Классики в тюрьме

               
Познакомил  меня с Хозяином мой друг, Дмитрий, коммерческий директор одной из нефтедобывающих компаний. Хозяин – начальник ИК-3, полковник  N. Для  несведущих, ИК-З – исправительная колония, проще – тюрьма. В тюрьме есть подсобное хозяйство: свиньи, коровы, их кормить надо. Вот мы и договорились, что я буду снабжать их сеном, соломой, фуражом.

Помню первую нашу встречу. Цепкий взгляд – часы, ботинки, прикид – всё за секунду оценил Хозяин. В зависимости от оценки и  отношение соответственное: перед Димой – заискивающее (чай, кофе или покрепче чего?), на меня едва взглянул: что с фермера взять? Ну да ладно, я не гордый, мне не привыкать, платил бы  за корма и ладно. Мне куда деваться - то? Хозяином его величают зеки, ну и мы  тоже, из солидарности.

Замечу, что взгляд такой, оценивающий, даже нагло оценивающий, я встречаю теперь часто: в налоговой инспекции, в полиции-милиции и даже в поликлиниках и больницах.

 Когда мы проработали года два, ближе познакомились, Хозяин попросил меня помочь с ремонтом трактора - старенького МТЗ с ковшом бульдозерным. Зима, как всегда, пришла неожиданно, и территорию  тюрьмы завалило снегом. Зашли в гараж, где стоял давно никуда не выезжавший ЗИЛ,  да тот самый трактор, тоже на якоре, без  стёкол,  паутина вместо них.

Около часа обследовал я трактор. Расконвоированный тракторист добросовестно записывал, что надо делать, какие запчасти купить. Хозяин рядом прохаживается, руки в перчатках сцепив за спиной: «Топливный насос, форсунки, корзину сцепления, да где же я это возьму, на какие шиши?» Тракторист робко: «Да я бы мог, это самое, ну в общем…» «Понятно, УДО хочется. Ладно, зайди часиков в пять, поговорим.»

Закончили. Руки в мазуте. Чтобы вытереть их, нагнулся за тряпкой, куча ветоши в углу. Вытащил подходящую тряпку, что - то забелело под ветошью, раскидал кучу слегка. Книги. Раскидал всю кучу  – с тысячу книг на грязном бетонном полу. Взял в руки одну, вторую. Батюшки святы! Толстой, Чехов, Достоевский, Шолохов, Дж. Лондон, Шаламов, Солженицын, Ремарк…- весь цвет мировой, русской, советской литературы на грязном бетонном полу, в сырости, среди мусора и тряпья, в тюрьме! Мурашки по коже, волна стыда, горечь – я уж и не помню, что ещё тогда испытал.

 -Как же Вы дошли до жизни такой, Алексей Александрович? У Вас тысячи людей сидят! Им такие книги – глоток чистого воздуха!
- Да нужен мне «гемморой» этот?  Чтобы оприходовать книги в нашу библиотеку, надо письмо в управление писать, комиссию создавать, проверять содержание, нет ли внутри запрещённых предметов. Оно мне надо?-
- А как же «На свободу с чистой совестью»? У тебя какой-никакой замполит есть, это же его хлеб!
- Да что с него взять? Он кроме «Му-му» и не читал ничего.

А я подумал тогда: «А с тебя что взять? Достаточно одной команды только, и сотни людей, чьи судьбы изломаны различными обстоятельствами, чью жизнь сейчас, здесь у тебя, и жизнью - то назвать можно с натяжкой, так – существование, отбывание срока, хоть что-то светлое почувствуют, хоть чему-то да научатся.»

Молодые  люди, продукт тестового, ЕГЭшного образования, создали семью. Решили евроремонт сделать в старой квартире, доставшейся им по наследству то ли от родителей, то ли от бабушки. Места книгам после евроремонта не нашлось, выбросить книги на свалку совесть молодым не позволила – всё-таки родители собирали книги эти. Вот и отвёз муж книги в тюрьму – там они нужнее.

А что книги собирали, знаю по собственному опыту. В студенческие годы за одну книгу Дж. Лондона десять кило макулатуры сдавал. Мясо возил нужным людям за подписку на двенадцатитомник Л. Толстого, когда жил в деревне. Так и собрали приличную библиотеку.

Книги тюремные не были обстановкой в квартире, видно было, что их читали: пометки на полях, закладки. Книга – лучший подарок! Мы тогда действительно так думали. Я помню радость свою, когда жена подарили мне двухтомник В.А. Чивилихина «Память»! Сколько нового, умышленно забытого  в то время я узнал тогда о России! А сейчас скажи кому: «Книга – лучший подарок» - засмеют. Над словами этими, над другими нашими ценностями смеются новые хозяева жизни, нагло, в глаза смеются.

Книги из тюрьмы я перевёз к себе. Библиотека моя удвоилась. А я невольно задумался, куда попадут мои книги. Может подарить кому? А кому?


Рецензии
Основная масса заключенных в тюрьмах активно читали - потому что заключенным нечего было делать в свободное время.

Виталий Овчинников   07.02.2022 18:19     Заявить о нарушении
Самому не пришлось оценить, но слышал. Спасибо, что заглянули.

Иван Горюнов   07.02.2022 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.