По Лене реке

                По Лене реке
                «Лена река – якутские просторы,
                Ширь необъятная, даль непроглядная…»
                (из песни…)
«Река Лена входит в десятку по длине и полноводностью в мире…»
Неторопливо катит свои воды на Север якутская красавица, всеми любимая река Лена. По водному покрывалу бежит лёгкая рябь от осеннего студёного ветра. Летят на землю рыжие лоскутья с деревьев и нагота  обнажает их, оголяя ветки.
Уже проходит бабье лето – предостережение наступающей суровой зимы. Туман прячется в западнях и низинах и остужает холодным дыханием до восхода солнца опушки берёзовых перелесков.
В бездонной синеве неба летит клин журавлей. Протяжно и скорбно курлычут они. Грустный плач слышится в вышине: птицы улетают в чужие края. Холод вынуждает покидать родные места. Но ни далёкие перелёты, ни суровый климат Севера – ничто не останавливает их, они возвратятся весной опять. Родина – она зовёт.
…Любит Вася красоту осенней природы, и сейчас стоит он на верхней палубе теплохода, и смотрит  на улетающих вдаль птиц. Любовь к природе привил Василию его дед – таёжный охотник. Он наставлял и поучал внука:
- Красоту примечай. Увидеть её – богаче стать. А живность зазря неча бить, она тоже жить хочет, а баловство в себе ломать надо.
Бродил как – то Василий с ружьём по лесным озёрам. Устал, ничего не видел, злость его берёт. Заметил он, что сели на водную гладь два лебедя и задумал пристрелить одного. Долго полз, руки ободрал и колючек насадил. Подкрался к озеру и выглянул из-за тальников. По тихой воде медленно плыла царь птица и его подруга, рассекая грудью нетронутую поверхность, оставляя за собой маленькие волны.
Засмотрелся Вася, залюбовался.
Эх, здорово, - прошептал паренёк, и все плохие мысли покинули его.
С тех пор Вася вообще перестал стрелять, даже в перелётных уток.
Вася очнулся от нахлынувших воспоминаний и осмотрелся. Сейчас он не вахте, можно помечтать и отдохнуть. На своей первой навигации он так же ходил по Лене. Но тогда устроился работать матросом на грузовом буксире - толкаче. А сейчас пришёл на пассажирский теплоход рулевым – мотористом.
…Вспоминает, что когда шли через перекаты, иногда свистел свисток, вызывая матроса на промер глубины русла. Он хватал намётку и забрасывал за борт, чтобы увидеть, что покажет она. Он кричал в переговорную трубку:
- Пронос, или не маячит.
А когда намётка показывала 5 или 6 делений, буксир сбавлял ход.
                … Солнце сидело почти над самой водой, освещая плывущие над палубой серебряные нити паутины, золотя поверхность реки. Скоро будет Киренская область. Знаменитое место - это Ленские Щеки. Они представляют собой узкий каньон с тремя скальными образованиями красно - медного цвета, обрывающие в реку, она  как бы уклоняется от первой «щеки», попадает во вторую, на противоположном, левом берегу,  затем обратно на третью, самую большую. Стены Щёк отражают гудок теплохода 24 -кратным эхом! Через несколько километров за крутой петлёй поворота Лена приближается к скале – это «Пьяный Бык»! Это самый узкий и опасный участок. Пассажиры, заранее предупреждённые, смотрят и фотографируют
чудеса природы.
… Стало быстро темнеть, и теплоход осветился огнями, разливая в стороны яркий свет. Изредка в темноту ударял сноп прожектора и, разрезая мрак, терялся  или упираясь в берег, скользил по нему, выхватывая куст,  знак ходового берег, и  качающийся на волнах бакен.
Встречные суда, танкера давали приветственную звонкую трель сирены и  отмашку бортовым светом, чтобы разминутся при встрече.   
Василию казалось, что проплывающие мимо теплоходы несут при себе нечто загадочное и таинственное. В такой момент он хотел  на миг появиться на другом судне, чтобы увидеть чем занимаются и как живут там люди. Но те проплывали мимо со своим обособленным  мирком, унося свои тайны.
