Бабушка Гугниха - предание или бредятина?

Уважаемый читатель, хочу сразу оговориться, что эта статья будет интересна и полезна тем, кто готов переосмыслить историю Уральского (Яицкого) казачьего войска, а не тупо цитировать тех ученых мужей прошлого, которые писали историю яицких казаков, исключительно, корысти ради. Прежде всего, речь идёт о Рычкове, который в своём труде "Топография Оренбургской губернии" (1762 г.) приводит сказание о некой старой татарке по прозвищу Гугниха, якобы ставшей женой яицкого атамана Василия Гугни, ещё, во времена Тамерлана (конец XIV века). О том, что это "бредятина", не имеющая ни какой документальной основы, известно давно. Однако, она продолжает жить и вносить сумятицу в подлинную историю яицкого казачества.

Прежде всего, дадим определение терминам: "предание", "сказание" и "бредятина".

Предание - жанр фольклорной не сказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке (По Аникину).

Предание - рассказ, сложившийся в народе и переходящий путём изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием (По Бродскому и др.).

Бредятина - нелепые мысли и речи; вздор, чушь, выдумки, бредни (обычно с оттенком пренебрежительности) (По Ефремовой).

Документов, дающих право говорить, что на Яике когда - то был атаман или казак по имени Василий Гугня, нет. Поэтому считать историю, рассказанную П. И. Рычковым на страницах Топографии, сказанием нельзя. Более того, молодой магистр - историк   А. И. Левшин усомнился в хронологии события, описанного ученым: "Рычков, в Оренбургской Истории, пишет: начало сего Яикского войска, по известиям от яикских стариков, произошло около 1584 года (7). В Топографии же, сочинённой после Истории, он говорит, что первое поселение казаков на Яике случилось в XIV столетии (8)". Далее он делает следующий вывод: "... невзирая на известную ученость, полезные труды и обширные сведения Рычкова о Средней Азии и Оренбургском крае, хронологически невозможно, и противно многим несомненным историческим известиям. Поскольку же сия повесть принята за единственный и правдоподобнейший источник для истории уральских казаков, и поскольку она неоднократно повторена в новейших Русских и иностранных сочинениях (9), то мы обязанностью почитаем войти в некоторые даже скучные подробности для опровержения оной". Подробнее об этом опровержении можно прочитать в его труде "Историческое и статистическое обозрение уральских казаков", написанной им в Уральске в апреле 1821 года. 

В примечаниях к своей брошюре А. И. Левшин пишет:

7. Известия об Уральском войске, помещённые в Оренбургской Истории Рычкова, собраны им, по собственным словам его, в 1744 году, а те которые поместил он в Топографии своей, получены им в 1748 году.

8. Смотри сочинения и переводы ежемесячные 1762 года, месяц август.

9. На пр. в хозяйственном описании Астраханской губернии 1809 года; в 29 книжке Сына Отечества на 1821 год и пр.

В первой главе "Истории Пугачёва" Александр Сергеевич Пушкин упомянул о предании Рычкова: "Один из их атаманов, по имени Гугня, первый преступил жестокий закон, пощадив молодую жену, и казаки, по примеру атамана, покорились игу семейственной жизни. Доныне, просвещенные и гостеприимные, жители уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи". В примечаниях к Истории поэт написал: "О Гугнихе смотри подробное баснословие Рычкова в его Оренбургской истории".

Петр Иванович Рычков (1712 - 1777) - член - корреспондент Академии наук. Пушкин широко использовал произведения П. И. Рычкова: "Топография оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым", тт. I, II, СПб., 1762. и списки рукописи "Описание шестимесячной осады Оренбурга". Здесь он ссылается на кн.: "История оренбургская по учреждению Оренбургской губернии".

Алексей Ираклиевич Левшин (1798 - 1879) государственный деятель России, действительный тайный советник,  один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного Совета. Происходил из старинного дворянского рода. В бытность службы градоначальником в Одессе (1831 - 1837) был близок с А. С. Пушкиным.

Возникает резонный вопрос: мог ли Пушкин усомнится в утверждениях Левшина относительно сказания Рычкова. Конечно же, нет. Поэтому он и пояснил "смотри подробное баснословие Рычкова". Что такое "баснословие"?

Баснословие - 1) мифология; 2) выдумка, вымысел (По Ефремовой).

