Глава 3. Тримальхион

«Быстрыми и верными шагами приближаемся мы к тому времени, когда людей, получивших классическое образование, станут показывать на ярмарках, как ацтеков. А между тем ещё очень нестарые люди помнят то время, когда античные авторы жили среди нас и в мало-мальски интеллигентном кругу: о Вергилии говорили, как о старом знакомом, независимо от того, каково было отношение к нему на школьной скамье»*.
______________
* Цитируется по: Петроний Арбитр. Сатирикон. М.-Л., 1924. Предисловие Б.И. Ярхо.

Мог ли представить себе почтенный Борис Исаакович Ярхо*, что придут времена, когда о классическом образовании россияне вообще забудут, а на потеху публике на ярмарках вот-вот станут показывать просто гуманитарно образованных людей.
_______________
* Борис Исаакович Ярхо (1889—1942) — крупный медиевист, теоретик литературы и переводчик; преподаватель кафедры зарубежной литературы МГУ; репрессирован за «связь с Каменевым»; умер в ссылке в Удмуртии от туберкулёза.

В далекий век классического образования «Сатирикон»* Петрония входил в обязательную программу обучения. Его знал каждый гимназист, а имя одного из главных героев книги Тримальхиона было нарицательным, обозначая выскочку, о каких говорит старинная поговорка: «из грязи — в князи». В нашей стране (впрочем, как и в большинстве стран мира) уже скоро столетие заправляют делами Тримальхионы, так что для России этот литературный герой особенно интересен и несёт в себе особый общественный знак.
_________________________________
* Источники называют произведение Петрония «Saturae» («Сатиры») (лат.) или «Satyricon» («Сатирическая повесть» или «Сатирические повести») (греч.). Согласно отечественной литературоведческой традиции, книга именуется «Сатирикон».

Гай (или Тит) Петроний по прозвищу Арбитр (ум. 66) был приближенным императора Нерона (37 — 68). Тацит в «Анналах» рассказывает, что Петроний «проводил день во сне, ночь в делах и жизненных утехах; если другие достигают славы своим добрым рвением, то он приобрёл её праздностью: его считали не мотом и расточителем, как это обычно бывает с прожигателями жизни, а мастером изысканных наслаждений.

Непринужденная и несколько небрежная вольность его слов и поступков сообщала им привлекательный оттенок откровенной непосредственности. Однако в должности проконсула Вифинии, а затем и консула, он проявил энергию и деловитость. Затем, вновь погрузившись в пороки — или в подражание порокам, — он принят был в самый узкий круг приближённых Нерона, как арбитр изящества, и Нерон находил подлинное наслаждение и негу только в тех излишествах, которые получили одобрение Петрония»*. Это вызвало зависть Тигеллина**, всесильного любимца императора. После раскрытия заговора Пизона*** Тигеллин постарался возбудить подозрения против своего соперника. Петроний «не стал длить часы страха или надежды» и совершил самоубийство.
__________________________
* Все цитаты из Тацита даются по книге: Тацит. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Анналы. Л., 1969
** Тигеллин (Sofonius Tigellinus) — вpeменщик эпохи Нерона, человек тёмного происхождения. Имел самое пагубное влияние на Нерона, поскольку разжигал его дурные страсти. Подстрекаемый Тигеллином, император убил множество невинных людей. Особенно пострадали участники заговора Пизона. При императоре Отоне Тигеллина приговорили к смерти. Узнав об этом, он перерезал себе горло и медленно скончался в объятиях любовниц.
*** Гай Кальпурний Пизон по призыву офицеров преторианцев в 65 г. возглавил заговор против императора Нерона. В заговоре участвовали некоторые сенаторы и всадники, в том числе люди, близкие императору. Заговор был раскрыт, Пизон покончил с собой. Начались репрессии против римской знати, причем пострадали многие невинные. В их числе оказался Петроний.

«Сатирикон» был создан Петронием в конце жизни. Литературоведы определяют жанр этого произведения как сатирический роман низменно-бытового содержания. Ничего подобного в античной литературе не было создано ни до Петрония, ни после него*.
______________________
* Иногда ошибочно сравнивают «Золотого осла» Апулея с «Сатириконом»; это произведения совершенно разных жанров

Как предполагают учёные-антиковеды, «Сатирикон» состоял примерно из 20 книг. До наших времён дошли только фрагменты, начиная с 14-й (или 13-й) книги. Поэтому судить в целом о романе не представляется возможным.

К сожалению, в конце XVII в. некий Франсуа Нодо* объявил, что им обнаружен полный «Сатирикон», и опубликовал якобы переведённый им текст, наполнив его эротическими сценами, в том числе и однополой любви. С этого времени роман повсюду переиздаётся только в версии Нодо: как обычно мотивируют издатели, — ради целостности произведения. Приходится признать, что даже в библиотеке А.С. Пушкина сохранилось французское издание «Сатирикона» с текстом Нодо. В России только в издании 1924 г. впервые вписанные в книгу тексты французского офицера были выделены особыми квадратными скобками, посредством чего подлинник Петрония оказался обособленным в так называемом «целостном» варианте.
____________________
*Франсуа Нодо (ок. 1650 — ок. 1710) — французский офицер; объявил, что нашёл полный текст «Сатирикона» в небольшом, не названном им монастыре

Содержание романа Петрония (без вставок Нодо) вкратце примерно таково.
По Римской империи путешествуют, перебиваясь случайными доходами, два молодых жулика-любовника — Энколпий и Гитон. Рассказ ведется от имени Энколпия, который до появления на сохранившихся страницах книги осквернил храм, ограбил виллу, совершил убийство, был гладиатором. Сам юноша утверждает, что его преследует бог Приап*, оттого он и мытарствует по свету.
__________________
*Приап (греко-римс.)— бог садов, полей и домашнего очага

Во время своих опасных и печальных странствий Энколпий и Гитон постоянно попадают в сложные ситуации и сталкиваются с одиозными личностями из различных слоёв общества.

