не "отнять и поделить", а грамотно перераспределить размеры денежных потоков между поступлениями их:
 
1) в государственную казну(как фонд возмещения C), 
2) - в карман буржуазии (как фонд накопления m) и
3) - на руки трудящемуся населению (как фонд потребления V).
***  ***
При этом никого не обидеть... Например...
Поскольку бюджет нашей страны теперь, как бы, не в состоянии достигнуть своих прежних (советских)  размеров, то и не следует "тужиться шире своих возможностей", а сразу направить эту денежную массу только в три  необходимые сферы:
1. На внешнюю оборону,
2. На наведение внутреннего порядка и...
3. На социальные нужды населения (пенсии, школы, больницы ..!)!! 
   Все остальное – строительство жилья, дорог, заводов, фабрик и прочего следует поручить заботам буржуазии. Не зря же мы вступили в «фазу» развития Буржуазного строя, вот, пусть он и поработает на благо страны.
***  ***
Вероятно, это и есть основная задача современного Буржуазного строя. В общем, вперед к победе капитализма!!? И ни шагу назад??!
Ай!! Ай! Что получится, то и получится!!..

Но где же седьмая форма рентных отношений??? Ах, вот же она...
***   ***
...Коммунизм по-прежнему считается "высшей фазой капитализма",- Теоретически его никто пока не отменил.
. Разумеется, когда-нибудь он тоже (лет через 200, 500 или 700) наступит. И тогда в нём, само собой, возникнет своя (седьмая!) форма рентного учета. На всякий случай назовем ее 7) «Световой Рентой»,-  пойди, проверь!

/Гончар/
               


Рецензии
Ну и ладушки!

Гончар   20.07.2016 13:19     Заявить о нарушении
Скромно хочу заметить, что Вас приписывают к ловеласам нынешнего столетия, так как земельную ренту Вы исторически описываете, а пользуетесь ли ей современно, или опять ладушки?
Но, но флирт - это искусство, заметим, что больше искусство, чем искушение, ведь приятное общение приятнее неприятного соприкосновения двух тел, можно сказать, носителей материи - земли, что ли как бы вот.
В глубоком детстве, когда я ходила в детский сад, у нас была девочка, которая ковырялась пальцем в носу, но это была не я,
Так и осталась фотка из детского сада - могу опубли... как-нить.

Галина Ягудина   21.07.2016 00:03   Заявить о нарушении
Добрый вечер, солнышко!!
1. Я описываю только структуру земельной ренты, но не пользуюсь ей. Так ладушки?
2. Но почему флирт - это искусство,- не понимаю. Тем более, почему он - больше искусство, чем искушение? Галя, откуда Вы это взяли? Изъясняйтесь более определённо... ибо ваще трудно уследить ход Ваших мыслей...
3. Согласен, что приятное общение приятнее неприятного соприкосновения двух мммм тел, что ли как бы вот. Но, к чему это сказано?
4. Если осталась фотка из детского сада (с пальцем в носу), - любопытно было бы взглянуть,.. как-нить.
5. И ваще, может мне Вам позвонить... как-нить?

Гончар   21.07.2016 00:28   Заявить о нарушении
Не знаю почему, это были мысли перед сном и только, а почему бы вам мне не позвонить я тоже не знаю, тем более если вы молоды, красивы, независимы от жены и свекрови, и не меняете внешность в зависимости от вашеготжелания испортить кому-нибудь настроение, не знаю.

Галина Ягудина   21.07.2016 12:33   Заявить о нарушении
Хотел позвонить, чтобы в устной форме извиниться за то, что заставил девушку на что-то надеяться...
Но нет! Не позвоню, поскольку совсем не подхожу (оказвается) под выдвинутые Вами параметры,.. то есть, немолод, некрасив, независим от жены и тёши, и меняю внешность только с возрастом в сторону ухудшения, что порой портит кому-нибудь настроение, но не знаю почему. Ну, что ж!? Как скажете,- воля Ваша...

Гончар   21.07.2016 14:46   Заявить о нарушении
Вы с таким рвением относитесь к буквам в интернете?! Удивлена безмерно. Заставить девушку надеяться может только запланированная беременность, о чем вы, мил друг? О чем?

Галина Ягудина   21.07.2016 15:27   Заявить о нарушении
Галичка ласточка! Я и сам не знаю, о чём это я,- наверно, соскучился по переписке с Вами. Но Вы уж простите старика, что запланированную беременность я Вам обеспечить не смогу. Угу??...

Гончар   21.07.2016 15:58   Заявить о нарушении
Ну и как вы хотели мне позвонить, я что, поднимаю трубку? - это во-первых, во-вторых, откуда вы взяли мой телефон? И что можно сказать нового по телефону? В-третьих.

Галина Ягудина   22.07.2016 04:55   Заявить о нарушении
Телефон достать не трудно,- трудней придумать, что сказать... Вот, только смелости наберусь и ...

Гончар   22.07.2016 13:56   Заявить о нарушении
так серьезно к разговорам относиться нельзя, нужно найти что-нибудь хорошее рядом, чем искать милости от звездного неба.

Галина Ягудина   22.07.2016 17:39   Заявить о нарушении
Галичка! Поражаюсь Вашей природной мудрости.
Целую Ваш мизинчик
С уважением

Гончар   22.07.2016 22:50   Заявить о нарушении
Пожалста, пожалста,
Единстевенно что,
Что я сейчас обдумываю Секстинскую Мадонну,
Откуда у нее двадцать первый палец-таки?

Галина Ягудина   23.07.2016 20:30   Заявить о нарушении
Наука про этот палец ещё ничего не доказала-таки...

Гончар   24.07.2016 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.