Как видим, гений Пушкин и тут, оказался на высоте. По сути, он одним словом дал понять потомкам, что Рычков сочинил миф, которому Пушкин не нашёл подтверждения в беседах с уральскими казаками, а сказание про Гугниху знают только те жители Уральска, которые читали его Топографию. Если выдумку Рычкова рассматривать с другой стороны, то это самая настоящая бредятина.

Петр Рычков написал в Топографии, что сказание про атамана Гугню и татарку Гугниху ему рассказал войсковой атаман Илья Григорьев сын Меркурьев. "Сие его показание достойно всякого вероятия, - утверждал Рычков, - потому паче, что не токмо он, но и отец его войсковой же атаман Григорий Меркурьев (который, имев около ста лет от роду, в прошлом 1741 году умер), были яицкие уроженцы и как тамошние главные командиры все тамошние обстоятельства столь сведущие..."  Действительно, этот яицкий казак был войсковым атаманом с 1748 по январь 1755 года, вплоть до своей смерти. Рычков, по долгу службы, мог с ним встречаться и беседовать. Однако, когда он завершил Топографию (1755), а тем более, опубликовал её (1762), атамана Ильи Меркурьева, уже, не было в живых и опровергнуть сказание про Гугню никто не мог. Возникает вопрос: какую корысть преследовал Рычков, пойдя на подлог.

Когда начинаешь изучать биографию Рычкова - этого видного деятеля Оренбургского губернского масштаба, то становится ясным, что же хотел заполучить коллежский советник от жизни. Оказывается он установил тесную связь с конференц - секретарем академиком Г. Ф. Миллером, автором знаменитого труда "История Сибири". Академик Миллер положительно оценил труды оренбургского ученого, всю его деятельность. В 1758 году он дважды ходатайствовал перед президентом об избрании Рычкова в Академию. "Пройти" в академики Рычкову было не суждено, тогда его, с помощью Михаила Ломоносова "сделали" первым член - корреспондентом Академии наук. В этом и усматривалась корысть безродного оренбургского чиновника.

Известно, что первые яицкие (бывшие волжские) атаманы - казаки принимали самое деятельное участие в покорении Сибири Ермаком. Чтобы академик Миллер мог сказать, что Сибирь покорила "шайка бродяг", Петр Рычков и придумал, якобы, казаки на Яик пришли в конце XIV века и жили там разбоями. Такие мол были злодеи, что убивали даже детей, "якобы то чинилось с младенцами одного женского рода, а мужеск пол оставляем был". Тем более, что в большинстве своём яицкие казаки были неграмотны и им было невдомёк, что про них написал чиновник из Оренбурга Петр Рычков.

"По сказаниям их, - писал Рычков, - помянутый войсковой атаман Григорий Меркурьев, кой, как выше значится, более ста лет жил, помнил бабаку свою, а отца его, Меркурья, тещу, которая умерла в младенчестве его, Меркурьева, жив также более ста лет. Сия его бабка сказывала ему и другим, что она, будучи уже лет двадцати от рождения, знала весьма престарелую женщину татарской природы, по прозванию Гугниху, которая о начале войска Яицкого и о первых их обстоятельствах объявляла следующее".

А далее в Топографии следовал миф от Рычкова, а если точнее, то самая настоящая бредятина про донского казака Василия Гугню, который, якобы, появился на берегах Яика во времена Тамерлана, т. е. на рубеже XIV и XV столетий.

В 1850 - х годах уральский офицер и писатель Иоасаф Игнатьевич Железнов обнаружил в архиве военной коллегии книгу, озаглавленную так: "Книга переписная  переписи господина полковника и лейб - гвардии капитана Захарова с товарищи Яицким казакам 1723 и 1724 годов". После смерти И. И. Железнова, в газете "Уральские войсковые ведомости" появилась рублика "Материалы к истории Уральского казачьего войска, ещё не напечатанные", которая открылась словами: "Помещая здесь материалы к истории уральского войска, считаем святым долгом сказать, что большая часть их добыта трудами незабвенной памяти писателя нашего Иосафа Игнатьевича Железнова". В газете той, была опубликована справка из архива военной коллегии о службе войскового атамана Григория Меркурьева по его прошению против доноса на него сторонников старшины Логинова, которая поведала следующее:

"Войсковой атаман, Григорий Меркурьев сын Меркурьев, у него сын Илья девяти лет, по сказке его от роду ему, Григорью, пятьдесят семь лет. Дед его родиною Сеевского уезду дворцовой Кашаринской волости крестьянин и оный дед его в прошлых годах был переведен на Самару, а отец его родился на Самаре и служил в конных стрельцах, а с Самары пришел на Яик во сто семьдесят первом году (1663 г.), а он Григорий родился на Яике и служит в казаках сорок лет" (кн. 22, лист 1 и 2).