Прошли Киренск, Витим и Ленск. Уже расцвело и видна вся красивая природа Якутии. Вот на пути Ленские Столбы. Они восхищают своих посетителей и туристов С 17го века. Примерно 140 км от Якутска начинается длинный ряд красно – коричневых скал, причудливые очертания тянутся на многие километры. Сейчас эти каменные скалы выглядят как потрясающие творения, которые возвышаются на высоту более 150 метров. Длина Ленских столбов растягиваются на 80 км.
Василий всегда глядел   на эту красоту и постоянно восхищался волшебным творением природы. 
… Прошли столицу Якутии – прекрасный город Якутск. Впереди г. Жатай, ниже Якутска 15 – 18 км. «» Летом когда в реке вода тёплая и уже все купаются» -  друг и помощник Василия, матрос Николай выпросил разрешение у капитана, чтобы не идти до Якутска, а проплыть в Жатай, где он жил. Николай нырял с верхней палубы и плыл к себе домой, всё оканчивалось всегда благополучно – пловец он был хороший…
… Скоро окрестности Кюсюра. Василий вспоминает то время с плохой думой. Но это пока впереди – здесь глубина реки достигает около 20 метров. На левой стороне находилась войсковая лётная секретная закрытая часть. Там самолёты вылетали в воздух из-под земли, никто не знал что она запрещённая для информации.
Когда теплоход шёл назад, загружённый продуктами и вином, воинский БТР обычно подходил к теплоходу и и парни покупал что нибудь себе вкусное.  В этот раз он подошёл к теплоходу, и пристал ошибочно к корме, в этот момент она  отошла под наплывным течением в сторону.  Солдат хотел подтянуть БТР, но его как бы растянуло меж двумя судами. Он упал в воду и стал погружаться в глубину. Николай бросил ему спасательный круг. Но солдатик оказался в таком трансе, что ему делать постепенно проваливаясь в глубину речной протоки, ничего не соображая.
Больше его не видели. Он исчез в речной глубине. Матери дадут телеграмму: «Ваш сын погиб при исполнении воинского долга»…
Уже чувствовалось дыхание приближающего моря Лаптевых, куда впадала река Лена. Вокруг теплохода бежали, освещённые светом белые буруны. Очередная волна попав под нос, взвивалась и окатывала палубу мелкими, как дождь, брызгами. Низкие тучи обложили непроницаемое агатовое небо.
Ребята решили поужинать. На камбузе почему – то спорили. Пассажиры тоже возмущались. Оказалось, что ранний морской прилив поднял свою воду в реку. Механики залили в танки  подсолённую воду, поэтому компот, кисель и чай стали сладко – солёными. Пришлось пить нарзан и другую минеральную воду.   
Вскоре теплоход вышел в море. Килевая качка  сменилась на бортовую.  Порывестее подул   ветер. Вода стала кидаться на борт, обливая иллюминаторы. Канаты и снасти покрывались тонким слоем льда.. При сильном взлёте тросов ледышки разбивались и раскатывались в разные стороны.
Неожиданно повалил густой снег. Крутясь бессмысленной круговертью, он роем нёсся   в непроглядную угольную темноту. Судно шло по компасу и для безопасности давало продолжительные гудки.
Ребята, были в рубке и наблюдали на беснующую стихию.
Вдруг в лучах прожектора они увидали белых птиц, падающих на палубу.
- Э- эй! – не вытерпев, кто – то заорал. Смотрите!
- Куропатки, кажется,- сказал штурман.
Гонимые сильным ветром, заплутавшие и уставшие птицы летели на освещённый теплоход, валились на обледенелую палубу, цеплялись за снасти.
Парни, открыв рубки, ринулись вон.
- Стойте! – Закричал им вслед вахтенный штурман. Но матросы уже не слыхали.
Катаясь по скольскому льду, они кинулись к птицам. Куропатки, тыкаясь клювами и остро царапая лапками, обессиленно дёргались в руках.
….Утро. Безветрие.
На высоких голых сопках лежит белый искрящийся снег. Почерневшая вода лижет круглые камни  берега.
Спасённые птицы часто хлопая крыльями поднялись в воздух и растаяли в лучах восходящего солнца...
 

-


Рецензии
Зря долго ничего не писал. Можешь, если захочешь. Исправь - "и сейчас стоит он на верхней теплохода". В общем нормально и птичек спасли. И читатели на свежатину набросились. Успехов.

Вениамин Ахтырец   16.11.2014 10:29     Заявить о нарушении
Спасибо Венеамин.

Валерий Суханов Пан   16.11.2014 13:28   Заявить о нарушении