Во время одного из таких приключений, спасаясь от преследования разбойников, Энколпий, Гитон и их приятель Аскилт (ещё больший прощелыга, чем жуликоватая парочка) попали на пир к богачу Тримальхиону*. «Пир у Тримальхиона» является самым большим отрывком из подлинной рукописи «Сатирикона».
________________
*Имя Тримальхион имеет несколько переводов, наиболее точные — «трижды противный» или «трижды мерзавец».

Даже ещё не появившись перед читателем, он уже предстал перед ним фанфароном и дураком. Один из его лизоблюдов восторженно сообщил Энколпию, что у «изящнейшего из смертных» Тримальхиона «в триклинии*… стоят часы, и (к ним) приставлен особый трубач, возвещающий, сколько мгновений жизни он (Тримальхион. — В.Е.) потерял».
________________
* Триклиний — столовая комната в доме древнего римлянина.

Кем же был этот мнящий себя утончённой и одухотворённой личностью лысый старикашка в красной (то есть очень дорогой) тунике? Бывший раб, сирийский мальчик, служивший для любовных развлечений своих хозяев. Он стал любимцем господина, который отпустил красавчика на волю и даже оставил ему наследство. Тримальхион распорядился состоянием наилучшим образом — плутовством, обманом и хамским напором он нажил себе ещё большее состояние, чем необычайно возгордился. Свою житейскую хитрость и хваткость он счёл за возвышающую его надо всеми мудрость. Своё презрение к человечности, совести и благородству Тримальхион выразил в лично сочинённой им эпитафии на собственное надгробье: «Он вышел из маленьких людей, оставил тридцать миллионов сестерциев* и никогда не слушал ни одного философа».
_______________
* Сестерций — самая мелкая латунная монета в Древнем Риме.

Нет, Тримальхион не стал злодеем, ему даже было свойственно природное добродушие, но каждый его шаг определялся спесью новоиспеченного богача, который в душе так и остался рабом, а потому умирал от страха и зависти перед любым, пусть даже нищим, вольным человеком. Оттого, полагая себя мудрецом и знатоком всех сторон жизни, он непроизвольно представал перед читателем заурядным богатым самодуром, не знающим, какую ещё роскошь выставить на обозрение окружающих его ничтожеств или какое ещё чудачество выкинуть, чтобы те же ничтожества затем восхищались его оригинальностью и неповторимостью.

Такой же была и Фортуната, жена Тримальхиона, — спесивая, обвешанная дорогими побрякушками недалёкая женщина, жадная до умопомрачения, в любой момент готовая устроить мужу-жлобу безобразный публичный скандал.

Тримальхион, как и подобало новоиспечённому хозяину жизни, был уверен, что является докой и в искусствах. На глазах у толпы нахлебников он, не раздумывая, сочинил эпиграмму, переврав при этом все законы древнеримской поэзии, какие только можно было переврать:

То, чего не ждёшь, иногда наступает внезапно,
Ибо все наши дела вершит своевольно фортуна.
Вот почему наливай, мальчик, нам кубки Фалерн.

Окружение немедленно обсудило достоинства «высокой поэзии» хозяина и пришло в восторг…

Почти две тысячи лет прошло со времени написания «Сатирикона», а мир-то, оказывается, не изменился! Каждый день видим мы сегодня в России, особенно в Москве, сцены из гениального творения Петрония, и несть этому конца.
Образом Тримальхиона писатель чётко высказал гениальную мысль, которая стала явью только через пятьсот лет, но какой страшной явью!!! Нет будущего у общества, опорой которому является раб и хам, которому диктуют законы бытия раб и хам, в котором властвуют раб и хам. Римский народ погиб навечно и безвозвратно. После него остались только великая история и великая культура, созданные вольными людьми и самозабвенными патриотами. Но явились тримальхионы и сожрали будущее римлян без остатка. А для истории пятьсот лет — одно мгновение.

Эту великую заповедь Петрония необычайно глубоко понял и донес до своего зрителя гений мирового кинематографа режиссер Федерико Феллини* в фильме «Сатирикон».
____________________
*Федерико Феллини (1920—1993) — великий итальянский кинорежиссер-неореалист, автор таких выдающихся произведений, как «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Амаркорд», «81/2», «Репетиция оркестра» и других.


Рецензии
"Почти две тысячи лет прошло со времени написания «Сатирикона», а мир-то..."

Виктор!
По-моему, Ваш выбор Главных Героев подводит постепенно читателя к ужасным выводам о судьбе России.

Почитаем дальше.

«81/2» - Наверное, "8 с 1/2".
Альвина Гукк

Гукк Альвина   26.01.2017 01:02     Заявить о нарушении
Наоборот. Ведь Вы же читали уже "Тёркина".
Но книга о человечестве в целом, Россия - это только одна из побочных тем.

Виктор Еремин   26.01.2017 01:00   Заявить о нарушении