Таким образом, всё написанное, господином коллежским советником Петром Ивановичем Рычковым в Топографии Оренбургской губернии, о появлении донских казаков под предводительством атамана Василия Гугни на Яике, не более чем его, вероятно, корысти ради, грамотно продуманная выдумка, в которую до сих пор верят некоторые уральские историки и писатели.   

Однако, многие российские историки, в том числе, Николай Михайлович Карамзин относят появление казаков на Яике около 1584 года, т. е. в последние месяцы царствования Ивана Грозного: "Около 1584 года, - писал Карамзин, - шесть или семь сот Волжских Козаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями, и сделались ужасом Ногаев, в особенности Князя Уруса, Измаилова сына, который непрестанно жаловался Царю на их разбои и коему Царь всегда ответствовал, что они беглецы, бродяги, и живут там самовольно; но Урус не верил и писал к нему: "Город столь значительный может ли существовать без твоего ведома? Некоторые из сих грабителей, взятые нами в плен, именуют себя людьми Царскими". Вот, отсюда взялась версия о причастности царя Ивана Грозного к созданию Яицкого войска. Но это уже тема другой статьи.

Источники:

Аникин В. П. Предание//БСЭ.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 10. Гл. 1. М., 1989.

Левшин А. И. Историческое и статистическое обозрение уральских казаков. СПб., 1823.

Литературная энциклопедия. Под ред. Н. Бродского и др. М., 1925.

Материалы к истории Уральского казачьего войска, ещё не напечатанные//Уральские войсковые ведомости, 1869. № 20, с. 4 - 7.

От Гугни до Толстова. Сост. А. Г. Трегубов. Уральск, 2006.

Пушкин А. С. История Пугачева. М., 1983.

Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уральск, 2009.

Сизенко А. Г. Казачество России. Ростов н/Д, 2009.

Шамбаров В. Е. Казачество: путь воинов Христовых. М., 2009.

      


Рецензии
В глубоком детстве у бабушки иногда появлялась на комоде " шапка" деда. Рядом ставилась свечка. Около икон. Дед умер очень давно при том. И также регулярно на камоде ставилась свечка бабке Гугнихе. Спрашивала про неё. Пытались объяснить. Ничего не поняла. Годами позже другая тетушка сказала, что наша бабушка при сложных семейных вопросах молилась Гугнихе, просила помочь. Объяснить толком не смогли. Лишь потом, изучая родословную поняла, о чем речь, ибо то, что бабушка и дед уральское казачество, скрывали тщательно от детей. После лишь поняла, отчего отец называл меня казаркой, когда скакала как всадник на коне, на палке. Тогда на Урале вся детвора скакала....
Спасибо!
С праздниками зимними!

Татьяна Немшанова   18.01.2024 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! А какой станицы были Ваши бабушка и дед? Урал большой, а уральские казаки жили в определенных местах. Честно говоря, про "свечку бабке Гугнихе", впервые слышу. Она татарка была, магометанской веры. За её здравие пили уральские казаки, про это Пушкин написал.
С Крещением Господнем!

Николай Панов   18.01.2024 21:19   Заявить о нарушении
От меня тщательно скрывалось! Отец однажды сказал, что мои предки идут с Илецка!
А в 1930 бросив всё, прадед подхватил детей, сбежал с села Челябинской в город, чтоб выжить. Родственники многие навсегда остались, где кто. Семьи растащены. У многих дети умерли в дороге, не все вернулись с севера, с Сибири... Бабушка выжила ребенком лишь тем, что прадед устроился на завод. Рабочих на военных заводах тогда не трогали. И тщательно молчали.

Татьяна Немшанова   19.01.2024 12:09   Заявить о нарушении
Жили и в Оренбурге, в Уфе, в Челябинске. Весьма известные личности. В гражданскую стояли по обе стороны. Участвовали и в войне Порт Артуре, с Японией, и в Перемышле и на Севере, на Востоке...

Татьяна Немшанова   19.01.2024 12:12   Заявить о нарушении
Татьяна, если Вы назовёте фамилии, а лучше и имена Ваших предков, я могу посмотреть по переписям и Метрическим книгам. Илецкие казаки есть у меня и довольно много. Напишите в личных сообщениях, чтобы не засорять эфир здесь.
С уважением,

Николай Панов   19.01.2024 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.